Сторінка 1 з 8

Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 17 листопада 2013, 23:30
Дмитрий Разумов
Решился затеять тему, в которой попробую описать некоторые методы используемые мною при строительстве гитар на примере инструментов которые сейчас собираю. С вашего позволения не буду останавливаться на всем подряд, то что касается столярного искусства и отделки многие мастера уже описали и сделали это намного лучше чем смогу написать я.
Речь пойдет о:
- Слоеных деках.
- Сборке верхней деки и боков без сухарей и контр обечаек.
- Разбивке ладов со смещением от расчетного расстояния.
- Немножко о системе пружин.

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 18 листопада 2013, 00:22
Дмитрий Разумов
Начну с веера. Когда - то(в 90х) задавался вопросом - как влияет положение пружин веера на звук гитары. Информации тогда не было и я делал деку со съемной крышкой и менял положение пружин веера - срезал и клеил снова. Основное влияние оказывают центральные три пружины. Хуже всего получалось когда вторая находилась между струн или попадала на струну, пружина переставала плохо влиять только когда расстояние от крайней струны(1я и 6я) было больше расстояния между струн (12мм). От систем с более семи(есть 9 и 11) тогда отказался, а в дальнейшем пришел к тому, что и семь много, лет примерно 15 использую систему с пятью пружинами.
Веер.jpg
Веер.jpg (123.82 Кіб) Переглянуто 9727 разів
Положение крайних пружин 4я и 5я существенного влияния не оказывает и их клею "на глаз" когда как. Пружины в самом низу приклеил по привычке на деке с номексом можно обойтись без них.
С некоторых пор меня перестала устраивать ситуация с поперечной пружиной(рипой) в верхнем максимуме. Она или слишком большая, что сказывается на звуке или если её делать меньше плохо держит, приходится клеить две, что тоже не очень хорошо для звука. Если её (рипу) развернуть под острым углом к линии струн, пружина при меньших размерах держит лучше продольную деформацию вызываемую натяжением струн. Подобную систему использую примерно лет 7 - 8.

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 18 листопада 2013, 04:22
Sancho Master
Интересный опыт, Дмитрий. А как именно ухудшалось звучание когда пружина попадала на струну или между струнами?

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 18 листопада 2013, 04:39
Дмитрий Разумов
Струна рядом с которой вклеена пружина начинала заметно "зажиматься", звук короче(сустейн хуже), тембр более пустой и возможно(мне так помнится) несколько тише, положение центральной пружины не менялось. Я не проверял систему, когда нет пружины по центру(с четным количеством пружин).

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 18 листопада 2013, 16:24
sergkust
Дмитрий, продолжайте, тема интересная!
Вы обходитесь без футера под подставкой?
А как повлияла на звук косая верхняя рипа?

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 18 листопада 2013, 20:49
Дмитрий Разумов
Да футер под подставкой не делаю, подставка как бы сама по себе футер. Пробовал делать поперечные пружины в районе подставки, но без них гитара звучит свободней, в итоге отказался от всего что поперек волокон в районе подставки. Когда я перешел на косые рипы в верхнем максимуме, гитары стали несколько свободней и чуток громче и фокусов с проседанием в этих местах больше не наблюдалось. Высота этой поперечной пружины в высокой части 20 - 15 мм в зависимости от материала пружины 20 мм - сосна, 15 - 17 сибирский кедр. В основном использую сибирский кедр.

