Факты и мифы из истории гитары.


Сообщений: 146 • Страница 10 из 131 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
Поcт Амаяк Тарахчян » 24 авг 2015, 05:32 Re: История гитары и гитарных мастеров.
А вот, между делом, и сайт Эреца Перельмана откопался:
http://www.erez-perelman.com/
Поcт моторист » 24 авг 2015, 10:24 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Амаяк Тарахчян писал(а): "... the sides are actually... they are NOT GLUED into the neck, they are just wedged into it..."
что означает:
- "... обечайки фактически... они НЕ ВКЛЕИВАЮТСЯ в гриф, а лишь закрепляются клиньями в нём...".
Скорее всего, просто имелось ввиду, что роль клея в этом соединении второстепенна, ибо склеивание производится по торцу древесины, и хоть клей там и есть, но держится не на нём, а на забитом клине
Поcт Sergio » 02 сен 2015, 11:42 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Вот необычный взгляд на прошлое- http://www.guitar-times.ru/pages/magazi ... 4_2015.pdf
Поcт Амаяк Тарахчян » 27 ноя 2015, 05:34 Re: История гитары и гитарных мастеров.
История гитарных мастеров немыслима без династии Хаузеров, поэтому отдадим им должное место в этой теме.
Приятного чтения.


Йозеф Хаузер (1854-1939)
1.jpg
1.jpg (5.01 КБ) Просмотров: 1579

Сын владельца гостиницы, Йозеф Хаузер, родился в Бургхаузене, где он и посещал начальную школу, а затем обучался параллельно профессиям купца и плотника. Во время своего ученичества, Йозеф Хаузер также обучался игре на цитре у известного в то время преподавателя Йозефа Виммера. Вскоре Йозеф Хаузер написал свои первые собственные композиции для цитры, а затем стал учителем игры на цитре и концертным виртуозом. В Эрдинге, что довольно недалеко от Мюнхена, он арендовал старый сарай и начал строить свою первую цитру. Закончив свой первый инструмент, он взял его с собой в Мюнхен и попросил разрешения на аудиенцию в резиденции герцога Максимилиана Баварского. Герцог Максимилиан, который был большим покровителем цитры, принял его тепло и они провели в игре на этом новом инструменте всю ночь напролет. На следующий день он вышел из резиденции герцога с рекомендательным письмом, и, таким образом, решил заняться профессией лютье. Он с гордостью называл себя цитростроителем и жил за счёт строительства цитр. Однако он не ограничился только цитрами, но строил также и гитары, мандолины, скрипки и лютни.
Кроме того, в 1875 году он основал своё собственное музыкальное издательство, для того, чтобы иметь возможность самостоятельно публиковать свои произведения в народной музыке. Есть более чем 400 композиций, принадлежащих его авторству.
После женитьбы на дочери гончара, Йозеф Хаузер переехал в Мюнхен вместе со своей мастерской и издательством.
В 1898 году Йозеф Хаузер был награжден большой медалью на Музыкальной Выставке в Берлине, а герцог Максимилиан Баварский пожаловал ему медаль Искусства и Науки.


Герман Хаузер I (1882-1952)
2.jpg
2.jpg (5.64 КБ) Просмотров: 1579

Немецкий производитель гитар Герман Хаузер I, сын Иозефа Хаузера, занимает одну из лидирующих позиций среди мировых лютье. Он обучился искусству строительства инструментов в мастерской своего отца. Позже, он возглавил эту мастерскую, в то время как его отец продолжал руководить музыкальным издательством. Герман Хаузер I специализировался на строительстве лютни и гитары, но также пробовал строить цитры. В рамках Движения Гитаристов в Баварии, Герман Хаузер I построил ряд различных гитар, в том числе модели «Вена» и «Мюнхен» всех видов и форм, но все - в абсолютном совершенстве. Гитары «Terz», «Prim»,и очень редкие «Quintbass» Германа Хаузера - образцы высшего качества. Звук этих инструментов не имеет себе равных даже сегодня. Основываясь на своей особой виртуозности Хаузер разработал и запатентовал технические инновации, касающиеся конструкции деки и соединения корпуса с шейкой грифа. Испанские виртуозы Мигель Льобет и Андрес Сеговия обратили внимание на его мастерство изготовления гитар в начале 20-го века. Встречу этих патриархов и мастеров своего дела на рубеже ХХ века вполне можно назвать волшебным моментом в истории гитары.
Д-р Карл Хубер написал об этом:
"В конце концов, даже с учётом того факта, что гитара Торреса стала прототипом для создания современных концертных гитар, её дальнейшему развитию мы обязаны в основном встрече испанских виртуозов Льобета и Сеговии с мюнхенским лютье Германом Хаузером I."
Так же, как Антонио де Торрес, Герман Хаузер оказал влияние на многих лютье 20-го века. Само собой разумеется, что на его гитарах играли и в настоящее время играют многие виртуозы и звезды. Из семейной гостевой книги Хаузеров можно узнать о интенсивных отношениях между Германом Хаузером I и различными гитаристами. Эти отношения отражены и в именной маркировке гитар Хаузера, таких как модели «Льобет», «Сеговия» и «Брим».
Гитару Германа Хаузера I, на которой играл Андрес Сеговия между 1937 и 1970 годами, можно увидеть в Музее Искусств Метрополитен в Нью-Йорке в настоящее время.
В результате тяжелых бомбардировок Мюнхена во время Второй Мировой войны, которые нанесли значительный ущерб их родовому имению, Герман Хаузер перенёс свою мастерскую для изготовления инструмента в Райсбах / Вилс, который находится в Нижней Баварии.


