Где и как купить дерево для изготовления гитар.


Сообщений: 8 • Страница 1 из 1
Доброго здравия, уважаемые форумчане.
Помнится я тут, давеча, с вашей помощью пытался разобраться в классах древесин, стоит ли рисковать с “низшими” классами, польстившись на доступную цену, ну и т.п. (полагаю, каждый новичок донимает опытных такими вопросами, и я, конечно же, не исключение :-[ ).
Так вот, копаясь в сайтах известных “акул гитарного бизнеса” – фирм StewMac, LMII, Allied и пр. – наткнулся у LMII на весьма информативную статью, квалифицированно отвечающую на целый ряд вопросов, интересующих любого новичка (а может и не только его).
Счел весьма полезным перевести ее на русский и представить вниманию форума в надежде, что это чуточку поможет другим новичкам и избавит Мастеров от ответов на нудные однообразные вопросы.
Перевод сделан в рамках моих скромных способностей (в тапера не стреляйте, плиз, играет как умеет! =-O ).
Любые коррекции и комментарии более чем приветствуются.
Приятного чтения.

Классификация древесины
(перевод статьи “Wood Grading” сайта компании LMII)
http://www.lmii.com/wood-grading

Компания LMII использует неизменную, со дня своего основания, оценочную шкалу для гармонических дек (2-й, А, АА, ААА, Master) и в силу того, что наша компания на сцене уже давно, многие другие поставщики пользуются подобной шкалой. К сожалению, это не означает, что все поставщики оценивают древесину так же, как это делаем мы. То, что мы называем “декой класса АА” может быть легко названо “декой класса Master” кем-либо другим. Это вносит путаницу, сбивает с толку как клиентов, так и самих поставщиков, и как-то не чувствуется, что есть интерес или метод для достижения консенсуса.

Для тех, кто покупает древесину от LMII, мы стараемся сделать все просто и предсказуемо, будучи как можно более последовательными из месяца в месяц, из года в год. Это означает, что характеристики, которые вы нашли в деке класса AAA четыре года назад, будут такими же и сегодня, если вы закажете тот же класс. В общем, нам хотелось бы полагать, что мы оцениваем древесину по самым высоким меркам качества - это означает, что наши деки класса Master действительно превосходны. Мы не повышаем класс AAA, превращая его в класс Master только лишь потому, что на сегодняшний день это лучшее, что мы имеем в наличии на складе. Дело в том, что у нас зачастую отсутствует класс Master, потому что подобную древесину весьма трудно найти. С другой стороны, мы не хотим, чтоб у наших клиентов создавалось впечатление, что класс ААА более "второсортен" по отношению к классу Master. Наши деки AAA используются в самых высококачественных гитарах ручной работы. Классы Master – это просто те редкие “драгоценности”, которые время от времени попадают к нам на склад. С другой стороны классы АА также представляют собой большую ценность. Клиенты нередко удивляются тем, насколько хороши эти деки. Класс АА предлагает наилучшее соотношение цены и качества.

Кто-то может усмотреть несогласованность в нашей системе классификации, связанную с тем как мы оцениваем различные породы дерева. Это происходит потому, что люди имеют разные ожидания от различных пород дерева. Например, найти плотную мелкозернистую адирондакскую ель гораздо сложнее, чем найти такую же ель Энгельмана. Итак, если вы сравните наши класс АА для Энгельмана с классом АА для адирондакской, вы, вероятнее всего, найдете более мелкое зерно на Энгельмана. Другими словами, классифицирование несколько относительно для отдельных видов древесины.

