Направление слоев в клеце
Додано: 25 січня 2011, 13:51
(Должно быть фото со слоями клеца торцами упирающегося в деку и дно)
Попробую помочь
со своими скромными знаниями.
Кстати, найти соответствующую информацию в основном контенте сайта трудно,
даже зная в чем дело.
Если отвечать коротко - то у Вас неправильное направление слоев верхнего клеца.
Но если углубляться в детали, то здесь очень много нюансов.
Главная опасность такого расположения слоев перпендикулярно
слоями деки это неравномерное усыхание древесины в продольном и поперечном
направлениях, что может привести либо к образованию трещин на верхней деке,
либо к отрыву верхнего клеца. С дном тоже самое.
Клец соседствует одновременно с обечайками дном, декой и пяткой грифа.
На напряжения в этом узле и на прочность соединений влияет сразу много факторов таких как
материалы обечаек, дна, деки,их выдержка, способ соединения грифа с клецем и обечайками,
свойства всех клеевых соединений в этом узле. Например очень важно, чтобы не было перпендикулярного
расположения слоев обечаек и клеца. В этом случае при усыхании обечаек возможно выламывание деки клецем.
Это происходит если клец стоит торцами к декам.
Но в вашем случае для фанерных обечаек это не очень существенно, так как фанера более или менее однородна во всех направлениях.
Но вот дно и верхняя дека у Вас из массива и здесь надо это принимать во внимание.
Ваше расположение слоев на самом деле в фабричных гитарах встречается для фанерных дек на кремонах и
немецких музимах, а также и на ленинградских гитарах с цельными деками. Более того, торцевое расположение верхнего клеца Вы можете увидеть
на картинке в книге Комарова и Федюнина "Ремонт и изготовление щипковых музыкальных инструментов"!
Немаловажный фактор также прочность самого клеца. Клец
с примененным Вами расположением слоев будем еще и слабым, хотя Вы выбрали хороший материал.
Ясень достаточно прочен, хотя полезно было бы его все рано укрепить.
Но здесь много зависит от крепления пятки и материала клеца.
Если бы Вы решили оставить обычное винтовое крепления грифа, то это был бы самый
неудачный вариант
с этой точки зрения. Гриф в этом случае давит
только на верхний край клеца, создавая момент. Если Вы решили применить два болта,
то уделите особое внимание затяжке нижнего болта.
Если у Вас пятка и углубление в клеце подогнаны хорошо, то смело вклеивайте,
даже без всяких ласточкиных хвостов.
При клеевых соединениях помните, что клеевое соединение по торцу
имеет прочность во много раз меньшую, чем соединение неторцевыми плоскостями.
Ласточкин хвост, залитый эпоксидкой - соединение применяемое Николаем, работает совершенно по другому,
нежели склееный столярным клеем или тайтбондом. Это, наверное, единственный случай, когда применение эпоксидки дает ощутимое преимущество, превращая узел в монолит,
особенно в случае некоторых люфтов в шипе, без которых трудно правильно выставить гриф.
Теперь немного о том как Вам исправить ситуацию --- не хотелось , чтобы
со временем пострадали Ваши цельные дека и дно.
1. Радикальное и наиболее правильное решение -- переделать клец. Это не большая работа даже по сравнению с тем, что Вы уже успели сделать.
Приклеивая клец, даже к фанерным обечайкам проложите один слой шпона между клецем о обечайками.
2. Также можно как бы сымитировать фанеру на верхней деке, врезав в вернюю часть клеца слой из одной или двух полосок
шпона. Это можно сделать не не всю ширину клеца, а отступив от краев миллиметра по 3-4 и выбрав для этого часть
материала клеца. Можно было бы и просто поверх клеца наклеить, если бы он у Вас не был уже выровнен с контробечайками.
Я уверен, что у Вас получится очень хороший инструмент.
Надеюсь Ваша дека зазвучит.
Попробую помочь
со своими скромными знаниями.
Кстати, найти соответствующую информацию в основном контенте сайта трудно,
даже зная в чем дело.
Если отвечать коротко - то у Вас неправильное направление слоев верхнего клеца.
Но если углубляться в детали, то здесь очень много нюансов.
Главная опасность такого расположения слоев перпендикулярно
слоями деки это неравномерное усыхание древесины в продольном и поперечном
направлениях, что может привести либо к образованию трещин на верхней деке,
либо к отрыву верхнего клеца. С дном тоже самое.
Клец соседствует одновременно с обечайками дном, декой и пяткой грифа.
На напряжения в этом узле и на прочность соединений влияет сразу много факторов таких как
материалы обечаек, дна, деки,их выдержка, способ соединения грифа с клецем и обечайками,
свойства всех клеевых соединений в этом узле. Например очень важно, чтобы не было перпендикулярного
расположения слоев обечаек и клеца. В этом случае при усыхании обечаек возможно выламывание деки клецем.
Это происходит если клец стоит торцами к декам.
Но в вашем случае для фанерных обечаек это не очень существенно, так как фанера более или менее однородна во всех направлениях.
Но вот дно и верхняя дека у Вас из массива и здесь надо это принимать во внимание.
Ваше расположение слоев на самом деле в фабричных гитарах встречается для фанерных дек на кремонах и
немецких музимах, а также и на ленинградских гитарах с цельными деками. Более того, торцевое расположение верхнего клеца Вы можете увидеть
на картинке в книге Комарова и Федюнина "Ремонт и изготовление щипковых музыкальных инструментов"!
Немаловажный фактор также прочность самого клеца. Клец
с примененным Вами расположением слоев будем еще и слабым, хотя Вы выбрали хороший материал.
Ясень достаточно прочен, хотя полезно было бы его все рано укрепить.
Но здесь много зависит от крепления пятки и материала клеца.
Если бы Вы решили оставить обычное винтовое крепления грифа, то это был бы самый
неудачный вариант
с этой точки зрения. Гриф в этом случае давит
только на верхний край клеца, создавая момент. Если Вы решили применить два болта,
то уделите особое внимание затяжке нижнего болта.
Если у Вас пятка и углубление в клеце подогнаны хорошо, то смело вклеивайте,
даже без всяких ласточкиных хвостов.
При клеевых соединениях помните, что клеевое соединение по торцу
имеет прочность во много раз меньшую, чем соединение неторцевыми плоскостями.
Ласточкин хвост, залитый эпоксидкой - соединение применяемое Николаем, работает совершенно по другому,
нежели склееный столярным клеем или тайтбондом. Это, наверное, единственный случай, когда применение эпоксидки дает ощутимое преимущество, превращая узел в монолит,
особенно в случае некоторых люфтов в шипе, без которых трудно правильно выставить гриф.
Теперь немного о том как Вам исправить ситуацию --- не хотелось , чтобы
со временем пострадали Ваши цельные дека и дно.
1. Радикальное и наиболее правильное решение -- переделать клец. Это не большая работа даже по сравнению с тем, что Вы уже успели сделать.
Приклеивая клец, даже к фанерным обечайкам проложите один слой шпона между клецем о обечайками.
2. Также можно как бы сымитировать фанеру на верхней деке, врезав в вернюю часть клеца слой из одной или двух полосок
шпона. Это можно сделать не не всю ширину клеца, а отступив от краев миллиметра по 3-4 и выбрав для этого часть
материала клеца. Можно было бы и просто поверх клеца наклеить, если бы он у Вас не был уже выровнен с контробечайками.
Я уверен, что у Вас получится очень хороший инструмент.
Надеюсь Ваша дека зазвучит.