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 19 листопада 2013, 01:27
Дмитрий Разумов
О том как делать слоеные деки подробно описано в [shadow=blue]этой теме[/shadow]. Опишу некоторые детали специфики "домашней работы". Не у всех есть барабанный шлифовальный станок, у меня его тоже пока нет.
Обязательно понадобится стрелочный индикатор толщин, круглый такой на часы похож.
1стр.jpg
1стр.jpg (68.64 Кіб) Переглянуто 9592 разів
Доводить до нужных миллиметров и выравнивать плоскость частей сендвича(номекс с приклеенной доской) придется притиром с ограничением высоты вышкуривания. Ровная палка крепкого дерева, подойдет дуб, клен, краснота длинной 50 - 60 см. К палке клеим грубую шкурку и по краям делаем два ограничителя из кусков шпона и скотча. Высоту подбираем с учетом толщины шкурки. Например, если я собираюсь выводить серединку по толщине номекса 2мм, а шкурка толщиной 0,7мм то высоту надо делать 2,7мм.
подг2.jpg
подг2.jpg (91.28 Кіб) Переглянуто 9592 разів
подг.jpg
подг.jpg (89.8 Кіб) Переглянуто 9592 разів
Верхняя и нижняя части сендвича сначала делаются как обычные деки. Строгаем где -то до 2х мм, циклим, выбираем лицевую часть, выравниваем и больше её не трогаем.( Я выравниваю ленточной шлиф машинкой - делаю плоскость, потом снова циклю и шкурю средней шкуркой( в районе 400).) Ту часть которую будем клеить к номексу доводим до 1 - 0,8 мм, верх 1мм , которая будет внутри 0,8мм. Рубанок можно использовать на супер хвое до 1,5 мм, если идет со сколами и задирами до 2х, дальше циклей и шлифмашиной.
Советую в процессе доводки не торопиться и почаще измерять толщину стрелочным толщиномером.
Серединка она клеится вместе с номексом и должна иметь толщину номекса, у меня 2 мм.
Серединка .jpg
Серединка .jpg (72.74 Кіб) Переглянуто 9592 разів
Одну сторону заготовки выравниваем под плоскость, вторую строгаем до 2,2 -2,5 мм, кладем на ровную поверхность(чертежная доска) и доводим до 2х вышеописанным притиром. Старайтесь сильно не нажимать на притир, чтобы не прогнуть доску.
Дальше склейка номекс + серединка и одна из дек. Склеенную часть придется немного ровнять номекс пляшет по толщине и высоту серединки тоже строго под номекс подогнать проблемно.
Надо сменить ограничение высоты на палке со шкуркой, теперь надо 3мм + толщина шкурки. Часть сендвича на ровную поверхность и трём.
подг3.jpg
подг3.jpg (124.7 Кіб) Переглянуто 9592 разів

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 20 листопада 2013, 01:52
Дмитрий Разумов
Дальше надо собрать часть корпуса верхняя дека и бока, низ пока не ставим.
20131023_202329.jpg
20131023_202329.jpg (148.23 Кіб) Переглянуто 9515 разів
Верхнюю деку я клею на временные сухарики - всё равно какие и из чего, главное чтобы их можно было потом отломать.
Теперь надо выбрать пазы под ус(пурфинг) и кант. Сильно ненавижу фрезер - орет гад, куда деваться и ночью им не поработаешь, к тому же слоеную деку крайне рискованно обрабатывать фрезером. Доска толщиной 1 мм висит на номексе и чего будет фреза делать с самим номексом не понятно, там из арамидных волокон спрессована тонкая бумага из из этой штуки сделаны соты, к стате кусок номекса на деку весит буквально несколько грамм. Пазы вырезаю маленькой фрезой по металлу прикрученной к деревяшке.
Канторез 1.jpg
Канторез 1.jpg (46.68 Кіб) Переглянуто 9515 разів
канторез.jpg
канторез.jpg (89.26 Кіб) Переглянуто 9515 разів
Сначала режу пазы под ус и обрезаю бок на глубину канта. Ус это 6 шпонин толщиной 4,5 мм, чуть больше толщины деки, если дека не слоеная можно набрать из отдельных полос шпона, клеить их поштучно сразу на гитару. Со слоеной сложнее, там края хрупкие и чистить клей с неё проблемно - толщина маленькая, поэтому сначала лучше склеить весь ус в прессе(широкий потом нарезать на узкие).
К .jpg
К .jpg (109.32 Кіб) Переглянуто 9515 разів

