Сторінка 1 з 5

Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 12:22
AmDmE7
Здравствуйте, уважаемые гитарные доктора.

Имею счастье владеть гитарой "Орфей" бальзаковского возраста, которая давно нуждается в ремонте. Кажется, я до этого морально дозрел, в связи с чем нуждаюсь в консультациях людей, компетентных в вопросе.

Основные дефекты.

1. Лады, особенно возле порожка, приняли волнообразную форму из-за выработки струнами.
2. На грифе сделались ямки, соответствующие впадинам волн, указанных в п.1.
3. Оторвался элемент конструкции, к которому крепятся струны снизу (мост?). Отрывался долго и мучительно, после полного отделения от остальной конструкции имеет своеобразный изгиб. Верхняя дека при этом повредилась незначительно.
4. Собственно верхняя дека - имеет небольшой характерный выпукло-впуклый изгиб от сил натяжения струн, ИМХО.
5. Гитара прилично потерта, под локтем правой руки - до дерева (фанеры?); есть царапины.


Моменты, вселяющие оптимизм.

1. Всю долгую и непростую жизнь находилась в совместимых с жизнью условиях - не мокла, не загорала, в рукопашных схватках участия не принимала.
2. Видимых невооруженным глазом трещин, расслоений, признаков порчи древесины - нет.
3. Еще 5-7 лет назад имела вполне приличный (для себя) голос.

Моменты, не вселяющие оптимизм.

1. Гриф старательно приклеен на ЭПД к верхней деке и к своему родному месту крепления. При этом родной болт находится на своем месте и тщательно залит клеем - очевидно,для повышения надежности соединения.
2. Накладка какая-то слишком тонкая (по сравнению с теми, которые приходилось видеть на других гитарах). Такое впечатление, что лады ее почти перерезают.

По звуку на настоящий момент.

Весьма мерзковатый. При попытке увеличить громкость - трещит, цепляет лады, протестует, однако громкость не увеличивает. При движении по ладам в сторону середины струны картина становится все более и более унылой. Играть громко и ярко невозможно в принципе. Вообще - звук напоминает старинную неважную запись на пластинке - с дребезжаниями, подвываниями, потрескиваниями, похрюкиваниями и пр.

Чего хотелось бы.

1. Устранить очерченные выше недостатки, касающиеся внешнего вида.
2. Заменить мост.
3. Заменить лады заодно с накладкой.
4 Добиться приличного для бытового исполнения классических вещей звучания (заменить верхнюю деку? нижнюю? обе? вклеить какую-нибудь хитрую акустическую систему?...?) Эксплуатация планируется на нейлоновых струнах.

Причины, побуждающие к ремонту.

- ностальгического характера;
- угрызения совести;
- нужен бы второй инструмент - с дочкой ансамбли поигрывать. Плюс - неожиданно для себя обнаружил интересный факт: некоторые вещички, которые на другом инструменте играются трудновато, здесь идут лучше (не все).

Теперь перехожу к просьбам.

Остро нуждаюсь в советах и наставлениях опытных людей - от "что нужно из материала" до пошаговых инструкций. Неспешные работы планирую на лето-осень, а до тех пор хотелось бы в основном собрать необходимые материалы (на что клеят, какое нужно дерево, лаки-краски-пропитки....). Однако - что нужно, да и сколько, имею самое общее представление.
Что-то, очевидно, можно купить в готовом виде (те же мост-накладку). Где и какие - ХЗ. Или, возможно, нужен более обширный ремонт и бОльшее количество комплектующих?

Вот, собственно, в таком ключе. Заранее благодарен.

