Переделка советских гитар, фабричных гитар, реставрация гитар, замена дек.

Сразу скажу - поект закончен. Закончен успешно. В конце темы выложу запись.

Тепрь о возникшей проблеме. Я немного играл на гитаре в студенчестве, потом захотелось поиграть что-то посложнее авторской песни и я стал учиться самоучкой. Сначала на ленинградке, потом семиструнке московской фабрики покрытой толстенным слоем паркетного лака, которая из-за него практически не издавала звуков. А потом, когда я почувствовал, что немного получается, заказал мастеровую семиструнку. В далеком 1984 году она обошлась мне в большую по моим финансам сумму в 300 рублей. Наборная дека из ели, ореховые обечайки, красное дерево на грифе, черное - накладка и нижний порожек, под нейлоновые струны. Я был не большой знаток гитарного звука, но мне все нравилось. И все шло неплохо, если бы не два несчастья - я неосторожно хранил зимой гитару в шкафу рядом с батареей. Про увлажнители тогда я ничего не слышал. И сначала гитара стала дребезжать, а потом по деке пошли продольные трещины, подставка отклеилась посредине и держалась только крыльями, отошла верхняя дека на половине периметра, кое-где треснул кант. Играть стало невозможно, я сильно ослабил струны - и тут пришла вторая неудача - перестройка с последующими революциями. В процессе борьбы за существование средств на починку инструмента не находилось, и он так и постоял без дела до апреля прошлого года. 25 лет. Я даже боюсь думать как это долго.

Так вот... Год назад я в очередной раз осмотрел свою гитару и почувствовал, что мне хочется на ней играть. В общем, план починки у меня уже сложился в голове, ясно, что нужно снимать деку, а единственный способ сделать это - распилить накладку по 12 ладу. Но одно дело придумать в общем, а другое - что стрёмно ломать хорошую вещь не будучи уверенным, что все получится.

Тут подоспела, наконец, и удача - я наткнулся на этот сайт. Снимаю шляпу перед Миколой Руденко - в чем не был уверен - уверился, узнал много нового. А самое главное - перестал размышлять, а стал делать.
Итак, вынуты лады - 12й и выше, сделан пропил по пазу для 12-го лада. Пилил самой тонкой ножовочкой,
но все равно паз для лада несколько расширился, потом это сказалось при установке 12-го лада.
Наверно, для этой оперции лучше сточить обычное ножевочное полотно до минимальной толщины,
или пользоваться лобзиком.
Деку снимал малярным ножом, увлажнял по ходу отделения. Дека снялась практически без потерь.
пару небольших сколов в районе клецев. Однако, если кто, как и я, сомневается - берите ножевочное полотно
и пилите, как много раз на этом сайте рекомендовано. Риска испортить деку при этом никакого не будет,
а кант все равно сломаете. При разделении ножом у меня не раз играло-ёкало.

Также ножом снял и подставку, правда размачивать пришлось серьезнее. Но фото видно, что в середине,
где подставка отклеилась, она отклеилась, прихватив с собой немаленькую щепу, что означало неслабый
косослой на этой плашке деки. Расщеп уходил вглубь, но с обратной стороны, слава богу, не вышел.

Так... делаю небольшую паузу на обучение добавлению фото. ..... Разобрался, сам накосячил.
deka_1.jpg
deka_1.jpg (62.03 КБ) Просмотров: 2697

дека после отделения


Спасти инструмент - это всегда здОрово! А спасти семиструночку - это вдвойне приятно...
Очень хотелось бы увидеть побольше фотографий. С разных ракурсов, что бы примерно определить модель. А еще заглянуть в серединку, узнать побольше о схеме пружин. Или хотя бы с ваших слов побольше о конструкции, стиле, школе.
С нетерпением ждем записи. Ведь обещали! :-)
Олег Ш писал(а): серединку, узнать побольше о схеме пружин. Или хотя бы с ваших слов побольше о конструкции, стиле, школе.
С нетерпением ждем записи. Ведь обещали! :-)


Пацан сказал - пацан сделает :-D

Ничем по форме от классики не отличается. Ну, я конечно, до миллиметров не поручусь. Да и классика у разных
мастеров немного отличется по размерам корпуса. О внутреннем устройстве можно судить по фотографии внутренней
стороны. В начале работы я не сообразил почаще останавливаться и снимать процесс, поэтому пружины уже
удалены. По памяти высота примено 14 мм, ширина - 8 мм, всего три штуки. Центральная пружина расщепилась
вдоль по трещине в деке и частично отклеилась. Остальные две были без трещин, но частично отклеились.
Расположение рип - традиционное. Меня удивила чурка под накладкой. На ней был след струбцины. Понятно,
накладку прижимать это удобно, но для звука - как-то не комильфо. У меня был в закромах еловый брусок, который болтался
по антресолям лет 20, при постукивании звучал приятно, поэтому в целесообразности замены рип и пружин
не было сомнений, а подозрение на деградацию клея - были.
deka_2.jpg
deka_2.jpg (95.69 КБ) Просмотров: 2672

дека обратная сторона


Сразу удалось найти и идентифицировать эту схему пружин. Оказывается, она относится к испанской конструкции гитар. У Н.Комарова и С. Федюнина в учебнике по изготовлению и ремонту есть чертеж испанской гитары именно с такой схемой пружин - рис.189(стр.193) Такие же схемы встречаются по ссылкам А.Маева(19век.музеи,коллекции).
Бросается в глаза солидная толщина деки по центральной полосе. Возможно мастер планировал сделать основной упор на максимальный резонанс самой древесины(ель) верхней деки, а гельмгольцево бульканье и внутриутробный гудеж - как бы задвинуть на второй план. Это все идеи того же 19в.
Подклеенная "масса" под накладкой - уже более современная логика.
Чем дальше - тем интереснее!
Олег Ш писал(а):Бросается в глаза солидная толщина деки по центральной полосе.
Подклеенная "масса" под накладкой - уже более современная логика.