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 20 листопада 2013, 02:12
Дмитрий Разумов
Канавку надо сначала проверить и подогнать сомнительные места, если таковые окажутся, подгонять квадратным напильником. Главное выдержать угол с поверхностью деки и "плоскость" торца деки. Сначала надо клеить только усы.
кант 1.jpg
кант 1.jpg (92.53 Кіб) Переглянуто 9515 разів
Дальше квадратным напильником доводим паз под кант, бок на глубину канта прорезан заранее.
К 2.jpg
К 2.jpg (110.31 Кіб) Переглянуто 9515 разів
К 3.jpg
К 3.jpg (134.22 Кіб) Переглянуто 9515 разів
Для фиксации канта и усов в пазе заматываю гитару веревкой, к противоположному боку(который не в работе) прикладываю фанерку загнутую в виде обечайки немного большей высоты бока. Веревка бывает натягивается весьма сильно и без страховки противоположный бок можно сломать(ломал когда -то).
К 1.jpg
К 1.jpg (121.15 Кіб) Переглянуто 9515 разів
К 4.jpg
К 4.jpg (112.32 Кіб) Переглянуто 9515 разів
P.S. В талии обработку канавок делаю шкуркой, надфилем и штихелями.

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 20 листопада 2013, 03:06
Дмитрий Разумов
Когда кант заклеен его не надо сразу выравнивать с декой, надо будет еще поставить нижнюю деку и избыток канта пока будет служить предохранителем. Если есть пропуски(щели) их надо будет заделать деревом, если рядом с кантом то материал канта, ус то шпоном из которого ус, приваривать утюгом, паяльником в этой системе лучше не надо.Но всё это надо будет сделать после приклейки нижней деки и выравнивания канта.
Осталось отломать сухари - щипцами и остатки срезать штихелем.
сух1.jpg
сух1.jpg (101.76 Кіб) Переглянуто 9512 разів
Толщина бока на этой гитаре 1 мм, к нему через пружинки приклеена добавка, еще один бок 30 мм шириной и толщиной 2 мм по всей длине обечайки. Если кто хочет воспользоваться этой системой, но опасается можно для страховки сделать так же, материал добавки на звук не сказывается(я не заметил, делал из разного дерева) лишь бы крепко было.
сух2.jpg
сух2.jpg (69.67 Кіб) Переглянуто 9512 разів
сух3.jpg
сух3.jpg (112.41 Кіб) Переглянуто 9512 разів
Под конец проклеиваю кусками киперной ленты, по идее должно держаться и без них, но для страховки больше для себя, чтоб не нервничать.
сух4.jpg
сух4.jpg (133.11 Кіб) Переглянуто 9512 разів

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 20 листопада 2013, 03:27
Дмитрий Разумов
Процесс сборки нижней деки ничем не отличается от верхней http://mastergitar.com/forum/viewtopic.php?f=81&t=356. Серединка там немножко другая.
низ.jpg
низ.jpg (122.54 Кіб) Переглянуто 9510 разів
низ2.jpg
низ2.jpg (102.54 Кіб) Переглянуто 9510 разів
К пружинам деки я клею дополнительную пластину 30 см длина, 4 см ширина и толщина 2 -3 мм. Материал этой добавки существенен нужен палисандр, на этой гитаре морадо. Приклеиваю только к нижней пружине которая в большом максимуме, к верхней клею уже на собранном корпусе, центральная пружина не приклеивается.
низ3.jpg
низ3.jpg (84.04 Кіб) Переглянуто 9510 разів
И самое главное, не забыть приклеить этикетку с указанием на Мастергитар.
низ4.jpg
низ4.jpg (116.68 Кіб) Переглянуто 9510 разів

Re: Классическая гитара с использованием современных технологий.

Додано: 20 листопада 2013, 07:44
Максим Цукер
Гитара наверно получается лёгкой как пёрышко. Дмитрий, а приезжайте зимой в Питер на "виртуозов гитары", покажете честному народу настоящий русский даблтоп. Я там тоже наверно буду. Не слышал, чтобы в России кто-то делал с номексом.