Наши деки оцениваются в основном по эстетическим параметрам. Некоторые считают, что мелкое плотное зерно способствует повышению жесткости деки и улучшению звучания, другие нет. Тем не менее, большинство гитарных мастеров считают, что мелкое плотное зерно выглядит лучше. Таким образом, плотность зерна способствует присвоению деке более высокого класса. Наши деки низших классов, хотя они могут быть не столь красивыми, как высшие, тем не менее, правильно распилены, хорошо просушены, без дефектов (например, трещин и сучков). На самом деле из них могут быть сделаны гитары, звучащие также хорошо (а может и лучше), как гитары с верхней декой класса AAA. Другие критерии классификации для деки включают прямолинейность зерна, количество видимых линий, равномерность цвета, шелковистость (или количество сердцевинных лучей) и равномерность расстояния между волокнами.

В некоторых видах древесины, богатство узора имеет первостепенное значение относительно любого другого фактора классификации. Например, мы могли бы "не заметить" некоторую неравномерность цвета деки из ели “медвежий коготь ” (Bearclaw Sitka Spruce) и дать ей оценку AAA, если она имеет ярко выраженный узор. Дека с отличным ровным цветом, но слабо выраженным узором может заработать класс АА. Это верно для большинства “узорчатых” древесин, таких как коа, клен, черная акация и цирикоте.

Палисандр кокоболо представляет из себя особый случай. Большинство доступного кокоболо – это плиты тангенциального распила, демонстрирующие интересный “тангенциальный” рисунок. Этот материал получает “1 -й класс”. Мы выделяем в “специальный класс” кокоболо, имеющее прямую, плотнозернистую структуру, а так как такую древесину гораздо труднее найти, она дороже. Помимо того, что прямое волокно добавляет древесине стабильность, выбор действительно субъективный, основанный на предпочтении либо естественного, либо изысканного внешнего вида. Аналогично, наши высококлассные задние деки и обечайки из индийского палисандра имеют очень темный цвет и плотное зерно. Некоторые клиенты считают такую однородность чрезмерной, они скорее заказали бы заготовки классом ниже (напр. 1-го), с более ярко выраженной, уникальной текстурой древесины. Однородность, в подавляющем большинстве случаев, является предпочтительными среди кипарисов, и поэтому более “чистые” комплекты получают более высокие классы.

Другим исключением являются деки электрогитар из фигурного клена. Здесь во избежание путаницы, мы недавно отказались от нашей традиционной шкалы (А, АА , ААА) и приняли промышленный стандарт - шкалу “пяти А” (А, AA, AAA, AAAA, AAAAA). Это единственный, из продаваемых нами, сорт древесины, который классифицируется по шкале "пяти А".

В древесине для грифов мы в первую очередь озабочены прямотой расположения волокон, а также тем насколько близко заготовка грифа подходит к понятию “радиальная распиловка”. Это потому, что гриф играет в первую очередь структурную роль в инструменте. Для накладок грифов из черного дерева цвет является основным фактором классификации. Заготовки 1-го класса - самые черные, класса “B” имеют слабовыраженные прямые серые полосы, а заготовки “2-го” класса могут иметь более отчетливые серые полосы или даже пятна.

Где это возможно, мы постарались прояснить, какие именно факторы классификации применяются к той или иной древесине, описание которой вы найдете на нашем сайте, однако мы понимаем, что у вас могут возникнуть вопросы о том, что у нас на сегодняшний день есть на наших прилавках. В этих случаях, пожалуйста, позвоните или напишите нам, и мы будем рады разъяснить что мы имеем в наличии (и позже, вы сделаете выбор древесины для вашего заказа на основе ваших предпочтений). Кроме того, мы понимаем, что иногда вы можете получить древесину, которая немного отличается от того, что вы ожидали, и поэтому мы легко сделаем обмен (вы можете просмотреть нашу политику возврата). Подводя итог, мы понимаем, как важна правильность выбранной древесины для успеха вашего проекта, и мы стремимся сделать ваше общение и опыт с нами легким и беспроблемным, насколько это возможно.