P.S. На ту лирику, к которой струны крепятся сейчас, внимания обращать не нужно - она держится на одном больтике и снимается за пару минут. Мост лежит свободно.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 12:42
Николай Руденко
Здравствуйте,
это фанерный гриф от советской фабрички.
Если заменить деку на нормальный массив, то должна получится нормальная гитарка в своем классе. Уже красное на кузове, будет симпатично.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 13:58
моторист
Главная рекомендация - внимательно прочитать статьи на сайте, пару-тройку чужих тем с переделками (в том числе и конкретно про такой же болгарский "Орфей" от Ивана Ивановского). Книжку Кортнелла в переводе Амаяка. Потм многое прояснится само. При этом надо трезво оценивать свои столярные навыки, готовность тратить ненулевые суммы денег на материалы и инструменты, а также решимость довести работу до финиша. Если чего-то из перечисленного за собой не чувствуете - лучше пойти в магазин и купить гитару.
Лето-осень - не лучшее время для работ, если они связаны со вскрытием корпуса. Надо смотреть, какая у Вас влажность в рабочем пространстве. Я сильно сомневаюсь, что летом и особенно осенью в Вашем краю относительная влажность воздуха не превышает 40...45%.
Подставку готовую, лады, колковую механику, костяные детали, розетку - если рядом ничего нет, можно выписать у китайцев на Али-Экспрессе.
Материалы на деку (если решитесь на замену фанеры), накладку, рипы и пружины, канты - вот тут http://mastergitar.com/forum/viewtopic.php?f=64&t=2183 , это в Краснодаре, от Вас совсем недалеко. Канты можно также изваять из пластика от уголков из любой лавки стройматериалов - это если не захотите возиться с деревянными.
По работам - я бы выпилил нафиг фанерную деку, сделал бы из массива по любой понравившейся схеме (см. книжку Кортнелла). Псевдонакладку - спилить по 12 ладу, всё что ниже- срезать, чтобы показался клёц. Потом, когда встанет на место дека, и будет понятна ситуация с высотой струн, оставшуюся часть "накладки" снести, возможно, возникнет ситуация, когда новая накладка пойдёт выше деки - тогда можно сделать так, как например у Амаяка в 4-м опусе, когда гриф приподнят.
Корпус внутри подвергнуть ревизии, при необходимости проклеить, усилить контры.
Гриф можно и этот оставить, только наверное лучше его покрасить "вглухую", чтобы скрыть корявость фактуры. Отверстия под механику, скорее всего, сделаны с шагом 40 мм, для использования с современной механикой надо их заглушить (мебельные шканты в помощь - как раз есть 6-мм) и просверлить заново, как правило, пластиковые валы механики для нейлона диаметром 10 мм с минимальными вариациями.
Клей - Тайтбонд Ориджинал, с красным колпачком на флаконе. Никаких "Момент-Столяров" и прочей шняги. Пластиковые канты, если будете делать их - клеить цианакрилатным клеем.
Лак - по Вашим обстоятельствам. Если готовы к освоению шеллака - смотрите на форуме соответствующие темы, их много. Если нет - то либо нитролак, либо акриловый. Соответственно смотрите - есть ли возможность работать в помещении, ибо нитролаки и акриловые не на водной основе - сущее химоружие.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 14:37
Михаил_И
отличный экземпляр

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 17:09
Иван Ивановский
Видел сообщение, но пока собрался, Микола и Владислав всё рассказали. :-) Могу добавить кое-что. "Приличное для бытового исполнения классических вещей звучание" термин очень расплывчатый. Возьмём минимум. По мне это когда у гитары все детали в целости и надёжно приклеены, прямой гриф, закатанные лады, правильно выставлены мензура с учётом компенсации и высота струн над накладкой. Стоит нормальный подходящий комплект струн. Тогда даже самые простецкие гитары как правило пригодны "для бытового исполнения".
Если гриф более-менее ровный и угол его вклейки позволит выставить нормальную высоту струн, то можно обойтись выравниванием накладки и заменой ладов. Если же гриф надо будет снимать, то имеет смысл и деку менять. Тут пост Владислава вам в помощь.
Минимальный объём работ это если получится обойтись без замены деки. Надо посмотреть что там под оторвавшейся подставкой. Если обошлось только утерей фрагментов из верхнего тонкого елового шпона и сама дека в районе подставки не обрела совсем драматический сколиоз, то деку вполне можно сохранить и даже снимать не нужно. Хотя ещё стоит посмотреть куда должна встать новая подставка и закроет ли она проплешины от старой.
Если всё ОК, то тогда надо будет снять дно, выпрямить на деке горб в районе подставки (возможно придётся просверлить пару отверстий и стянуть через них проблемное место деки двумя металлическими пластинами с нагревом), приклеить веер (вы же нейлон предпочитаете?). Поясную и гармоническую рипы если целые, не сильно косослойные и не отклеились можно и оставить. Ну и проклеить и при необходимости укрепить все проблемные места внутри- клёцы, контры и т.д.
В принципе на этой стадии можно будет отойти от канонического порядка действий, а именно- почистить и отделать верхнюю деку и приклеить подставку. Как вариант- сделать её на пинах (надо же как-то дырки в деке задействовать). Собрать дно и приклеить его на место. Почистить-полакировать, поставить струны и радоваться. "Приличное для бытового исполнения классических вещей звучание" будет, примерно на уровне недорогих китайцев, может и получше. :-)
Ну а полный ребилдинг вроде того что я со своим Орфеем сотворил имеет смысл делать только если у вас есть "моральные обязательства" именно перед этим инструментом либо(и) есть сильное желание плодотворно и с удовольствием потратить кучу времени именно на это занятие. И процесс важнее результата.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 21:00
AmDmE7
Большое спасибо за такие быстрые и ёмкие ответы - признаться, даже оторопел. Первоначальное направление движения понятно, источники информации - тоже. Начнем вникать в суть вопроса. Правда, не удалось найти книгу Кортнелла - спрашивал Гугла, он предлагает Кортнельский университет или гитариста Криса Кортнелла - у него, вроде, книг нет.
Как другими словами помимо "...приличное для бытового исполнения..." очертить требования к качеству звучания - я даже не знаю. Большинство недорогих инструментов, продающихся в магазинах, рассчитаны на несложный аккомпанемент или первоначальное обучение. Следующая ступень - ну, скажем, уровень музыкального училища - для полупрофессионального исполнительства. Наверное, куда-то сюда можно отнести и пресловутое "...бытовое исполнение..." в моем понимании. Далее, видимо, следуют инструменты консерваторского уровня, ну и потом для концертирующих гитаристов.
Разумеется, все на правах ИМХО.
Фотографию деки без подставки сделаю завтра-послезавтра - как до гитары доберусь; сколько я помню, там действительно повреждения небольшие.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 21:40
Иван Ивановский

