Сторінка 1 з 2

Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 13:13
Pablo-777
Вот хороший сайт, все очень детально и с фотографиями высокого качества. На этой странице процесс подготовки деки в духовке. Амаяк, это наверно к Вам, в двух словах если зачем он так делает? http://erikshjoerne.blogspot.ru/2007/05 ... board.html

Re: Интересный сайт

Додано: 25 червня 2016, 13:25
Николай Руденко
Интересно. Но я бы сразу сделал по-другому. Насколько я понял он суёт палочки в разогретый тандыр, я бы медленно поднимал жар, чтобы если есть какая бесовщина на выход, она выползала помедленнее. Так как сразу запихивать - это резкий перепад.
Интересно попробовать.
Например, со смолой пинуса что будет, заканифолится?

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 13:47
Николай Руденко
Вкратце: влага уйдет, грибы умрут, соки и само дерево затвердеют, дерево стабилизируется.
Вместо струбцин надо что-то другое искать, может просто притяжение ближайшей Планеты использовать...

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 14:02
Николай Руденко
Мои тандыры маленькие, надо искать булочника:)

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 14:12
Pablo-777
Я недавно проводил подобный эксперимент с мербау из которой делаю 3/4. Натолкнуло на это большое количество серы в порах, прям сыпется при обработке, в общем как то не очень красиво выглядит. Со временем на поверхности древесины все это окисляется и темнеет ( такое часто на венге бывает) но захотелось сей процесс ускорить. Положил пластину 4 мм в духовку (электрическую) и в течении часа плавно поднял температуру с 35 до 200 градусов. Так подержал около часа и плавно дал остыть. Заготовка стала цвета между индийским палисандром и венге, причем на всю глубину. Никаких трещин и коробления не появилось, но по звуку ( на простукивание) стало в разы хуже, я я для сравнения оставил кусок таких же размеров без термообработки.
Есть такая штука как термодревесина, там подобный процесс только температура выше и по моему в камеру аргон или другой газ вместо воздуха закачивают. Древесина становится очень стабильной к атмосферным воздействиям но и очень хрупкой.

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 14:16
Pablo-777
Я видел как из плохенького мадагаскарца цвета светлого грецкого ореха таким образом сделали приличный материал ( стал темным и красивым)

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 16:02
Николай Руденко
Очень интересно.
Вопрос открытый. Так сыроедение или приготовление!? :-)

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 16:07
Амаяк Тарахчян
Pablo-777 писав:Амаяк, это наверно к Вам, в двух словах если зачем он так делает?
Очень интересно, Павел, спасибо большое !!!! .
Вот перевод этой странички.

Эрик Шмидт
Запекание деки

Дека прибыла от поставщика высушенной в печи примерно до 8% содержания влаги. Обычно лютье хранят свою древесину в течение многих лет с целью старения (прим. перев.: если быть более точным, английское «seasoning» означает прохождение через череду сезонов, т.е. сухих и влажных времён года, сменяющих друг друга; если кто предложит более удачный русский аналог «старению» буду признателен) – оставляют древесину набухать и сжиматься вместе с относительной влажностью воздуха, идущей вверх или вниз в течение сезонов. Это медленно стабилизирует древесину и её «соки», в конечном счете, затвердевают, придавая древесине звонкий и отзывчивый тон при постукивании костяшками пальцев.

В последнее время некоторые лютье начали экспериментировать с «запеканием» ели для достижения этого эффекта - практика, которая очевидно использовалась многими другими деревообрабатывающими производствами в течение столетий. Тем не менее, научные эксперименты показали, что когда древесина подвергается термической обработке, то грибки, которые вызывают разложение, не могут выжить и дерево не будет "живым" таким же образом, каким бывает «незапеченная» древесина. В результате, она почти не набухает или сжимается, что делает это свойство чрезвычайно полезным для деки. Этот процесс также ужесточает древесину в отношении её веса, позволяя конструкциям из неё быть более тонкими и легкими.