Герман Хаузер II (1911-1988)
3.jpg
3.jpg (5.15 КБ) Просмотров: 1579

После четырех лет обучения в государственном профессионально-техническом училище по строительству скрипок в Миттенвальде, Герман Хаузер II начал работать в мастерской своего отца в 1930 году. В течение многих лет сотрудничества между отцом и сыном, все построенные ими инструменты подписывались «Герман Хаузер I». После более чем 20 лет работы в строительстве гитар, Герман Хаузер II взял на себя руководство делом отца в октябре 1952 года. С этого момента и до 1983 года инструменты уже выходили с подписью «Герман Хаузер II». Первая гитара, подписанная Германом Хаузером II была его номер 500. Его последняя гитара, по всей вероятности, была за номером 1050.
Герман Хаузер II продолжил развивать классические инструменты отца и определять специфические формы путем интенсивного общения с гитарными виртуозами. Гитары ему заказывали те же виртуозы, которые уже играли гитарах его отца, а также музыканты современники Германа Хаузера II. Его изысканные достижения и новые разработки развивались на основе традиций и сотрудничества с отцом. Так же, как и его отец, Герман Хаузер II культивировал личные и дружеские отношения с гитаристами. Андрес Сеговия, Джулиан Брим, Джанго Рейнхарт и многие другие высоко ценили гостеприимство и инструменты Германа Hauser II.
Один из его самых важных инструментов был изготовлен в 1957 году. Джулиан Брим играл на этой гитаре с 1959 по 1963, а в 1960 он записал с ней музыку Альбениса, Скарлатти, Беркли, Родриго, Фрескобальди, Равеля и Руселя. Вы можете послушать эту гитару в записях издания "Искусство Джулиана Брима".


Герман Хаузер III (родился в 1958 году)
4.jpg
4.jpg (10.44 КБ) Просмотров: 1579

hh 3 & kh.jpg
hh 3 & kh.jpg (91.14 КБ) Просмотров: 1579

Герман Хаузер III, как следствие, продолжает философию своих великих предков. "Строить только несколько инструментов, так чтобы можно было поручиться за каждый из них в отдельности и работать только для нескольких, но содержательных музыкантов". (Герман Хаузер I).
Начиная с 1974 года Герман Хаузер III и его отец строили гитары независимо друг от друга в той же мастерской. Герман Хаузер III ставил на своих инструментах собственную нумерацию и подпись. Андрес Сеговия отзывался о гитарах Герман Хаузер III как обладающих неописуемо красивым звуком, а Пепе Ромеро просто называет свою Хаузер-гитару классической гитарой с чистейшим звуком. Секрет звука гитар Хаузера следует искать не только в техническом процессе обработки. Так же, как и его предки, Герман Хаузер III культивирует личные и дружеские отношения с гитаристами. В зависимости от пожеланий артиста он настраивает свои гитары на конкретные звуковые частоты. Прежде чем конструировать профиль шейки и накладку грифа, прежде чем определять длину струны производится глубокий анализ потребностей и желаний музыканта. Фундаментальным является то, что Герман Хаузер III посвящает время изучению исторических инструментов, в особенности созданных своими предками. Отсюда и рождаются как высочайшего уровня реставрации исторических гитар, так и разработка и постройка новых инструментов в строго ограниченном количестве. За свою работу Герман Хаузер III получил высшие награды от профессиональных организаций и высокое признание международного гитарного сообщества.
Для того, чтобы строить гитары на уровне высшего совершенства, Хаузер рассчитывает на конечно же инстинкт, особенно касательно манеры игры гитариста, чувство формы, дающее музыкальную эстетику инструментам, талант ремесленника, чтобы правильно обработать живой ресурс дерева, музыкальность, чтобы определять звучность инструментов, а более всего - любовь к профессии.
Постройка гитары занимает у Германа Хаузера III между 150 и 240 часами работы. Максимум 17 гитар в год могут выходить из его мастерской в Райсбахе.
Срок ожидания для получения нового инструмента составляет более пяти лет. Потому, что единственный способ создать утончённую гитару - это потратить много времени на её изготовление. Как Андрес Сеговия написал в гостевой книге семьи Хаузер: "Ваш друг на оставшуюся жизнь".

