Переделка советских гитар, фабричных гитар, реставрация гитар, замена дек.

финал работ

История такая:
Гитара куплена лет 25 (+-) в музыкальном магазне за 16 рублей. Подправил лады - порожки и лет пять был счатлив. Звучание очень нравилось, на редкость глубокое. Ребята даже брали ее со сцены играть. А потом загорелся и перерезал головку грифа на 12 струн. Удивительно, но лет 15 она прожила настроенная по камертону без каких либо видимых поломок и пузырей. А потом как то сразу начала расклеиваться и колоться верхняя дека, просел корпус под грифом (гриф на винте). Пару лет назад одна творческая личность мне посоветовала: "Дерзай!", и я дерзал! Литературы и матерьалов особо не было, поэтому сотворил деку из чего то хвойного с широкой (шире резонатора, клином к ремню) дубовой встакой по центральной оси. Пружины расставлял скорее художественно. Получилось симпатично, но звук, ну на троечку(дубовый?), хотя без струнной нагрузки дека камертон усилива очень неплохо. Кто то тут спрашивал про дуб, оказалось что он очень, ну текучий, что ли, охотно и непредсказуемо деформируется и не востанавливается...
...вот сижу над разобранной гитарой, в планах поменять или востановить старую деку, заменить накладку, вклеить гриф. Очень хочется оживить, бедная, сколько ей пришлось пережить. Может кому будет интересен мой полезный и безполезный опыт, кое что из того что делал раньше мне все таки очень понравилось как получилось...
Завтра постараюсь выложит фото, какой она была до разборки - уж больно хочется похвастаться, и в каком виде сейчас - какие будут идеи, с чего начать и что уже сейчас подправить в корпусе.
И нужен первый совет, в какую сторону двигаться с декой. Востанавливать старую, колотую вдоль волокон, всетаки - ель 3 мм, выдержаней некуда, или кто из петербуржцев поделится опытом где он добывает древесину (не дуб).
Вот, такой была гитара дня три назад:
d209aeccab6c.jpg
d209aeccab6c.jpg (42.97 КБ) Просмотров: 4487


Чем располагаю сейчас:
2222f815b85131c.jpg
2222f815b85131c.jpg (272.36 КБ) Просмотров: 4487



Дека. Толщина по всей площади, с учетом лака - 2.9 - 3.1 мм. Все таки больше склонен востановить:
33333b3ccc463b06c.jpg
33333b3ccc463b06c.jpg (265.25 КБ) Просмотров: 4487


Обечайка. Дно пока сидит на "Хенкеле". Думаю, если все остальное получится идеально, а азарт останется...
44444aaa96667182b.jpg
44444aaa96667182b.jpg (238.06 КБ) Просмотров: 4487

55552fdd23d523b.jpg
55552fdd23d523b.jpg (297.41 КБ) Просмотров: 4487


У хенкеля есть и положительные качества - полностью разобрал деку, включая порожек минут за 10 :sm54:
Очень волнует вот это место:

Не то чтоб поленился почистить, просто без вспышки остатки клея не были так заметны. Клёц с ближней стороны имеет трещену - в утиль?

Подставку думаю оставит эту:

...или нет? На классике такой способ крепления струн не используется, почему?

Гриф - одна сплошная настальгия:
66666ce2c39da0b5a.jpg
66666ce2c39da0b5a.jpg (314.72 КБ) Просмотров: 4487


777773e51f8ce9492.jpg
777773e51f8ce9492.jpg (290.5 КБ) Просмотров: 4487


Это то с чего начались мои опыты над гитарой. Почему то решил что головка грифа должна быть из берёзки. Широкой палки не нашел, нашел длинную, по этому появилась вставка. Вставку сделал из кухонной доски, зато между доской и березкой шпон из черного дерева. Только сейчас с удивлением узнал что мастера примерно и делают (в смысле разрезают). До сих пор помню те чувства когда все собрал, во первых тасчился от перебора, а во вторых удивился - субъективно струны мне показались значительно мягче чем были на шестиструнке. Переделывать не думаю, во всяком случае на этой гитаре пусть будет как есть.
Значительно позже поставил еще один эксперемент, но результат мне не понравился. Сточил края накладки между ладами, чего хотел добиться, сейчас сказать не могу. Недавно узнал, так делают кажется некоторые эстрадники, и даже имя придумали. Накладку планирую поменять - будет ровной.

