Сборка
Изготовление нижнего клёца
Прошлым вечером я сделал нижний клёц. Я использовал обрезок, которым добрые люди из Rockler снабдили меня бесплатно. Он был не совсем радиального, или скорее совсем не радиального распила, но в остальном хороший и чистый.
Я охал да ахал какое-то время о том, как сориентировать волокна клёца. Как и со многим другим в лютьерии, есть много подходов к процессу строительства и наличествуют одинаково много противоречащих друг другу аргументов, почему да и почему нет. Я в конечном итоге сделал клёц с волокнами, расположенными параллельно волокнам обечаек. Теория такого подхода в том, что эти компоненты будут иметь аналогичные движения при воздействии изменения влажности и температуры.
Как бы то ни было, я начал с очищения одной пласти, а затем подровнял одну из боковых граней и одного из концов. После того, как они были выровнены и перпендикулярны друг другу, я вырезал блок почти в окончательные размеры на ленточной пиле, а затем очистил плоскости резов на строгальной доске. Под конец вторая пласть была отсругана и клёц стал конечной толщиной 18 мм.
Для того, чтобы получить небольшой изгиб на поверхности, которой клёц будет приклеен к обечайкам, следуя их кривизне, я перекосил лезвие рубанка винтом боковой регулировки в задней части. Таким образом, он резал глубже на правой стороне, чем на левой, или, вернее, он резал слегка со скосом на правую сторону. При тщательном строгания это позволило мне наглядно видеть, где и сколько я отстрогал, так как проходы поперёк торцовых волокон оставляли отчетливые следы на древесине. Три прохода на каждой стороне от центра сделали работу, хотя мне, вероятно, придется внести некоторые небольшие корректировки, чтобы получитьс хорошую подгонку, как только я приступлю к сборке.
Наконец, я подрезал углы на глаз, просто чтобы создать немного более приятный по виду легкий клёц.
Фото:
http://erikshjoerne.blogspot.com/2008/0 ... -back.html
Сборка грифа с обечайками
Ну, я думаю, что я достаточно долго увиливал от этого и настало время сделать решительный шаг. Решение принято и нет пути назад: собираю обечайки с грифом в первую очередь. Мне потребовалось много времени, чтобы выяснить способ сделать это, понятный мне, но об этом позже.
Стыковка обечаек с грифом была довольно проста. Я начал с установки малки на правильный угол пятки грифа. Затем измерил и перенёс на контробечайки расстояние между днами пазов и боковыми поверхностями пятки. Так как контробечайки были приклеены на глаз, а малка прикладывалась к ним, я не был уверен в точности и оставил миллиметр-два на неточности и окончательную подгонку. Каждая обечайка была обработана согласно своим отдельным замерам.
После того, как контры были размечены, я подрезал их ножовкой и удалил ненужное стамеской. Эти работы оказались немного громоздкими, так как было непросто зажать деталь должным образом. Я, в конечном итоге, сделал небольшую подложку со слегка искривленной лицевой поверхностью, которую вкладывал между верхней и нижней контрами и зажимал обечайки на верстаке струбциной. Оглядываясь назад, я думаю, что было бы лучше использовать тиски. Ну, может в следующий раз.
Закончив зачистку краёв стамеской, я продолжил тонкую зачистку фальцгебелем (прим.перев.: фальцгебель – рубанок для зачистки четвертей, или фальцев) до ихи чёткой посадки в пазы. Я должен был держать рубенок под небольшим углом, чтобы компенсировать кривизну обечаек, а также тот факт, что они входят в паз пятки не под прямым углом. Получились легкие задиры, хотя лезвие и было заточенным и установленным на тонкую стружку. Оглядываясь назад я подумал, что было бы лучше использовать притир вместо этого. Что бы то ни было, притир или рубанок, инструмент, который мог бы упереться в одну из контр во время обработки другой обеспечил бы прямые кромки, которых в противном случае было трудно достичь, так как каждая контра подрезалась в индивидуальном порядке.
Фальцгебель – это замечательный маленький инструмент. Мой изготовлен фирмой Lee Valley Ли и я должен признаться, что впечатлен качеством этих рубанков. Уровень точности, осмысленность и интеллект, вложенные в дизайн превращает их использование в радость. У меня не хватает слов, чтобы достаточно их похвалить.
