Сторінка 2 з 4

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 01 грудня 2009, 00:51
Алексей_СПб
Интересно! В сторону от классической гитары, но всегда интересовало на что влияет размер, форма, колличество резонаторов. Почему у щипковых так а у смычковых так. Объем корпуса скрипки поменьше будет и сустейна практически нет, но по глубине самого звучанья... Слышал как то гусли, у которых дека вообще набрана из наклонных пластин, по восприятию - колокольный перезвон...
А правда, как будет меняться звук на одном и томже корпусе если, для начала просто увеличивать и уменьшать резонатор?

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 01 грудня 2009, 13:34
murom
BOBAH44 писав:Растояние до рез. отверстия и его диаметр даны у Вас , как константа.
Вы его вписали по касательной к клотоиде и отсюда размер ?
Тоже интересует влияние диаметра резонатора на звук.
Растолкуйте, пожалуйста.
Диаметр отверстия выбираете сами, а клотоида уже касается к тому отверстию, которые вы выбрали. Отсюда можно и плясать, когда делаете свою форму гитары.
Талию спрямить можно более большой клотоидой. Но лучше этого не делать из-за акустических соображений.
По поводу размеров резонаторного отверстия, особенно в сравнении со скрипкой:
Щелевая конфигурация отверстия способствует дифракции звуковой волны, выходящей из корпуса. Изменяя размеры, соотношение длины и ширины, местоположения отверстий (эфов), мастер регулирует тембр инструмента.
При изготовлении гитары необходимо учитывать следующее:
1 - Увеличение площади деки и объема корпуса понижает собственные частоты двух основных резонаторов: деки и воздушного объема корпуса.
2 - Добротность этих резонаторов тем больше, чем больше их волновое сопротивление и меньше сопротивление излучения. Лучше всего это получается при маленьком отверстии и большом корпусе.
3 - Чем больше выявлена талия у гитары, тем лучше, поскольку в талии гитары увеличивается акустическое сопротивление связи между объемами верхнего и нижнего овалов инструмента.
4 - Два резонатора: нижний и верхний, - дают тембр инструменту, а спрямленная талия делает инструмент как бы с одним резонатором, что обедняет тембр.
5 - резонаторное отверстия должно быть как можно меньше, но не меньше определенного предела (ну не как у домры же делать), иначе звук у гитары будет тихий. Слишком большое отверстие - примитивный тембр, громко рядом, но звук не несет в зал.

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 01 грудня 2009, 15:40
Николай Руденко
Не шунтирует ли такое большое резонаторное отверстие гитары какое-либо влияние верхнего овала и не изменяет ли всё до состояния полной не возможности сравнить с процессами происходящими в скрипке?
Гитара Шерцера с тонкой талией по мнению многих уступает нормально-талиевым современным инструментам в разы по тембру.
С другой стороны дредноуты считаю тупиковой веткой развития, только дань национальной эстетике форм.
Если вы хотите угробить звук гитары, то сделаете жёсткую связь между декой и дном.
При извлечении из скрипки звуков гитарными способами ничего хорошего по поводу этих звуков сказать нельзя.
Предлагаю быть крайне педантичными и прямо-таки радикальными при проведении параллелей между такими разными инструментами как скрипка и гитара. Разные как инструменты, так их история.
Конечно, наверняка есть что-то общее, но как бы не получилось, что это общее на уровне взаимсвязей закона всемирного тяготения - все в этом процессе, но никто не знает что это. Я, конечно, утрирую местами, тем не менее.

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 04 грудня 2009, 12:11
murom
В основной текст статьи добавил про Бас Гитару.

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 25 січня 2010, 18:08
Y_Tremasov
Добавлю и я своё маленькое и не очень веское слово. (помидоркой не кидаться :oops: )

Конструкция любого струнного инструмента - это выбор между двух "зол": как сделать инструмент прочным/долговечным и как сделать инструмент громким и звучащим. Усиление деки под подставкой поперечной пружиной - первое, что приходит в голову, когда нужно увеличить жесткость деки и устойчивость к натяжению струн. Однако это отрицательно сказывается на тембре и громкости, как в случае с ударом барабанной палочки по самому краю мембраны. Поэтому в случае с испанской гитарой сплошная поперечная пружина сдвинулась в сторону грифа, а её заменил более "гибкий" веер, который обеспечивал конструкционную жесткость в продольном направлении (там, где она особо нужна), а для укрепления в поперечном используется сама подставка, размеры которой определялись скорее необходимой площадью для приклеивания. Но подставка и усиление под ней уже не доходили до обечаек. После этого получается, что нижняя половина (эллипс) деки будет колебаться в противофазу с верхней на основной частоте (длина волны укладывается между поперечной пружиной и задней кромкой деки). Чтобы инвертировать фазу колебаний (или хотя бы убрать "вредные" колебания) на срезе накладки появилась ещё одна поперечная пружина, а площадь между поперечинами была уменьшена с помощью резонаторного отверстия и заужения талии (может быть случайно, т.к. форма появилась раньше классической системы пружин и продиктована геометрией "объема" и соображениями эргономики???). Чрезмерно узкая талия и слишком большое отверстие изолируют верхнюю часть деки от колебаний подставки. Приклеенная накладка также вносит свой вклад, но нужна для обеспечения более широкого диапазона (ранние гитары имели лады только до места вклейки, т.к. лады вязались вокруг грифа). Т.е. если сравнивать деку гитары с современными громкоговорителями, то получится, что НЧ динамик - это нижний овал, фазоинвертор - отверстие, а два ВЧ-твиттера расположены по обе стороны накладки. С той лишь разницей, что НЧ и ВЧ головки связаны механически, но работают в "фазе". Участки по бокам от отверстия работают в "противофазе" - это неизбежное зло и этот самый упругий механический привод.
В скрипке тот же самый принцип работает развернутым на 90 градусов. Т.е. основные пружины продольные и эфы развязывают их с крайними областями, которые должны были колебаться в противофазе. Мостик узкий и не демпфирует колебания деки.
В джипси-джазз гитарах (Сэлмер-МакКафери) бридж передвинут на место отверстия и основные звучащие области колеблются в противофазе с областью раскачки (где установлена особо широкая подставка, демпфирующая НЧ колебания). Талия у этих гитар широкая, а отверстие небольшое, т.е. как и должно быть на "инвертированной схеме"(широкое D-отверстие применялось на более сложных гитарах с внутренним резонатором). Два СЧ излучателя перед и позади бриджа, ВЧ-твиттер вокруг бриджа работает в противофазе, но достаточно удален по частотам от основных и работает неравномерно для разных струн.
При Х-образной схеме можно делать как классическое резонаторное отверстие, так и эфы (схема симметрична). По своей сути она близка к басовым кабинетам, где несколько СЧ-ВЧ динамиков работают параллельно. А вся поверхность - это НЧ излучатель, крайне неэффективный из-за жесткости подвеса. Как я понимаю этот вопрос, такое решение продиктовано, прежде всего, большим усилием натяжения металлических струн.
Это только то, что касается геометрии излучателя. Есть ещё акустическое оформление со своими резонансными частотами, фазоинверторами и добротностями, в котором я мало что понимаю, но которое вносит свои % в звук корпуса. Крепление струн, угол их подхода к подставке и вектор силы давления на деку (работа на сжатие/изгиб, следовательно атака/сустэйн). А у скрипки ещё и вторичный излучатель задней деки, фаза колебания которого задается верхней декой...