Клаус Вольфганг Вильднерr
Мюнхен, 24 мая 2004 год,
Поcт artem89 » 14 дек 2015, 22:59 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Черно-белый полный каталог работ испанского лютье

https://cloud.mail.ru/public/6FTN/bZhJJp2Cb
Поcт Амаяк Тарахчян » 28 дек 2015, 20:43 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Сколько в мире вещей, которых мы не знаем... а сколько, которых вообще никогда не узнаем...
И как хорошо, что хоть что-то иногда становится известным... хотя и очень грустным.
Вот, что нашлось на просторах сети...

СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ
Смерть Пажа
896091.jpg
896091.jpg (60.91 КБ) Просмотров: 1406


После премьеры сказки 12-летний актер Гарик Клеменков - так его прозвала Фаина Раневская - проснулся знаменитым.

Он вырос, стал настоящим волшебником и однажды влюбился в дочку Золушки.
Они жили долго и счастливо, а умерли в один день...

Именно так должны заканчиваться все добрые сказки. Но в жизни все иначе.

…Запущенный сад в Крыму, в десятке километров от Бахчисарая. В этом странном месте не ловят мобильники. Тропинки заросли травой. Скрипят ступени старого дома — простуженно, будто кашляют. Нас тут никто не ждет.
Тихо умер за один день до своего 72-летия Игорь Афанасьевич Клеменков, сыгравший когда-то в киносказке “Золушка” роль юного пажа. Много лет назад он бежал от мира. От Невского проспекта, где жил с самого раннего детства.
А может, и от самого себя...
Почему?
Наверное, волшебники тоже иногда устают делать чудеса.
У него пропало желание жить, так случается…
4666288.jpg
4666288.jpg (72.44 КБ) Просмотров: 1406


Еще несколько лет назад жители Бахчисарая частенько видели на улицах пожилого мужчину с окладистой бородой и светящимся мальчишеским взглядом. Он приезжал в городок на стареньком велосипеде, едва только солнце поднималось над горизонтом. А возвращался затемно, когда дорога таяла в кисельном тумане.
Впрочем, дорога ему была не нужна.
Старик был почти слеп. Он ехал на ощупь.
Как-то он колол дрова, и случайная щепка, отскочив от полена, попала в глаз. Срочное хирургическое вмешательство могло бы спасти зрение. Но на операцию он не согласился.
Хотя жизнь вслепую практически потеряла всякий смысл.

Он был гитарный мастер, этот старик, когда-то один из лучших в стране. Его имя занесли в большую энциклопедию гитарного искусства и в справочник “Художественный фонд России” на английском языке. Великая аргентинская исполнительница Мария Анида и “вторая гитара мира” Алирио Диас оставили добрые отзывы о его инструментах.

И хотя за свою долгую жизнь старый мастер создал всего 15 гитар - каждая из них являлась настоящим чудом.

Но вовсе не из-за этого Игоря Афанасьевича Клеменкова помнили люди.

“Я не волшебник, я только учусь!” - самая знаменитая фраза из “Золушки”.
Худенькая рука в старинной гофрированной манжете протягивает героине хрустальную туфельку.
Занавес. Хеппи-энд.
Мальчишка мог еще сниматься и сниматься - но сам не захотел.

Его позвала музыка.
klimenkov-igor1.jpg
klimenkov-igor1.jpg (157.08 КБ) Просмотров: 1406


Фотографии на памятнике нет.
Простите за штамп, но очень хочется показать в который раз его милое юное лицо, пусть и раскрашенное демонами современной кинематографии.
1382283.jpg
1382283.jpg (81.02 КБ) Просмотров: 1406