Попутно вопрос: вчера в стоймагазине купил буковую доску на накладку. Годится? Нужно ли ее как то предварительно обрабатыать, химически, термически. В Суздале живет гусляр - Таня, она умеет разговаривать с деревом и так в диалоге выясняет будет ли оно петь и что с ним нужно сделать (может и мне так попробовать?). Я не играю на гуслях но точно могу сказать что они у нее разговаривают. Удивительные инструменты. И вовсе они не похожи на те, на которых играл Садко. Если кому интересно - где то были фото.
Пока все. Удачи!
Николай Руденко писал(а):Подставку оставляйте свою. В классике на пимпочках не принято, но у вас и не классика. Есть у этих подставок и принципиальное отличие. На подставке с кнопочками можно очень низко над декой разместить струны и практически исключается отрыв подставки.
Ваши соображения по склейке деки?

Капитальный ремонт гитары: законченные работы
Думаю что отрывается - доотрываю. Края, если складываются ровно притирать специально не буду. Клеить на ЭП (или на Titebond?), Что делать с "недоломанными" трещинами пока в задумчивости...
Там еще около подставки есть нехорошие дыры, примерно такие: |S|. Заливать их клеем с опилками - как то слишком просто. Стянуть - не знаю удасться ли, да и напряжение лишнее появится.
Николай Руденко писал(а):Клеить трещины на тайтбонд. Недоломанные слегка изгибаете и пальцем втираете тайтбонд же, чвяк-чвяк туда сюда, должно пройти насквозь, палец можно слегка смачивать, тогда клей будет немного жиже. Можно немного придавить. Не сломайте деку - прижимайте её прежде чем сдавливать.
Полностью всё срезайте и снаждачивайте с деки.
Не ясно, что там нехорошее в форме непонятно чего в зоне подставки?

Есть вариант вашу деку впоследствии капитально закрасить - для эстрадки - это нормально, для вашей деки самое то что надо, на мой взгляд.

Подставка сидела на ЭПС с наплывами по всему периметру. С помощью фена удалось снять без повреждений (видимых) деки. Сейчас пытаюсь заклеить трещины. Идею подглядел на сайте Александра Момота. Выгляди это так:
88888e20ad8ca569.jpg
88888e20ad8ca569.jpg (76.35 КБ) Просмотров: 4487


Жека, каким образом ваша дека собралась в столь изящьное целое?
Пока клеится дека, думаю над корпусом. Струн будет 12, мензура (родная) 650. Нужно ли усилить конробечайки. Клец имеет трещену непосредственно в теле. Какие есть варианты его укрепить (опять же с учетом 12 струн)? Или рискнуть поменять...
В прошлый раз я все клеил на ПВА с прогревом. Намазал, прогрел, прижал (пригладил) и уже все держится. Позволяет ли Titebond такое обращение?
Николай Руденко писал(а):Я рекомендую очень сильно усилить контры в области верхнего клеца. Сам клец подклеить ЭПС и укрепить его самого по краям, доклеев палочки, что уверено скрепят клёц контры и обечайки. Можно вклеить такие полукруглые штуки в уголки, чтобы клёц в итоге выглядел овальным. Менять клёц не надо. Не бойтесь городить, бойтесь прослабить этот место.
Зачем греть тайтбонд? Для какой работы? По существу сказать ничего не могу, так как не клеил таким образом.