Вот так примерно я это вижу.

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 28 січня 2010, 08:56
murom
Хорошо видите. Только я бы еще добавил к скрипке: Вы пишите, что у скрипки все развернуто под 90 градусов относительно гитары - это правильно. Но там еще есть и другие виды колебания: не поперек деки, а вдоль. И это обусловлено особым положением подставки относительно душки (или душки относительно подставки). Вот эта пара и раскачивает деку вдоль, тогда как пара "подставка пружина" - поперек.
А в гитаре нижний овал подставка делит на две части, которые колеблются в противофазе относительно друг друга, если ставить поперечные пружины и в фазе - при продольных или веерных пружинах.

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 30 січня 2010, 17:41
maev
Николай Руденко писав: Не хочу разводить догатки.
Без догадок-- никак !... :( :)
Если взглянуть, хотя бы, на мой аватар, видно, что , каким- то чудом, могут звучать гитары совершенно несуразных форм !...
Может быть, большое значение имеет внутреннее устройство, СООТНОШЕНИЕ каких- то величин, а они, в свою очередь зависят от соотношения скорости распространения звука вдоль и поперек волокон.
Но и со скоростью звука тоже мутно...
Даже средние величины разные источники называют разные : от 3 до 5,5 тысяч м. в сек. ? !...
И соотношение (вдоль- поперек волокон) тоже разные : напр. для ели пишут :от 2,2 до 2,92 ? !... :o
Надеяться на эти цифры и на одинаковость деревяшек не приходится...
И конструкции гитар очень разные, напр. соотношение расстояний от косточки до пружины под розеткой и шириы большого овала бывают у одних-- 1 к 3, у других-- 1 к 4 ...
У одних гитар, внутри-- как у скрипки: по периметру гладенько, пружин мало, у других-- и по периметру выступают усиления, и куча пружин, распорок, дополнительная полудека...
Наверно , кроме живых экспериментов, надо, еще и еще раз, анализировать чертежи разных лучших образцов, выискивать важнейшие закономерности, систематизитровать их...

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 25 серпня 2012, 21:26
Blackmore
Зацените форму гитары: http://www.4shared.com/photo/zMNBW0XX/SL375082.html? (Жать "скачать").
Рисовал с этого плана - http://myplace.frontier.com/~nostberg/plans/index.htm . Получился немного удлинённый Торрес.

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 25 серпня 2012, 22:11
Blackmore
или так

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 25 серпня 2012, 22:59
Blackmore
Под "зацените" я имею в виду не "круто" или "отстой" :-) . Интересует вопрос: нормальные-ли соотношения ширины овалов к длинне? Играбельный инструмент будет? По ширине овалов эта форма недалеко ушла от Hohner HC06, а вот длина почти на 10 мм больше. Хочу начать делать вайму (или "матрицу", как кто-то умный говорил тут), но стрёмно.
Ещё сделал чертёж Флета, но там малый овал 290 и длина 500. В мою заготовку не влезло :-D .

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 18 липня 2019, 23:46
Dmetrei69
Здравствуйте. Хотя тема старая ,но у меня есть вопрос.Я уже где то встречал похожую статью. И заметил такую вещь ,что для расчета берется соотношение 1"=2,5см .Я сейчас нашел чертеж но в нем все размеры в дюймах.Но полное значение дюйма 2,54 см .И тогда будет разница - 19"х2,5=475 и 19"х2,54=482 разница 7мм. Но она выплывает по всему периметру гитары.
Насколько это повлияет на звучание гитары в итоге.

Re: КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ГИТАРЫ.

Додано: 19 липня 2019, 12:41
maev
Dmetrei69 писав: 18 липня 2019, 23:46 Насколько это повлияет на звучание гитары в итоге.
На звучание влияет слишком много факторов... *PARDON*

Думаю, если стоит задача сделать копию, то стоит все пересчитать точнее. Тогда и мензура сохранится.

Можно также учесть, предположительно, и усушку дерева, если инструмент исторический.