Re: Классическая гитара из цирикота с кедровой декой.
Додано: 01 липня 2011, 04:50
Александр, я сейчас скажу вам одну страшную вещь, за которую большинство лютьеров на нашем сайте, посчитают меня полным неумным человеком
но я не делал купол на деке и это тоже можно отнести к эксперменту. Не все мастера делают купол, например один из самых, самых, Маттиас Дамманн, делает свои деки строго плоскими и я знаю человека кторый убежден, что купол хуже, так как он сковывает деку и не дает резонировать свободно и т. д.
Я пока не уверен ни в чем первую гитару я делал с куполом, вторую решил попробовать сделать иначе, посмотрим что получится.
Вот отрывок из интервью с Дамманном где он касается этой темы:
Hajo :
Твои деки отличаются также тем, что они не имеют изгиба (выпуклости) в нижней части. Как ты объясняешь это?
Matthias :
Я изучал гитары с выпуклой декой, которые производят существенно мощный бас, чем гитары с плоской декой. Я подумал, что я должен делать именно так! Но я вынужден был признать, что я невнимательно наблюдал. Мастера, которые делали сильно выпуклые деки, одновременно позволяли себе делать свои деки намного тоньше. Это значит, что доля басового компонента звука была увеличена тонкой декой, а не усиленной выпуклостью. Выпуклость ухудшает бас, так как дека как целое больше не может так хорошо колебаться. Разделение деки на различные области колебаний остается, но спектр частот колебаний у выпуклой деки уже. Амплитуда в частотной характеристики у «низов» (основной моды колебания и ниже) уменьшается, а частотная характеристика обертонов остается неизменной. Именно поэтому я делаю мои деки полностью плоскими.
Н
Как ты решаешь проблему прогиба деки в области перед подставкой?
Matthias:
Я не вижу в этом никакой проблемы . Прогиб не является следствием использования плоских дек. Существует много гитар с плоскими деками, у которых не очень сильный прогиб. Прогиб, скорее, следствие эластичности древесины. Если я настраиваю (отстраива.) инструмент (не струны) очень низко (по частотам), тогда древесина должна быть эластичной. В этом случае дека и статичные напряжения в ней сильнее подвержены воздействию колебаний. Из-за натяжения струн подставка наклоняется вперед. Со временем из-за этого уменьшается длина струн. Мое решение этой проблемы состоит в том, что я учитываю такое развитие и делаю прорез для косточки наклоненным примерно на 5 градусов назад. Когда, примерно через год, форма поверхности деки достигнет стабильного равновесия и прогнется в районе подставки, косточка станет ровно или будет наклонена немного назад. По-поводу компенсации - струна должна быть немного длиннее, чем предписывает мензура. Так, например, при мензуре в 65 см. обычно добавляется 1-2 мм. Из-за наклона подставки вперед эти 1-2 мм исчезают, и гитара перестает «строить».
Также важна и высота подставки, так как от расстояния между декой и струной зависит опрокидывающий момент. Я добавляю в этом направлении 3-3,5 мм. Это приводит к тому, что гитара, на 12-м ладу поначалу звучит немного ниже, но через год равновесие восстанавливается и гитара строит правильно.
Н.
Ты не боишься, что твоя филигранная дека однажды лопнет? Или: будет ли «строить» твоя гитара и через 20 лет?
Matthias:
Я делаю гитары с 1985 года . Уже в 1990-м году я сделал 10-ти струнную гитару с применением «сэндвичной» конструкции. Я еще ни разу не слышал, что мои гитары ломались. Хотя, стоп, та 10-ти струнная гитара поломалась, она попала при перевозке под колеса. Прогиб у деки не портит гитару. Я видел много испорченных гитар, но ни одна из них не лопнула из-за прогиба подставки. Любопытно, что трещины возникают в продольном направлении, а не в поперечном. Это почти всегда трещины от высыхания дерева . А если есть проблемы «строя», потому что, например, положение косточки уже неверно, то это можно легко поправить. Процесс заваливания (прогиба) деки – ведь не бесконечный процесс, а процесс до установления равновесия, который достигается через один – два года. Это же я могу подтвердить и для гитар Торреса, которым уже около 120-ти лет: эластичные деки частично изогнулись, но все еще абсолютно стабильны.