После того, как обечайки хорошо сели в пазы пятки, я начал подрезку контр для посадки нижнего клёца. Это было сделано таким же образом, за исключением того, что разметка производилась слесарным уголком вместо малки. Кроме того, я сделал большую часть подрезки стамеской, чтобы избежать задиров, упомянутых выше, и оставил фальцгебелю лишь самые последние штрихи.
Во время окончательной примерки всухую стало ясно, что кривизну контактной поверхности клёца необходимого немного увеличить. Это было сделано на притире в стиле Кумпиано. Концы обечаек также были слегка отшлифованы, чтобы входили в пазы с легкостью.
Я сделал прижимную подложку для нижнего клёца из 1/2" фанеры с наклеенной пробкой толщиной 1/8". Были сделаны две прорези, оставив около 2 мм древесины, что позволяет подложке слегка выгибаться и соответствовать профилю нижнего клёца.
Склеивание клёца
После того, как все было проверено всухую пришло время приклейки нижнего клёца. Вскоре стало ясно, что все это сложновато: не имело смысла зажимать клёц на своём месте на солере без предварительного нанесения клея, так как обечайки уже были установлены. Кроме того, я не мог использовать прижимную подложку клёца не демонтировав нижний упор солеры, который обеспечивал строгий прямой угол обечайкам в этом месте. Запутались?....
У меня получился смешанный подход между двумя школами, где Кумпиано и Кортнелл представляют одну, а Слоан и Богданович другую, однако в итоге клёц оказался прикленным.
Сначала я поместил вощеную бумагу на упорный блок и часть солеры в области склейки, затем установил весь узел в своё положение на солере. Затем нанес клей на торец клёца и вставил его на место, уперев в обечайки так плотно, как мог и прижал к солере под прямым углом раздвижной струбциной. Потом удалил упорный блок солеры напротив клёца и заменил его зажимной подкладкой. После того, как опорный блок был удалён клёц немного отклонился от вертикальности и пришлось отрегулировать положение нижней губки струбцины, чтобы вернуть вертикальность. Наконец клёц был зажат к обечайкам четырьмя малыми струбцинами. Подкладка из МДФ использовалась также на самом клёце.
Очистка клея была немного громоздким делом, так как мешали все эти зажимы и струбцины, но мне удалось очистить большую часть стамеской. Я оставил сохнуть в течение ночи и сделал заключительную очистку на следующий день.
Склеивание обечаек в пазах – что за головная боль!!!
Склеивание обечаек в пазах пятки было кошмаром, чуть не погубившим всю сборку. Я как бы ожидал, что это будет сложный процесс, но не до конца осознавал, что за проблема меня ожидает.
Я начал с того, что тщательно нанёс в пазы клей, используя палочку для намазывания и положил гриф на верстак накладкой вниз. Потом осторожно раздвинул обечайки в стороны и попытался вставить их в пазы сбоку. Но клей начал схватываться прежде, чем они были полностью вставлены и мне пришлось снова вытягивать их из пазов, так быстро, как это было возможно без ущерба. Никогда не любил адреналиновые встряски и этот эпизод не был исключением. Мне это не понравилось.
Я очистил все части и испытал удачу во второй раз. Должен сказать, что не достиг особого успеха и во второй раз!
В третий раз повезёт?! Теперь это стало делом чести. Я был полон решимости заставить вещи подчиняться себе. Все было очищено снова. Во время очистки я заметил небольшие следы от пилы в пазах и задался вопросом не они ли были источником проблемы, по крайней мере, отчасти? Я осторожно утоньшил края обечаек чуть больше, закруглили края, чтобы легче вставлялись, нанёс клей совсем немного и они, наконец, влезли в пазы, правда с небольшой игрой в пазу, чего не наблюдалось раньше.
Вся сборка затем была помещена обратно в солеру. Гриф был отцентрирован и закреплён двумя струбцинами, а обечайки установлены на свои места на подкладках, имитирующих деку и прижаты гантельками.