Поcт Sergio » 16 янв 2016, 08:24 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Вот наткнулся на целую лекцию.Не скрою-гитары этого мастера мне черезвычайно интересны.(Амаяк,ну пожалуйста,о чём же там...)
Смотреть на youtube.com
Поcт Дмитрий Разумов » 16 янв 2016, 15:31 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Где то года два, тому назад, на сайте у Перельмана была куча дабл топовых верхних дек. Потом они(эти дэки) исчезли и как бы типа просто деки обычные. Тембр на который многие западают, не только у Перельмановских гитар, во многом обусловлен применением дабл-топ верхних дек.
Поcт Sergio » 16 янв 2016, 16:22 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Странно...В мире Conspicuous Consumption дабл-топ прекрасный бренд,за который можно назначить приличный ценник.А потом-фламенко с двойной декой это нереально-первый гольпэ и... капут.
Поcт Дмитрий Разумов » 16 янв 2016, 17:43 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Кедр может и капут, еловый дабл - топ наверное нормально себя поведет. Конечно гитара на любителя будет, ну так все дабл-топы на любителя.
Поcт Амаяк Тарахчян » 17 янв 2016, 07:29 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Sergio писал(а):Вот наткнулся на целую лекцию.Не скрою-гитары этого мастера мне черезвычайно интересны.(Амаяк,ну пожалуйста,о чём же там...)

Фу-ух, допыхтел-таки, Сергей (ещё немного практики - и смогу работать синхронистом на международных гитарных конференциях, так что без работы не останусь :-D ).
Вот вольный перевод того, что рассказывает Эрец Перельман в своей лекции. В общем, если честно, всё стандартное, обще-, по крайне мере форумчанам, известное - оно и логично, ведь лекция для обычных людей, не сильно сведущих в гитаростроении. Но тем не менее.
Приятного чтения *YES*


Эрец Перельман

Лекция «Искусство, музыка и инженерия – создание и постройка гитар ручной работы»

Эрец получил степень бакалавра компютерных наук 10 лет назад. Его дед был скульптором, его отец – краснодеревщиком, строил мебель. Ребёнком он любил возиться часами в мастерской деда, где он научился держать в руках столярные инструменты.
Позже он влюбился в гитару, научился играть на ней, практиковался долго и даже выбрал университет по причине нахождения там своих гитарных учителей. Правда закончил он его по другой специальности.
Уже в университетские годы ему захотелось строить гитары и он даже обращался к некоторым лютье и гитаростроительным школам в округе, но не был в состоянии оплатить довольно дорогое обучение, поэтому он нашёл книгу по гитаростроению, прочёл её от корки до корки и решил воплотить мечту на практике. Он оборудовал маленькую мастерскую в своей спальне и начал строить свою первую гитару. Это заняло у него год, было трудно, потому что приходилось создавать с нуля множество инструментов и приспособлений, однако это было начало его пути как лютье.
Попутно объяснил публике что означает «лютье» и откуда идёт этот термин. Сам он фокусируется на классической и фламенко гитарах.
Далее пару минут рассуждает о некоей цикличности событий в жизни, связывая это со своей, в частности в форме «скульптор – гитарист – инженер – лютье».
Далее коротко рассказывает об истории гитары – её рождении и эволюции до наших дней.
Далее рассказывает о своём подходе к постройке гитары. На слайде основные пункты:
• Подход
- Понять нужды клиента
- Выбрать материал
- Сконструировать инструмент
• Материалы
- Древесина, клей, покрытие
• Методы постройки
- Традиционные или современные

Понимание нужд клиента
Есть разница когда строишь гитару для себя, особенно в первый раз, и когда ты делаешь это профессионально для продажи клиенту. Эрец сначала разбирается в том, что нужно клиенту – довольно большой ряд факторов и вопрсов. Например, клиент с маленькими ладонями часто испытывает трудности при игре на полноразмерном инструменте – для него делаются модификации мензуры, ширины и толщины шейки и т.п. Или, к примеру, разница в звучании - классической гитары или фламенко. Одним словом всё это формирует подход к тому, как он строит гитару задолго до того, как берет в руки заготовки.

Выбор материала
На примере гитары, которую показывает, объясняет разницу между кедровой и еловой деками, разными материалами для корпусов и пр. Всё абсолютно стандартно, форумчанам, тем более профессионалам, хорошо известно, потому и не привожу для экономии места и сил. Говорит о том, что как выбор материала, так и его обработка (толщины, сечения и пр.) неизбежно влияют на звучание. Показывает зрителям образцы древесин: канадского кедра, кокоболо, эбони.

Процесс постройки
«Три источника, три составных части марксизма»... пардон постройки гитары :-D : древесина, клей и покрытие. Также рассказывает известные нам вещи, что клеи бывают разные и они тоже сильно влияют на звук. Например, клеи полиуретановые или контактные будут съедать вибрацию демпфируя её собой и не передавая дальше другим элементам гитары. И наоборот, клеи кристаллизирующиеся будут с максимальным успехом передавать вибрацию. То же самое относится и к покрытиям.

