Болгарский пациент- попытка воскрешения Орфея.
Додано: 24 квітня 2015, 18:50
Долго я собирался и никак не мог собраться заняться именно этой гитарой- на ней я научился играть, с нею изрядно поездил по стране и миру(разок-другой длину экватора точно намотали). Для огромного количества гитар ремонт, который выполняется кривыми руками вроде моих, приводит к несвоевременной (или своевременной?) кончине. Но не век же ей пылиться на антресолях? В её нынешнем состоянии играть на ней не комильфо, так что попробуем начать новую жизнь.
Вот такой инструмент Кто держал в руках болгарские Орфеи, Кремоны Розы и прочие Лилии советских времён знает их увесистую кондовость. В моём случае еще эта модель под металлические струны- с нулевым порожком и неохватным грифом. Возможно именно благодаря этой своей брутальности она и переносила все невзгоды. Раскачать такой увесистый фанерный корпус непросто, поэтому по- настоящему она у меня зазвучала только когда я 1985 году переделал её в 9-струнку таким вот нехитрым образом: 9 струн и время подтянули подставку к голоснику на добрые 6 мм и изрядно вдавили её в деку, так что более-менее строила она и играла только благодаря половинке стального 5 мм прута, положенного позади лада, исполняющего роль косточки. Без этой железки струны до лада на подставке не достают и практически лежат на грифе. А так гриф сидит крепко несмотря на трещину. Так что придётся повозиться с его демонтажом.
Что я хочу получить в итоге от этой затеи?
1. Оживить практически умерший инструмент - своего рода благодарность.
2. Получить классическую гитару под нейлоновые струны, которую приятно взять в руки и приятно играть на ней.
3. Получить полезный опыт, который возможно в будущем пригодится, если я затею делать гитару с нуля.
Соответственно собираюсь заменить обе деки, верхнюю сделать из ели, нижнюю из венге. Кроме этого собираюсь тем же венге надставить обечайки, чтобы увеличить высоту корпуса. Исходный плоско-параллельный в 87 мм от клёца до клёца. Корпус большой, так что планирую где-то 96 у грифа и 103 у нижнего клёца.
План работ следующий:
Сначала снять нижнюю деку, снять контры, снять гриф. Там ласточкин хвост, поэтому разбить верхний клёц, всё равно нужно делать новые клёцы большей высоты. Вклеить новый верхний клёц, после чего заменить и нижний. Потом снять старые контры и приклеить новые. Надставлять обечайки надо будет полосой высотой 13-15 мм, так что придётся новые контры делать высотой 18-20 мм и клеить их к обечайкам с перекрытием в 3-5 мм. Думаю делать их из 2 слоёв 2.5-мм шпона клёна или какой-нибудь краснухи. Как вариант- сухарики. Далее к торцу старых обечаек и к новым контрам приклеить надставки из 2.5-мм шпона венге, заранее согнутые к форме обечаек.
Сейчас обечайки толщиной 3 мм, поэтому следующим этапом будет шкурение старых обечаек до толщины надставки. Толщина обечаек на этом этапе после выравнивания выйдет 2.2-2.3 мм. Завершить работы по увеличению высоты обечаек оклеиванием обечаек в полную новую высоту шпоном венге 0.6 мм.
Потом изготовить нижнюю деку из венге 2.5 мм и приклеить её на место. Можно сразу и окантовать.
Следом снятие верхней деки, возможна замена контр, изготовление новой деки и установка её на место. Окантовка, украшалка.
Ремонт грифа с небольшим изменением профиля шейки, переладовка, подгонка шип-паз (скорее всего не буду повторять ласточкин хвост, обойдусь прямым пазом со шкантами), свадьба с корпусом. Лакировка, установка свежеизготовленой подставки, финиш.
Пока выполнил только только пункт «Сначала», т.е. снял нижнюю деку, вернее она практически сама с радостным «чпок!» отскочила, едва я вставил в трещинку лезвие ножа и оставив на себе кусочек одной из рип с почерневшей от грязи поверхностью расслоения по косому слою и сучку. А так все рипы остались на месте. Впечатлился видом продавленной деки изнутри. Вот что бывает, когда подставка задней кромкой лежит на рипе, а переднюю ничто не подпирает. Всё-таки схема с Z-образными пружинами требует очень прочной деки.