Задним числом мне стало интересно, так ли хороша идея заклеивания обечаек в пазах? Похоже, тут также есть два подхода. Кумпиано и Кортнелл делают это соединение без использования клея, в то время как Слоан и Богданович наоборот с клеем. В моём случае соеднение был определенно туже во время сухой погонки: очень плотное прилегание с тугим, но плавным входом. Осталось бы оно таковым мне не суждено знать.
(Прим. перев.: Уважаемый Эрик читал Кортнелла не совсем внимательно – у него тоже описан способ вклеивания обечаек в пазы, именно так, как Эрик и сделал.)
Фото:
http://erikshjoerne.blogspot.ch/2007/11 ... embly.html
Обработка кромок обечаек под купол деки и ступеньки под деку на пятке
Это мне стоило больших трудов. Оказывается, что большинство строителей просто оставляют кромки обечаек, к которым будет приклеена дека, плоскими. И, возможно, не зря. Однако, в то время как некоторые утверждают, что предпочтительнее собирать с небольшой напряжённостью в деке, и стыковка куполообразной деки и плоских кромок будет определенно способствовать этому, я решил попробовать состыковать их так хорошо, как мог и, таким образом, скосил кромки.
Предварительный анализ
Я начал рисовать развернутую версию диаграммы Рика Миддлтона для высоты струн, показанную в его книге. Я нахожу, что это очень полезное руководство для визуализации того, как различные параметры, такие, как купол деки и угол грифа, влияют на окончательную наладку гитары.
Первоначально моим намерением было иметь радиус купола деки 25 футов, который снижался бы линейно начиная с области над нижней гармонической рипой, образуя своего рода форму капли, но из диаграммы Мидлтона стало очевидно, что это не так легко сделать. Я начал экспериментировать с альтернативными сценариями, такими как сделать нижнюю гармоническую рипу с большей аркой, чтобы создать более эллиптический купол, или другой вариант – сделать все рипы плоскими и так далее.
Благодаря переписке с двумя из моих приятелей-лютье я в конечном итоге склонился в пользу более традиционного решения, где область ниже глосника будет куполообразной с радиусом 25 футов, а область выше будет плоской.
Со всем этим, я также остановился на придании угла грифу, при котором край верхнего порожка приподнимается на 1.5 мм. Это даст высоту струны 3.4 мм при нижнем порожке, торчащем из подставки на 3 мм. Эти цифры, конечно, теоретические, так как некоторые отклонения наверняка происходят после того, как натягиваются и настраиваются струны, но надеяюсь остаться в прределах допусков.
Друг помог мне с расчетом правильных углов скоса кромки в различных точках периметра. Принимая центр купола на нижней косточке, у меня получилось где-то между 1.05º и 1.26º, - изменение, связанное с волнообразной формой нижнего овала. Так как было непрактично работать с приближением точнее 0.5º, я решил сделать скос в 1.0º для всего нижнего овала и переход к плоскости между нижней и верхней гармоническими рипами.
Приспособление
Я сделал небольшое приспособление-упор для закрепления стружка. Это простая штучка, которая состоит из базы, функционирующей как упор, и наклонной полки, которая держит инструмент. В полку вмонтирован редкоземельный магнит, который прихватывает инструмент, а затем болт, замещающий одну из ручек стружка закрепляет его на месте. В будущем я мог бы изменить конструкцию немного, добавив кусочек шпона над магнитом, чтобы защитить лезвие и переделав полку так, чтобы стружок работал в обе стороны, как налево, так и направо - на данный момент он идет только в одну сторону.
Стружок был налажен на самую тонкую стружку, правая ручка была вывинчена и стружок был закреплен на оправке. Я выставил малку на угол в 1º, перенёс этот угол на оправку и был готов к работе.
Строгание скоса
Сначала гитара была закреплена на диске радиусом в 15' , на котором клеилось дно. Опора для грифа была сделана из обрезков МДФ и всё в итоге было закреплено двумя струбцинам - одна в верхней части шеи и одна на нижем клёце.
Строгание скоса было нетрудным. Единственное, о чём надо было заботиться – это удерживать оправку-упор надёжно прижатой к обечайкам в процессе работы. Как только контробечайки были соструганы близко к фактической высоте обечаек, я опустил рабочее освещение практически на уровень с рамкой гитары. При этом проявились все области, где контробечайки не были соструганы достаточно и отбрасывали тени на кромку обечаек, что и позволило мне достаточно внимательно отследить, где требуется дальнейшее строгание.
