... and again read
...
Выдержки из свежепереведенной книги Роя Кортнелла:
...
"Дека
Часто говорится, что дека наиважнейшая часть гитары. Большинство гитаростроителей согласятся с этим обобщением, однако важно помнить, что весь инструмент в полном объеме имеет гораздо большее значение. Вполне возможно, что один мастер изготовит гитару гораздо лучшую, чем другой, хотя и использует материалы, уступающие в качестве. Если гитара не работает как единое целое, ни один компонент ее не сделает чуда. При выборе древесины для деки фактически есть выбор только между двумя типами: елью или красным канадским кедром.
Ель (Picea ехсеlsa)
Это традиционная древесина для дек всех струнных инструментов и в течение долгого времени она поставлялась из Швейцарии и Германии, но из-за сокращающихся поставок сырья источники в настоящее время более широко "европейские". Кажется, что Торрес иногда использовал ель, которая поставлялась для столярных нужд, и был в состоянии выбрать подходящие заготовки для своих дек. Однако часто он не мог раздобыть доски радиального распила и был вынужден заново распиливать до тех пор, пока получал достаточно широкие заготовки с волокном, перпендикулярным поверхности деки. Первое соображение при оценке деки – это удостовериться, что заготовка насколько это возможно ближе соответствует радиальному распилу. Годичные кольца должны быть расположены перпендикулярно к поверхности, или только слегка наклонены. В этом легко убедиться, взглянув на волокна торца доски. Именно эта характеристика в значительной степени ответственна за придание жесткости древесине и, учитывая то, что законченная дека будет толщиной всего лишь порядка двух миллиметров, она очень важна. Еще одним фактором в выборе древесины для деки является параллельность волокон поверхности деки. Это наиболее вероятно, если дерево расколото по собственной естественной "линии разделения". Если дерево распилено вне всякой связи с этим, то вполне вероятно, что распил не будет следовать "линии разделения", а линии, представляющие собой древесные волокна будут выходить на стороне пласти доски с определенными промежутками вдоль его длины, что приводит к ослаблению структуры (см. рис. 10-4).
Дека, который была получена раскалыванием часто демонстрирует "шелковую" фактуру поперек волокон, так как это плоскость, которая была структурно слабее в дереве и, следовательно, более склонна к раскалыванию. Еще один способ судить о характере деки заключается в удержании ее за один угол и постукивании по ней костяшками пальцев. Если есть невидимая трещина вдоль ее длины, то при этом будет слышно глухое дребезжание. Производимый тон также указывает на то, насколько доска "живая", но помните, что чем толще доска, тем выше будет нота. Позже, когда доска отстрогается, высота тона упадет.
Некоторые изготовители считают, что если толстая, необработанная заготовка имеет достаточно высокий тон, то он останется на относительно высоком уровне и после выведения в конечную толщину, что предпочтительно для хорошего звука.
Хорошо видимым критерием является качество волокна на поверхности доски. Годовые слои должны быть прямыми и равномерными, хотя расстояние между ними увеличивается от центра к внешней поверхности дерева. Диапазон должен быть между 10 и 25 линиями на 25мм. (На гитарах Торреса интервал годовых колец варьируется от 9 до 46 на 25мм). Используются также и другие типы елей, такие как ель Ситка (Picea sitchensis) – для гитар со стальными струнами, или ель Энгельманна (Picea engelmannii), которая имеет много характеристик европейской ели.
Западный красный кедр (Thuja plicata)
Западный красный кедр стал популярным по ряду причин: он более многочисленен, чем ели, и поэтому дешевле; деревья вырастают до большего размера и дают широкие доски хорошей, равноволокнистой древесины; инструменты с кедровым деками часто выдают громкий и яркий звук сразу после установки первых же струн. (У гитары с еловой декой часто значительно улучшается звук в течение первых нескольких лет, поэтому некорректно сравнивать новую гитару из ели со старой). Хотя кедр также улучшает звук со временем, он часто является более употребительным в качестве нового инструмента. Недостатком является то, что качество кедра (с точки зрения производства тона) значительно варьируется от одной доски к другой. Ель в этом смысле достаточно равномерна. Некоторым мастерам кедр нравится, потому что они добились хороших результатов с ним. Другие считают, что он их разочаровал. Цвет также значительно варьируется – есть мнение, что кедр с более жесткой текстурой, как правило оранжевого или красноватого цвета, лучше, чем более мягкий, волокнистый, обычно коричневого цвета. Плохая кедровая дека будет производить характерную "жидковатость" (прим. переводчика: в оригинальном тесте "thinnness" – англ. "тонковатость") в дискантах, в то время как хорошая дека будет звучать тепло и ярко. Кедр также имеет тот недостаток, что он довольно мягок и может быть легко поврежден, но говорят, что он в меньшей степени подвержен изменениям влажности, чем ель. Для большинства из мастер-гитар, упомянутых в этой книге, выбором для дек должна быть ель. За исключением двух инструментов: Игнасио Флета и Даниэля Фридериха, которые оба производили прекрасные гитары с кедровыми деками."
...
И после всех этих "read" становится ясно, что клен в качестве древесины для деки не используется. Во всяком случае пока
. Вот для других частей гитары - что да, то да.