Несколько полезных терминов:

Зерно (Grain):
Некоторые под понятием “зерно” подразумевают годовые кольца. Под “прямым зерном” (Straight grain) имеются ввиду линии годовых колец, расположенные прямо и параллельно друг другу. “Тонкое зерно" (Fine grain) - это когда линии годовых колец тонкие и расположены близко друг к другу, т.е. менее заметны. "Грубое зерно" (Coarse grain) – когда линии колец шире и дальше друг от друга, т.е. более заметны.

Узор (Figure):
Такие слова, как “кудрявый” (curly), “стеганый” (quilted), “медвежий коготь” (bearclaw) и т.д. относятся к разным видам рисунка древесины. Рисунок является генетической составляющей, наличествует только в небольшом проценте деревьев и высоко ценится изготовителями музыкальных инструментов и мебели.

Цвет (Color):
Большинство сортов древесины имеют свой основной цвет, а также могут (или же нет) иметь другие, как правило, более темные цветные полосы, расположенные параллельно зерну. В деках обычно желательна равномерность цвета (хотя некоторые могут предпочесть цветные полосы). У кедра, например, цвет полосы может быть очень интересным. В таких породах, как коа, орех и мирт наличие цветовых полос, как правило, считается желательным.

Жесткость (Stiffness):
Дека гитары служит двум целям: первая – в качестве стабильного “якоря” (или основы) для крепления струн; вторая – в качестве вибрирующей мембраны, вместе с которой движется воздух, т.е. производится звук. Именно эта двойная цель делает жесткость таким важным качеством. Слишком много жесткости - и тон будет слабым, слишком мало - и дека будет деформироваться. Мы считаем, что чем жестче дека, тем лучше, т.к. ее можно сделать тоньше, чтобы уменьшить ее вес (еще один “глушитель” тона).

Зимнее зерно (Winter Grain):
Это темные линии зерна, определяющие каждое годовое кольцо на деке, и, как правило, желательно, чтобы зимние зерна были менее заметны. У адирондакской ели зимние зерна практически неизбежны, и большинство людей ожидают увидеть их.

Сердцевинные лучи или шелковистость (Medullar Rays or Silk):
Чем ближе дека к идеальной радиальной распиловке, тем больше вероятность проявления хорошей шелковистости. “Шелк” проявляется в виде тонкого, очень плотного, вьющегося узора, проходящего перпендикулярно зерну.

Огненный узор (кудрявость, тигровые полосы) (curly, fiddleback, tiger-stripe):
Проявляется перпендикулярно волокнам и добавляет трехмерную, “жидкую” иллюзию поверхности древесины (особенно после окончательной обработки).

Одеяло (Quilt):
Этот термин используется, когда рисунок имеет мягкие, овальные формы. Это встречается реже, чем огненный узор и иногда даже более “трехмерно” по внешнему виду.

Птичий глаз (Birds-eye):
Рисунок проявляется в виде неравномерных крошечных (типа "глаз птицы”) узоров в древесине.

Крыло пчелы (Bees-wing):
Составляющие этого узора имеют более случайный, спорадический, разобщенный характер, но он может быть очень красивым и интенсивным. Обычно встречается в бубинге, у нас иногда попадаются комплекты красного дерева и дерева нарра с “крылом пчелы”.

Паутина (Spider-webbing):
На некоторых палисандрах можно найти темные (“чернильные”) линии, проходящие от одного годового кольца к другому в виде рисунка очень похожего на паутину.

Чернота (Spalting):
Это явление бактериального разложения в мертвой древесине, что в конечном итоге выглядит как чернильная линия в структуре древесины. Это часто очень нерегулярный узор, не следующий логике шаблона зернистости. С такой древесиной обращаться очень осторожно, так как этот феномен часто дестабилизирует древесину. Это хороший выбор для инкрустированных дек электрогитар, но никак не для тонких дек акустических гитар.