Жека Акм писал(а):Ваша дека очень даже ничего, по сравнению с тем, что было у меня. Вся такая кривая, растрескавшаяся, нормальный бы человек сразу бы выкинул А склеивал также как и Вы. В дырки делал вставки. Да, и клеил на смолу! не потому что так лучше, а потому что ни знал как иначе, да и форум был не так развит

Деку потихоньку скеил и отшкурил. Не все трещины удалось спрятать - буду красит, есть некоторые идеи, но это не скоро (а может кто из посетителей что оригенальное подкинет ).
Сейчас на очереде клец, конры и все, что их держит. Начну с контробечаек. Думаю провести их поверх существующих, от существующего клёца до за изгиб талии. Клёц, следуя совету, думаю укреплять палочками с боков, сделав в них пропилы под новые контры, а потом всю площадь клёца и палочек накрою пластиной изнутри. Важно ли для таких работ направление слоёв древисины?
На деку пока наклею только основные рипы, все остальное придется (уж я и так и эдак прикидывал) клеить через дно, когда моя подставка с пимпочками уже будет стоять на месте.
По поводу греть ПВА - армейский опыт, не знаю, что с ним происходит, похоже при нагреве он начинает быстро полимеризироваться, сохраняя эластичность. Схватывает моментально - не оторвешь, пока не остыл можно клейку корректировать, окончательную твердость набирает согласно времени на инструкции. Вчера c Titebond провел такой же опыт, минут за пять склеил две планки, с перекрытием примерно в 1 кв. см. оторвал, как и было рекламированно, с "масом". Ну не знаю...может где пригодиться.
Чуть лирики. С деревом пока никак - пошел на толкучку. Нашел! Гора заклеенных "луночарок", сверху Ферзь, Я к нему "дяденька, хорошие гитарки, а ге тут ёлочки растут?". На халяву выслушал лекцию, что такое мастеровая гитара типа хохнер, кто такие мастера (мне не светит) и ни один настоящий мастер ни одним своим секретом ни с кем никогда делиться не станет! Так вот теперь сомневаюсь, настоящий ли Вы, Николай? А серьезно, зашел на днях на страничку о Вашем Учителе. Все очень близко... Думаю повезло и Вам и Владимиру Алексеевичу. А уж нам то как повезло
...а да,хотел спросить у Жеки, как Вы клеили кант?
Николай Руденко писал(а):Так как площадь склеики - этих палочек-укреплялочек с декой будет небольшой и сам клёц уже наверняка просох , то можно клеить п-укреп как удобно. Древесину лучше выбрать плотную. Контры достаточно укрепить, приклеив 2мм полосы. После всего берёте полукорпус и рукой напрягаете клёц, моделируя давление грифа - должно возникать чувство надёжности и спокойствия
Вариант с веером потом - забудьте! Можно всё правильно сделать. Под подставкой должен быть крепкий плотный футер, который явно круче веерной системы. Вывод: футер может разрывать веер без нанесения ущерба надёжности узла. Выражаясь нормальным языком, мне кажется, что можно сконструировать так, чтобы пружины заходили на футер, врезались в него, замуровывались и потом уходили на нет в месте предполагаемого выхода отверстий и начинались вновь. Некий паук. Спайдер-бридж! Подставка в свою очередь укрепляет всё это с другой стороны. Даже не думайте про веер потом!
С клеем понятно, но вызывает настороженность, что хорошо ли прогревать детали гитары при склейке, так как под действием температуры и влаги древесина изменяет размеры. Засунутая в воду на ночь обечайка может расшириться до 0.7см. и это без нагрева. Не загоняйте в гитару дополнительных напрягов.
Такие ферзи есть, наверняка в каждом городе. В Харькове был по крайней мере. Кстати, у вас есть возможность подобрать себе очень приличную луначарку. Некоторые ленинградки с еловой декой, да ещё краснухой фанерованым корпусом потенциально просто самый лучший вариант для изготовления приличной гитары из ничего.
Насчёт тайн. Какой-то тайны по типу панацеи, я вспомнить не могу Есть нюансы изготовления гитары каждым конкретным мастером. Какие-то важные для меня моменты изготовления могут быть абсолютно неинтересны и глупы для другого мастера. Как и я радуюсь порой, что не взял за константу какое-то соображение и был свободен от стериотипов. Вот и в своей обучающей практике хочу, чтобы каждый из вас выбирал из спектра возможностей. Делать можно так и так, и так, и этак. Только подвергнув сомнению абсолютную верность имеющихся образцов гитарного "зодчества" можно двигаться дальше. Не говоря уже о том, что идеал звука пока очерчен очень туманно. Но сначала, надо научиться элементарным ходам. И не метать бисер перед фабричками.
Добрый день!
Постараюсь оправдать :sm55:
Занимаюсь контробечайкими. С деревом пока попрежнему не очень... Завтра пойду в новую разведку :sm12:
Пробовал гнуть. С хвойными так подружиться не смог (да и надо ли было? Скорее азарт). Из твердых пород под рукой остались дуб и бук (так его этак :sm12: ) С дубом я неумело поэксперементировал в прошлый раз, поэтому отложил пока в сторону, а из бука в моем детстве делали самые крутые клюшки :sm38: . Бук оказался посравнению с елочкой - пластилином. Грел феном, гнул руками, приспособ пока никаких не делал, в качастве шаблона использовал собственно полукорпус. Получилось так:
9999fdf4d9f7bff7.jpg
9999fdf4d9f7bff7.jpg (57.6 КБ) Просмотров: 4487