Пока всё. Жду замечаний от мэтров по поводу плана работ.
Вот такой инструмент Кто держал в руках болгарские Орфеи, Кремоны Розы и прочие Лилии советских времён знает их увесистую кондовость. В моём случае еще эта модель под металлические струны- с нулевым порожком и неохватным грифом. Возможно именно благодаря этой своей брутальности она и переносила все невзгоды. Раскачать такой увесистый фанерный корпус непросто, поэтому по- настоящему она у меня зазвучала только когда я 1985 году переделал её в 9-струнку таким вот нехитрым образом: 9 струн и время подтянули подставку к голоснику на добрые 6 мм и изрядно вдавили её в деку, так что более-менее строила она и играла только благодаря половинке стального 5 мм прута, положенного позади лада, исполняющего роль косточки. Без этой железки струны до лада на подставке не достают и практически лежат на грифе. А так гриф сидит крепко несмотря на трещину. Так что придётся повозиться с его демонтажом.
Что я хочу получить в итоге от этой затеи?
1. Оживить практически умерший инструмент - своего рода благодарность.
2. Получить классическую гитару под нейлоновые струны, которую приятно взять в руки и приятно играть на ней.
3. Получить полезный опыт, который возможно в будущем пригодится, если я затею делать гитару с нуля.
Соответственно собираюсь заменить обе деки, верхнюю сделать из ели, нижнюю из венге. Кроме этого собираюсь тем же венге надставить обечайки, чтобы увеличить высоту корпуса. Исходный плоско-параллельный в 87 мм от клёца до клёца. Корпус большой, так что планирую где-то 96 у грифа и 103 у нижнего клёца.
План работ следующий:
Сначала снять нижнюю деку, снять контры, снять гриф. Там ласточкин хвост, поэтому разбить верхний клёц, всё равно нужно делать новые клёцы большей высоты. Вклеить новый верхний клёц, после чего заменить и нижний. Потом снять старые контры и приклеить новые. Надставлять обечайки надо будет полосой высотой 13-15 мм, так что придётся новые контры делать высотой 18-20 мм и клеить их к обечайкам с перекрытием в 3-5 мм. Думаю делать их из 2 слоёв 2.5-мм шпона клёна или какой-нибудь краснухи. Как вариант- сухарики. Далее к торцу старых обечаек и к новым контрам приклеить надставки из 2.5-мм шпона венге, заранее согнутые к форме обечаек.
Сейчас обечайки толщиной 3 мм, поэтому следующим этапом будет шкурение старых обечаек до толщины надставки. Толщина обечаек на этом этапе после выравнивания выйдет 2.2-2.3 мм. Завершить работы по увеличению высоты обечаек оклеиванием обечаек в полную новую высоту шпоном венге 0.6 мм.
Потом изготовить нижнюю деку из венге 2.5 мм и приклеить её на место. Можно сразу и окантовать.
Следом снятие верхней деки, возможна замена контр, изготовление новой деки и установка её на место. Окантовка, украшалка.
Ремонт грифа с небольшим изменением профиля шейки, переладовка, подгонка шип-паз (скорее всего не буду повторять ласточкин хвост, обойдусь прямым пазом со шкантами), свадьба с корпусом. Лакировка, установка свежеизготовленой подставки, финиш.
Пока выполнил только только пункт «Сначала», т.е. снял нижнюю деку, вернее она практически сама с радостным «чпок!» отскочила, едва я вставил в трещинку лезвие ножа и оставив на себе кусочек одной из рип с почерневшей от грязи поверхностью расслоения по косому слою и сучку. А так все рипы остались на месте. Впечатлился видом продавленной деки изнутри. Вот что бывает, когда подставка задней кромкой лежит на рипе, а переднюю ничто не подпирает. Всё-таки схема с Z-образными пружинами требует очень прочной деки.
Пока всё. Жду замечаний от мэтров по поводу плана работ.