Медвежий коготь (Bearclaw):
Также известна как “ель каряя” (hazelfichte). Этот узор встречается в мягких хвойных породах. Трудно описать словесно – узор медвежий коготь выглядит, как если бы медведь использовал дерево для того, чтоб точить свои когти и оставил небольшие волны в зерне, которые могут быть симметричны или ассиметричны по обе стороны верхней деки.

Косослой (Runout):
Непараллельность волокон древесины краю (или лицу) доски. Часто трудно обнаружить визуально, сильный косослой может быть пагубным для прочности и передачи звука.

Водопад (Waterfall):
Узор сравнивается с очень мягкой, широкой и неопределенной волной. Трехмерная текстура дерева кажется полным движения жидкости – совсем как "водопад ".
Прекрасная работа, спасибо!! appl
Перевод делал я, Микола, пытаясь максимально придерживаться канвы оригинала - статьи сайта LMII.
Извините, вы четко написали, что это Вы, я просто искал приписки всякие, а вы написали в параграфе, который я проглядел как общий контент. Сейчас я вообще немного расцентрован.

Чего я спросил-то? Работа проведена отличная! Спасибо!
Я думал, использовать текст в статье на сайте, но смотрю, это в целом объяснения Лмии. Но вот в конце эти термины. Как насчет, чтобы сделать на сайте статью? Ещё картинки добавить к каждому описанию...
Да ничего, Микола, я тоже зачастую бываю деконцентрирован, с кем не бывает. *YES*

Спасибо Вам и форуму за оценку моих скромных трудов (лет 30 назад сказал бы «Служу Советскому Союзу!» ... а лет 130 назад - «Рад стараться, Вашескобродие» :-) ).

Насчет использования статьи: мне самому показалось весьма полезным иметь на сайте это описание классификации – она, бесспорно, принадлежит фирме ЛМИИ, однако насколько я заметил (да и сам ЛМИИ это подтверждает) многие поставщики пользуются подобной шкалой. Да и потребителям, т.е. нам , не грех бы в ней разбираться.

А что касается редактирования текста и обогащения его картинками и пр. – похоже, что мой пробный шар попал-таки в лузу! К этому я, собственно, и клонил. ;-)
И, выражаясь другим советским лозунгом, «Готов к труду и обороне!». Только нужна будет помощь людей, знающих древесину лучше меня, для коррекции, при необходимости, терминов на русском.

Можем начать прямо сейчас: прошу Вас, а также уважаемый Форум, проверить и откорректировать имеющиеся термины и добавить, если что-то упущено, а я, между тем, продолжу редактировать текст, снабдив его соответствующими картинками.
Ну и по завершении вышлю финальную версию Вам для прикрепления в нужное место на сайте.

Как Вам такой расклад?
Я перечитал ещё раз Лмиишные разъяснения, я думаю, что статья такая не будет выглядеть правильно. Оставим это форуму на том месте, где это уже находится. Из статьи можно кинуть ссылку, типа: а вот как дробит материал Лмии.
А статью сделать только про термины, потом или сразу расширить, все как вы предлагаете: и другими терминами, синонимами, и иллюстрациями. Если описывать классы, то в общих чертах.

У меня даже уже есть некая сырая страница с подобной тематикой. Это старая страница, тянется ещё с самого начало, ещё с тех времен, когда идея МастерГитар не была сформирована как сейчас. Там просто фотки разных пород с некоего сайта. Прямо туда в начало ваш перевод терминов, ссылку на первую часть сюда в тему.
Плюс, если ещё, что вы видели на тему вида текстур и свойств, добавим.

Спасибо за готовность!
Тоже верно - в общем-то умных статей и книг про дерево и без нас писано-переписано... grabli
Ну-с, тогда займемся, как Вы предлагаете, терминами ("Пуркуа па, пуркуа па, почему бы и нет..." как пели три мушкетера :-D ).
Замётано: редактирую коллекцию терминов (дополнения, картинки и пр.) и посмотрим, что получится.





Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yahoo [Bot]