Заготовку прежде чем клеить прокалил несколько часов в электродуховке при 100С. Прверил форму - чуть разогнулся тонкий конец. Локально подогрел и вернул на место.
Сейчас все выглядит:
999hhhhad3af3340f55.jpg
999hhhhad3af3340f55.jpg (57.82 КБ) Просмотров: 4487


Кончик видимо не остыл еще когда я прижимал, остались вмятины от струбцин. Опыт...
Линейкой контролировал ширину талии, не потолстела ли.
Перед закрытием деки хочу обработать контробечайки слоем лака.
Пока так.
Тамерлан, переживаю за Вас, может всетаки попробовать потихоньку снять Вашу деку? Спасибо за совет! На вагонку давно косился, только продают ее у нас большими пачками, а оторвать где одну приличную досточку - пока не нашел. На счет ломаных инструментов - есть кое какая мысль - попробую. Лин! Маньяком тут скоро с вами станешь! Идеш по Невскому и мечтаешь, вдруг кто ненужное фоно из окна сейчас выбросит :sm35:
Почти решился! Буду искать дерево и обязательно хоть один инструмент с нуля да попрбую.
Всем спасибо за помощь :sm112:
Очень хорошо с укреплением контры. Теперь ещё вклейте палочку в угл между клецом и обечайкой, за одно переклеються конты с клёцом. Палочка в толщину клёца с выемками для контр. Возможно лучше клеить на ЭПС,так как слишком много поверхностей, к которым надо подгонять.
Корпус мог поменять форму и сам - были закатаны напряжения в деку, вы срезали деку и корпус повело относительно неё. Но вы правильно делали, что следили за талией. Если будете вставлять новые канты, то есть некоторый дополнительный допуск, скоректировать неточности кантом.
Я фоно искал в объявлениях в газете, или самовывоз, или недорого. Но у вас город, в котором полно мест, где можно найти материал - поищите мастеров, так сказать специализированные точки.
Небольшой нюанс работы с ЭПС. Я уже где-то писал про это. Такие узлы лучше проклеивать немного призагустевшей ЭПС. Т.е. разводите, смазываете ещё жидкой места касаний для лучшей адгезии, ждёте когда немного загустеет, домазываете и прижимаете. Если сразу намазать жидкой и зажать, то может получиться сухая склейка, когда клей или впитывается, или куда-то утекает.

Да, не простая задача поймать эпоксидку Постараюсь! Думаю не лишним воспользоваться советом Жеки - заложить в ЭПС "арматуру" в виде опилок.
Не подумал - усложнил себе задачу. Кому интересно - учтите! Палочки для укрепления клёца нужно было подготовить заранее, до того как приклеил дополнительные контробечайки, проще бы было подгонять их по месту, а потом,уже по приклеенным контробечайкам доработать выемки.
Трещину в клёце заделал чуть разведенным Тайтбендом. Заливал потихоньку расшатывая клёц из стороны в сторону "чвяк-чвяк", пока клей не стал вытекать с самого низа трещины во все стороны, после этого зафиксировал струбцинкой. Чувство надежности увеличилось
На счет материала - не обращайте внимания, это я так, слезу выжимаю, вдруг кто сжалится и принесет мне прямо домой в коробочке с бантиком Конечно, озадачусь - обязательно найду!
Получается примерно так:
Такие палочки
1110615ae40ba7.jpg
1110615ae40ba7.jpg (74.38 КБ) Просмотров: 4486



Так старался подогнать по копирке
22229995fdbe156.jpg
22229995fdbe156.jpg (53.6 КБ) Просмотров: 4486



А так клеил
333b512af59a11.jpg
333b512af59a11.jpg (74.95 КБ) Просмотров: 4486


Понятно что к чему?