но я не делал купол на деке и это тоже можно отнести к эксперменту. Не все мастера делают купол, например один из самых, самых, Маттиас Дамманн, делает свои деки строго плоскими и я знаю человека кторый убежден, что купол хуже, так как он сковывает деку и не дает резонировать свободно и т. д.
Я пока не уверен ни в чем первую гитару я делал с куполом, вторую решил попробовать сделать иначе, посмотрим что получится.
Вот отрывок из интервью с Дамманном где он касается этой темы:
Hajo :
Твои деки отличаются также тем, что они не имеют изгиба (выпуклости) в нижней части. Как ты объясняешь это?
Matthias :
Я изучал гитары с выпуклой декой, которые производят существенно мощный бас, чем гитары с плоской декой. Я подумал, что я должен делать именно так! Но я вынужден был признать, что я невнимательно наблюдал. Мастера, которые делали сильно выпуклые деки, одновременно позволяли себе делать свои деки намного тоньше. Это значит, что доля басового компонента звука была увеличена тонкой декой, а не усиленной выпуклостью. Выпуклость ухудшает бас, так как дека как целое больше не может так хорошо колебаться. Разделение деки на различные области колебаний остается, но спектр частот колебаний у выпуклой деки уже. Амплитуда в частотной характеристики у «низов» (основной моды колебания и ниже) уменьшается, а частотная характеристика обертонов остается неизменной. Именно поэтому я делаю мои деки полностью плоскими.
Н
Как ты решаешь проблему прогиба деки в области перед подставкой?
Matthias:
Я не вижу в этом никакой проблемы . Прогиб не является следствием использования плоских дек. Существует много гитар с плоскими деками, у которых не очень сильный прогиб. Прогиб, скорее, следствие эластичности древесины. Если я настраиваю (отстраива.) инструмент (не струны) очень низко (по частотам), тогда древесина должна быть эластичной. В этом случае дека и статичные напряжения в ней сильнее подвержены воздействию колебаний. Из-за натяжения струн подставка наклоняется вперед. Со временем из-за этого уменьшается длина струн. Мое решение этой проблемы состоит в том, что я учитываю такое развитие и делаю прорез для косточки наклоненным примерно на 5 градусов назад. Когда, примерно через год, форма поверхности деки достигнет стабильного равновесия и прогнется в районе подставки, косточка станет ровно или будет наклонена немного назад. По-поводу компенсации - струна должна быть немного длиннее, чем предписывает мензура. Так, например, при мензуре в 65 см. обычно добавляется 1-2 мм. Из-за наклона подставки вперед эти 1-2 мм исчезают, и гитара перестает «строить».
Также важна и высота подставки, так как от расстояния между декой и струной зависит опрокидывающий момент. Я добавляю в этом направлении 3-3,5 мм. Это приводит к тому, что гитара, на 12-м ладу поначалу звучит немного ниже, но через год равновесие восстанавливается и гитара строит правильно.
Н.
Ты не боишься, что твоя филигранная дека однажды лопнет? Или: будет ли «строить» твоя гитара и через 20 лет?
Matthias:
Я делаю гитары с 1985 года . Уже в 1990-м году я сделал 10-ти струнную гитару с применением «сэндвичной» конструкции. Я еще ни разу не слышал, что мои гитары ломались. Хотя, стоп, та 10-ти струнная гитара поломалась, она попала при перевозке под колеса. Прогиб у деки не портит гитару. Я видел много испорченных гитар, но ни одна из них не лопнула из-за прогиба подставки. Любопытно, что трещины возникают в продольном направлении, а не в поперечном. Это почти всегда трещины от высыхания дерева . А если есть проблемы «строя», потому что, например, положение косточки уже неверно, то это можно легко поправить. Процесс заваливания (прогиба) деки – ведь не бесконечный процесс, а процесс до установления равновесия, который достигается через один – два года. Это же я могу подтвердить и для гитар Торреса, которым уже около 120-ти лет: эластичные деки частично изогнулись, но все еще абсолютно стабильны.