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 22:27
Амаяк Тарахчян
Собрат по парусу обошёл с подветра ;-) Спасибо, Иван *YES* .
Артур, приветствую. Оно может и хорошо, что Гугл пока не знает о наших форумных сокровищах. :-) Если и впредь форумчане будут рекомендовать посмотреть это, или прочесть то, искать лучше по ключевым словам соответствующую тему прямо на самом форуме. И благодаря этому Гугл часто отдыхает *CRAZY* .

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 08 квітня 2016, 23:02
AmDmE7
Ой-ёй. Да это целая энциклопедия. Благодарю. Думаю, основная часть наивных вопросов будет снята.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 19 травня 2016, 18:19
AmDmE7
Здравствуйте, уважаемые.

Хочу узнать Ваше мнение по нескольким вопросам.

Лечение инструмента начал по рецепту Владислава - по 12-му ладу разрезал все,что было до деки, деку удалил. Отсоединяться категорически не хотела, особенно по клецам, пришлось долго упрашивать, однако фанеру деки местами все же повредил. Внутри ничего порченого, отклеенного, треснувшего или поврежденного не обнаружилось (одну рипу на деке подпортил во время расчленения конструкции - оказывала активное сопротивление).

Теперь, собственно, обо что хотелось спросить.

а) материал на деку (ель), пружины (ель) и накладку (палисандр) заказал, жду в ближайшие дни. Наибольшие сомнения вызывает работа с накладкой - опасаюсь, что с первого раза все как нужно быть не получится. Мысль такая - на первый раз попробовать установить накладку из бука. Однако подозреваю, что если все окажется в порядке, то там она и останется жить. Вопрос - насколько это приемлимо.

б) когда снимал канты, местами обнаружилось присутствие шпатлевки (заделывалась щель между кантом и обечайкой, местами до 1.5 - 2 мм), которая охотно раскрошилась, когда ее потревожили. Теперь видится два варианта - выравнивать низ паза либо тоже шпатлевать. Вопрос - шпатлевка в гитароремонтировании применяется? если "да" - та где, как и какая?

в) пытаюсь по нашим местам найти шпон - пока сплошное разочарование. При этом у меня есть миллиметровая фанера (много), думал для тренировки поработать с ней. Где бы подсмотреть, какими красителями нужно пользоваться?

г) не по существу, но интересно - в теме, посвященной Опусу 4 Амаяка на стр.15 описан интересный процесс выведения обечаек в высоту перед приклеиванием дна и есть фотографии интересной приспособы для этого. А как купольной поверхностью подгоняется 8-образная форма? Хочу подробностей.

С уважением.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 19 травня 2016, 19:22
Амаяк Тарахчян
AmDmE7 писав: А как купольной поверхностью подгоняется 8-образная форма?
Боюсь, что я не совсем понял вопрос. *SCRATCH* Потому отвечаю на то, что понял :-) .
Для придания купола и сделана приспособа-тарелка, с желаемыми габаритами и высотой купола. Её насаживают на ось, установленную в нужном месте и путём вращения или ротации туда-сюда с легким нажимом сверху вниз получают купол на обечайках. При этом какой формы восьмёрка будет под приспособой не так сильно важно.

Re: Снова про "Орфей"

Додано: 19 травня 2016, 20:42
AmDmE7
Амаяк, по Вашим фотографиям я так и понял, но в этом случае получается, что высота обечайки переменна по периметру - наименьшая на клецах, побольше на нижнем овале, еще больше на верхнем и максимальная - в талии. Измерял три гитары, оказавшихся в доступности, в т.ч. одна вроде мастеровая - разницы нигде не нашел. Подопытный "Орфей" - везде 85мм. Откуда и возник вопрос.