Накладки сверху и снизу клёца - это пока только чтоб зажать, ЭПС разводил примерно 1:6 (на 3 колпачка смолы - 0.5отвердителя), заправил щепоток пять мелких опилок, мазал обе поверхности. Излишки клея постарался сразу стереть тряпкой.
Пока все. жду когда высохнет, буду клеить поперечную планку.
Я бы рекомендовал не вытирать клей, а ставить гитару так, чтобы клей не вытекал, в данном случае на верхний клец поставить. Естественно, что не надо сталактитов и сталагмитов ЭПС, но швы лучше не протирать или протирать, когда ЭПС почти схватиться.

Так всё верно. И система рычагов, просто супер!

Пары рычагов все же не хватило... надо было еще прижать к донышку, благо все для этого было, кроме :sm63:

Эта часть не так важна. Главное было поверхность клёца и обечайки.
Если собираетесь перемещать как-то гриф, отверстие заклейте в клёце. Гриф на болте должен быть где-то на растоянии 1-2мм от деки.

Гриф буду вклеивать и даже думаю разрезать и поставить вставку по примеру Жеки (Жека, как у тебя дела?), но все равно интересно. 1 - 2 мм это между чем, основанием "лепистка" грифа и декой? Это там, где обычно на советских фабричках какрандаш (шариковую рачку) вставляют?
Да, там расстояние очень небольшое должно быть, если на винте.
На 12 струн с грифом лучше не мельчить, думаю.
Добрый день!
Несколько дней отсутствовал, а сейчас сын ушел в поход забрал фотоаппарат, поэтому пока без иллюстраций.
Возвращаюсь к работе, что сделал:
Построил П - образный укреп лдя верхнего клёца. (а вот нашел одно фото - фиксировал верхнюю планку)
444182218686c66.jpg
444182218686c66.jpg (60.67 КБ) Просмотров: 4486


Сейчас все подкруглил, подчистил. Почитал у Сургея V про Кремону, понравилась идея с упором - косынкой. Думаю сделать такой же и дотянуть его до ворхнго рипа. Дальше буду заниматься аккустической системой. Пока четкое представление есть только о двух верхних рипах. Самую верхнюю хочу усилить за счет размеров. Еще, усилить боковые стороны голосовика. А дальше... Вопрос к мастеру, если не сложно, примерную схему, "спайдер - бриджа"
Жека - молодец! Называется "подклеил гитарку к Новому году, увлекся" :D Поделитесь опытом, чем Вы пилили гриф?

Удачи!
Всё дело в том, что спайдер мне пришёл в голову сразу после того как я прочитал ваше сообщение, что вы будете цеплять струны кнопками. И пока материальных образцов, как и схем нет. Только то, что я написал на словах. Давайте уже теперь вы напишите и нарисуйте, как вы видите себе решение этой проблемы и уже будем обсуждать. Мне вообще идея нравиться. :)
Да Ваше высказывание очень точное, и действительно хотел к новому году :D Думаю, Вам то теперь понятно, как долго можно возиться над одним узлом, что то улучшая, что то переделывая ;)
Насчет распила - это было ужасно :P пилить ручной ножевкой вдоль волокон - тяжко, еще хуже было этой же пилой из бревна выпиливать накладку, вставку. Я для удобство уменьшал развод на пиле. Хотя вроде существуют пилы для продольного пиления. Теперь настроен делать циркулярку, большую и маленькую
Доброго времени!
Пока мысль такая (по поводу аккустики):