Когда я добрался до клёца, я переставил струбцину чуть в сторону, обработал область клёца, снова переместил струбцину на своё место и продолжил работать на другой половине корпуса.
После того, как вся рамка была обработана таким образом, я перенастроил приспособление на 0.5º и обработал участок от нижней гармонической рипы вверх, пытаясь постепенно отработать более пологий угол. То же самое было сделано с приспособлением, установленным на нулевой угол и обработкой, начиная с полпути между верхней и нижней гармоническими рипами.
Последние несколько дюймов рядом с пяткой было невозможно обработать стружком, поэтому тут я работал стамеской.
Обработка ступеньки под деку на пятке
Так как гриф будет установлен под углом к деке, я также обсуждал возможность надо ли учитывать это при вырезании ступеньки или же сделать её параллельно шейке. Моим первым порывом было компенсировать угол шейки. Тем не менее, я решил затем сделать вместо этого компенсацию путём обработки нужного угла лепестка накладки грифа.
Я начал с маркировки пятки скальпелем на 3,5 мм вниз от края по всему её контуру. Метод Кумпиано при создании ступеньки подобен тому, каким он очищает отходы внутри пазов головки: сначала снимает древесину до маркировки по краям, оставляя пик в середине, а затем осторожно стачивает пик до плоскости – метод, который мне очень понравился, когда я делал слоты головки.
Но это оказалось довольно муторным, так как уже приклеенные обечайки мешали. Вместо этого пришлось отработать задачу в совершенно случайной беспорядочной манере, используя обе стороны стамески, стачивая в сторону от центра и от конца вовнутрь в направлении стыка с обечайками. Это была настоящая головная боль, чтобы не сказать больше. Но я справился.
По мере приближения к маркировке, я стал пошлифовывать ступеньку, чтобы следы наждачки выявляли вершины, а затем осторожно стачивал их прочь, повторяя цикл до тех пор, пока притир оставил следы равномерно по всей поверхности ступеньки. Я закончил ступеньку, оставив её немного меньше искомой величины, чтобы сделать окончательную подгонку, когда дека будет готова к посадке на место.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как это моя первая сборка и я немного отклонялся от традиции, я спросил себя, было ли это правильным и, если честно, ответа я не знаю. Я был удивлен, увидев, какой малый был нужен угол на обечайках, чтобы соответствовать посадке дек с куполом в 25 футов и так как я в итоге округлил этот угол на 0.5º он был не точен в любом случае.
Еще один нюанс в том, что было трудно контролировать обработку кромок рамки в совершенно плоской поверхности - некоторые участки обечаек в конечном итоге сточились, чем другие. Для этого мне в основном приходилось полагаться на надежду, что кромки обечаек уже были изначально плоскими и мне лишь следовало сострогать контры в уровень с кромками обечайки. Я не знаю, было бы легче достичь этого путем шлифования всей обечайки на плоском притире перед установкой, как это обычно делается. Мне, кажется, могло бы быть столь же трудно шлифовать гибкую обечайку равномерно вдоль её длины, но я не знаю.
Таким образом, остается открытым вопрос, имели ли эти усилия какое-либо значение вообще, или я просто очередной новичок, пытающийся изобрести колесо. Хотя одно точно - это заставило меня искать и читать о вещах, которые я врядли узнал бы, если бы следовал одним лишь инструкциям и, как всегда, было интересно заниматься поиском и продумывать все это.
Фото:
http://erikshjoerne.blogspot.ch/2007/12 ... board.html
Приклеивание деки
В принципе всё как обычно, естественно со своими собственными наработками – всё прекрасно видно по фотографиям, текст длинный, однако не содержить ничего особо примечательного.
Фото:
http://erikshjoerne.blogspot.com/2008/0 ... g-top.html
Приклеивание дна
Также, как с декой: только в начале ему пришлось нарастить высоту пятки, т.к. было сточено слишком много древесины и не хватало высоты пятки для полного контакта с дном. Остальное видно на фото.
Фото:
http://erikshjoerne.blogspot.com/2008/0 ... -back.html