Существует, похоже, много способов запекания деки. Некоторые просто запекают её в течение часа при 200°F, другие делают это дольше или применяют серийное запекание.
Мой подход был следующим.
Сначала я прикрепил деку к гриль-решётке печки тремя «С»-образными струбцинами, прилагая лишь очень легкое давление - достаточно, чтобы струбцины держались на месте. Я использовал их, чтобы закрепить полу-деки и добавил прокладочку из ели между решеткой и нижней заготовкой для рип, чтобы предотвратить их касание.

Мой график запекания состоял из трех циклов:
1. Первый вечер: один час на 180°F = 82 C и остывание в духовке в течение ночи.
2. Следующее утро: один час на 190°F = 88 C и остывание до вечера.
3. Вечер того же дня: один час на 200°F = 93 C и остывание до следующего утра.


Не удивительно, что после каждого цикла зажимы ослабевали, так как древесина сжималась в процессе запекания. Я не измерял и не взвешивал древесину до и после запекания, поэтому не могу поделиться никакими данными в этих аспектах. Древесина, тем не менее, как мне показалось, приобрела более отзывчивый «пинг» при постукивании. Я никогда не закладывал древесину в печку одновременно с её включением. Вместо этого я ждал, пока печь достигнет нужной температуры и потом только закладывал древесину. Гитара строится в нашем неотапливаемом гараже, поэтому я применил двухнедельные периоды акклиматизации внутри дома до и после запекания.

Кроме того, этот процесс оставил нашу кухню с прекрасным запахом сауны без тонкого аромата потных подмышек и задниц. :-D
CookingSpruce.jpg
CookingSpruce.jpg (185.69 Кіб) Переглянуто 4943 разів
п.с. Сайт интересный, обьёмный, сделан со скандинавской обстоятельностью и, похоже, весьма содержательный. Каково же содержание ещё буду разбираться, если будет что интересное на мой взгляд, переведу и выложу. Если же кого что заинтересует в срочном порядке, то просигнальте, я тут (практически живу :-D ).

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 16:16
Амаяк Тарахчян
Микола Руденко писав:Вместо струбцин надо что-то другое искать, может просто притяжение ближайшей Планеты использовать...
Вместо струбцин можно положить сверху полудек защитную деревянную пластину на планочках, естественно, а на неё сверху груз адекватного веса с распределением нагрузки по поверхности (например, металлическая ванночка с высушенным песком, или плитки кафеля/метлаха, ну и далее в таком роде). Прижим, как понимаем, будет при таком способе постоянным, не зависящим от усушки древесины.

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 17:03
Alex1988
Здравствуйте, главное перевести фарентгейты в цельсий, а то можно и поджечь духовку.... а прогрев и остывание многократные и дают видимо ускоренный процесс смены сезонов

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 20:46
Амаяк Тарахчян
Alex1988 писав:главное перевести фарентгейты в цельсий... а прогрев и остывание многократные и дают видимо ускоренный процесс смены сезонов
Обсуждаемые температуры по привычной нам шкале Цельсия таковы:
180 F = 82 C
190 F = 88 C
200 F = 93 C
Получается, что 200 С, при которых Павел запекал свою древесину и результатом остался недоволен, видимо многовато. Александр (Сантер) тоже проводил такие эксперименты, помните, и при похожих температурах - дерево темнеет (на мой взгляд по причине частичного обугливания), вид может и улучшается, однако в ущерб прочности.
В данном слкчае, как видим, температуры вдвое ниже и судя по фото и опыту Эрика Шмидта визуальных изменений древесины не произошло (полагаю, что до обугливания, даже частичного, дело не доходит причём далеко). Т.е. при таком нагреве процесс кристаллизации смол, видимо, ускоряется в разы, а вот серия нагревов-остываний имитирует смену сезонов, как заметил Алекс.

Re: Сильный прогрев материала для изготовления гитар

Додано: 25 червня 2016, 22:11
Амаяк Тарахчян
Господа, важное уточнение!
Дочитал сайт до этикетки и понял, что гитаростроителя зовут Эрик Шмидт. Прошу извинить за предыдущую дезинформацию насчёт фамилии.
п.с. Очередной Кузнец... или сын легендарного лейтенанта?.. :-D