5555caacd56c282.jpg
5555caacd56c282.jpg (19.44 КБ) Просмотров: 4486



От верхнего клёца - упор - косынка до верхнего рипа. Голосовик укрепить по бокам парой футеров толщиной по 3 мм. Рипы оставить две: Самую верхнюю - усилить, примерно 7х12. Среднюю (в талии) - 5х10. Далее, под подставку - футер с припуском милиметров по 5 по отношению к подставке (примерно получается 190х55 мм), цельный, толщиной милиметра 4 (допустим из того же бука). Пружины - веером, 7 штук, сечением 5х5. Три центральные пройдут через футер под подставкой, врезаясь в него косым срезом (еще не придумал, делать срез от деки или к деке). Далее, две пружины пройдут по краям футера и будут приклеены к его торцам. две крайние пружины - в свободном полете. Ну и пара пружин пойдет от нижнего клёца к полюсам большого овала. в общем то получается все достаточно "как рисуют на картинках".
Другая идея сделать действительно "паука" (...больше нравится "солнышко").

:D Жека, это не я точно высказываюсь, это я прочитал в Вашей теме. По моему это здорово что что Вы не просто залили все дыры эпоксидкой. Не попади я на Вашу тему - не уверен была бы моя.

Улачи!
В целом всё звучит хорошо. Уже :D
Не думал про косые срезы, думал, сделать пропилы внутри футера на всю высоту, чтобы пружинка туда заходила, врезаясь мм на 10 в пропил. Торцы просто склеены, там напряжений не предвидеться. К тому же всё видно. Не знаю какой способ выбрал бы. Косые срезы - решение хорошее.
Подставка и так у вас будет с приличной площадью. Сильно увеличивать площадь футера, думаю не стоит. Чтобы сгладить скачок напряжений, края футера можно сделать пологими. Пружины идут у вас на схемке нормально. Есть соображение их ещё больше сфокусировать, т.е. сдвинуть ближе. Высоту центральных пружин, возможно, лучше учеличить, даже точно лучше, до 6 и 7мм для центральной. Надо воспринимать все это с возможностями деки, она у вас не сильно толстая.
Доброго времени!
Итак, что имею на текущий момент:
Вот такой получился укреп:

666660b7f8563e60.jpg
666660b7f8563e60.jpg (47.39 КБ) Просмотров: 4650



А такой дополнительный упор:
77778fe47c55827.jpg
77778fe47c55827.jpg (61.47 КБ) Просмотров: 4650



Не придумал как его прижать к клёцу, высверлил в клёце отверстие, дал небольшую зенковку под шляпку, вставил шуруп, так и прижал на ЭПС.
Получилось так:
88887eba902a24b8.jpg
88887eba902a24b8.jpg (56.28 КБ) Просмотров: 4650



Сторона со шкалой на линейке лежит по кромке будующего рипа. Незадача... упор еще не обрабатывал (не подгонял по высоте под деку), а вот внутреннюю сторону клёца на милиметр - полтора подзавалил, как получилось, вроде и неснимал ничего!? ...а скорее даже не так, сейчас приложил деку - корпус стал чуть (на 3 мм) короче - клёц пригнуло вовнутрь. Теперь в задумчивости, отжимать клёц - нереально. Подгонять обещайку (как хороший столяр ножки у табуретки) или наддогородить вверх клёц. Первый вариант мне нравится пока больше. Пока сохнет.
Пружины веера планирую срезать в сторону деки, т.е.кончики будут уходить под футер.
Пока все.
А вариант, деку подогнать по корпусу?.... Возможно, я не так понял проблему.

А как вы добьётесь чёткого совпадения проточки в футере с размером и местоположением пружинки? На самом деле, мне кажется, что выбранный вами способ самый сложный.
Добрый день!
... скорее я плохо описал. Проблема следующая: если сейчас оторву дополнительный упор (он пока не обточен - выше всех) и приклею деку, то получу яму между клёцем и голосовиком, как раз под будующей накладкой.
Проточки постараюсь расчитать, сегодня - завтра расскажу как (если успею придумать :D ). Генеральный план такой: пружины приклею на "Тайдбэнд" на всю длину, потом сделаю разрывы под футер, а футер сверху на ЭПС.

Удачи!





Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Амаяк Тарахчян, Bing [Bot], Google Adsense [Bot], Yahoo [Bot], Дмитрий Разумов, Михаилш