Толщина деки была практически одинакова в середине и по краям - примерно 3мм, может быть
чуть больше (3.2мм) в середине. На момент, показанный на фото я мерил просто штангелем, куда мог дотянуться,
т.е. до 50мм от краев. Такая толщина деки, скорее всего, вызвана тем, что я до заказа гитары
играл на металлических струнах и что-то невнятно бубнил мастеру про металл, нейлон, классическую музыку,
аккомпанимент. Вот мастер и сделал деку потолще, чтобы, если я вздумаю поставить металл,
она не сломалась. Однако, на этой гитаре я всегда ставил только нейлон. Тембр мне нравился,
а вот длительность звучания, особенно первой струны, хотелось побольше. Впрочем, 25 лет тому назад
я покупал и ставил такие струны, какие были в магазине, потому, что на другой день могло быть никаких
даже в Москве.

Толщина деки мне казалось великоватой, однако, я не хотел ставить ставить эксперименты с единственным
инструментом и планировал оставть деку как была, исправив лишь явные дефекты. Но, в итоге,
толшина деки уменьшилась до 2.4 - 2.5 мм. Впрочем, об этом раскажу отдельно.
Олег, похожий веер видел на фотографии гитары Ленинградского мастера Кудряшова (сделана в довоенный период). Там тоже прижинки сходятся у гармонической рипы.
z_bc7429db.jpg
z_bc7429db.jpg (159.89 КБ) Просмотров: 2620


Фотография стырена с сайта мастера Антона Хорина: http://khoromy.narod.ru/
Не мытьем, так катаньем!
Олег Ш писал(а):Сразу удалось найти и идентифицировать эту схему пружин. Оказывается, она относится к испанской конструкции гитар.

Да, я тоже ее видел. Однако для меня мучителным был вопрос - воспроизвести все как было, или "улучшить" конструкцию.
Я перечитал несметно всякого, однако, ясной зависмости звука от схемы расположения и размеров пружин нигде не нашел.
Исходная схема пружин была веерная, и я решил оставить веер, только сделав его про рекомендациям автора этого сайта.
Все-таки схема поверенная, так сказать, в бою.

За исходную точку взял чертеж
Tapa.pdf
(46.15 КБ) Скачиваний: 260
. Футеры по краям голосника и выше верхней рипы ставить не стал.
Во первых, в этих зонах с декой ничего не произошло, кроме трещин у самой накладки, вызванных ее усыханием. Во вторых,
я все-таки хотел получить большую отзывчивость гитары больший сустейн. Футеры, да еще с поперечным расположением волокон,
это, мне казалось, шаг в сторону фанеры.

Толстенную бобышку, естественно, снял. В итоге поставил не пять, а шесть пружин и два футера - под подставку и
посредине - там где пролегала главная осевая трещина. Фото деки с обработанными пружинами я не сделал *WALL* .
Но на фото процесса приклейки пружин все можно понять
deka_5.jpg
deka_5.jpg (114.66 КБ) Просмотров: 2618


deka_6.jpg
deka_6.jpg (111.66 КБ) Просмотров: 2618

Blackmore писал(а):Олег, похожий веер видел на фотографии гитары Ленинградского мастера Кудряшова (сделана в довоенный период). Там тоже прижинки сходятся у гармонической рипы.

У меня оригинальные пружины были ЗНАЧИТЕЛЬНО выше и шире.
Андрей Степанов писал(а):
Олег Ш писал(а):Сразу удалось найти и идентифицировать эту схему пружин. Оказывается, она относится к испанской конструкции гитар.

вопрос - воспроизвести все как было, или "улучшить" конструкцию.

А тут можно и так порассуждать:
Первый срок службы инструмента закончен, ресурс вычерпан полностью. Пытаться восстанавливать прежнюю схему пружин, добиваясь прежнего звучания и не зная при этом главных авторских задумок и идей - наверное все же не реально.
Остается еще один вариант - делать заново, но уже известную, проверенную и зарекомендовавшую себя более современную схему веера. Ближе к "торресу".
Получается,что такой вариант вполне и очень даже оправдан. Если не единственно правильный. И рассчитывать уже можно на более предсказуемый результат - ближе к современному классическому звучанию.
А бобышку, кстати, если в этом возникнет когда-нибудь необходимость, никогда не поздно подклеить заново - доступ свободный :-)
Пришлось немало потренироваться на "кошечках", пока приладился заделывать трещины.
Пробовал разделывать трещины ножом, надфилем. В итоге сломал пополам тонкую фрезу
по металлу диаметром примерно 80мм и сточил ее зубья на клин
deka_s.jpg
deka_s.jpg (97.97 КБ) Просмотров: 2517


Затем по линейке с нажимом вел этот "инструмент" вдоль трещины, стараясь чтобы стенки
канавки были ровными. Затем подгонял к расширенной трещине щепочку и вклеивал
deka_3.jpg
deka_3.jpg (96.78 КБ) Просмотров: 2517


deka_4.jpg
deka_4.jpg (107.87 КБ) Просмотров: 2517

Похожие темы






Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], MailRu[bot], Иван Ивановский