Дизайн и постройка инструмента
Традиционный дизайн или современный и как технологически производится постройка.
Показывает фото своей мастерской и рассказывает что и как.
Показывает свои столярные инструменты, рассказывает в деталях о них, сетует, что ручные инструменты всё менее используются.
Рассказывает о процессе работы на примере слайда с обработкой головки ножом – говорит о высокой концентрации внимания на том, что делает лютье руками, приводит пример, что если отрезал или отстрогал чуть больше, то обратной дороги нет – «undo», широко усвоенное и любимое компютерным поколением, невозможно.
Далее, на слайде хлопья клея – Эрец предпочитает животный клей за его «реверсивность» (нагрел и расклеил детали почти без повреждения) и за прекрасную кристаллизацию, не препятствующую передаче вибраций; и хлопья шеллака – рассказывает историю про шеллак.
Далее слайд про выбор и покупку древесины в Альпах.
Далее слайд и рассказ про технологические действия/операции по собственно постройке. На слайде:
• Дека
- Фугование, выведение в толщину
- Розетка
- Система пружин
• Гриф
• Корпус
• Канты
• Накладка, лады
• Подставка
• Шеллачка

Даёт краткий обзор по эти основным пунктам постройки – всё стандарное, обзор абсолютно базовый, популярный. Поочерёдно идут слайды изготовления:
- розетки
- системы пружин на деке
- грифа
- пятки: объясняет разницу испанского метода сборки и грифа на ЛХ)
- корпуса
- системы рип дна
- гнутья обечаек: слайд, где объясняет как компютерные знания помогли ему сконструировать «верблюд» для гнутья обечаек – он у него сделан «с перегибом», т.е. так, чтобы после гнутья вытащенные из приспособы обечайки чуточку выпрямляясь принимали именно окончательную форму по силуэту. Однако потом признаёт, что труд этот в принципе бесполезный, поскольку каждый кусок древесины реагиркет по-разному на влажность и температуру, поэтому так или иначе после «верблюда приходится доделывать руками на гнулке. Но тем не менее «верблюд» экономит время.
- полусобранного корпуса на солере: объясняет функцию диагональной пружины, танталонес (сухариков деки)
- кантов: обясняет функциональность и т.п., метод склейки с прижимом верёвкой
- накладки грифа: приклейка, прорезка пазов ладов, забивка, нивелировка и т.п.
- попутно объясняет, что разбивка ладов – их дистанцию друг от друга – имеет математическую основу
- подставки: объясняет, что «бридж», т.е. «мост» - это мост между струнами и декой, как она работает, функцию косточки, дизайна подставки и пр., немного говорит о подставке с 12-ю отверстиями, о позиции подставки на деке
- шеллачка: объяснение простоты и одновременно трудоёмкости процесса которому он продолжает учиться с каждой гитарой,
- пемзование: для чего оно нужно
- окончательные фото гитар

Далее видео с Адамом дель Монте.

Вопросы и ответы

Вопрос про японские и европейские инструменты.
Ответ вкратце: подходят каждому те, что в его руках делают работу наилучшим образом

Вопрос делал ли Эрец какие-либо инновации или модернизирования (пружины, дабл-топ и пр.)
Ответ вкратце: после целого ряда сумасшедших, хотя и интересных идей, вернулся к пониманию через что прошли поколения лютье и научился понимать, уважать и учиться у традиций. Рассказывает что такое дабл-топ, что он их делал, что да, они повышают громкость, но качество звучания подвергается риску, зачастую страдает и что он сам приверженец традиционных дек полностью из массива.
Далее показывает на слайдах и рассказывает о голоснике на обечайке, улучшаюшего слышимость инструмента для самого гитариста, о приподнятой накладке грифа над декой для лучшего доступа к высоким ладам, а также об оригинальной гитаре дизайна гитариста Пола Галбрайта совместно с лютье Дэвидом Рубио, у которой и порожек, и подставка оригинальной формы расположены под углами, а лады располагаются «веером», таким образом каждая струна имеет свою длину мензуры. Касается темы «многострунных» гитар, комментируя, что обычно у гитар со струнами более шести добавляются басы, а на данной гитаре добавлены одна басовая и одна дискантная, т.е. диапазон увеличен в обе стороны, что дало невиданные возможности играть произведения, доселе недоступные гитаре. Резюмирует тем, что продолжает экспериментировать, оставаясь в рамках традиций.

Вопрос о том имел ли Эрец дело с одной из очередных инноваций одного из американских лютье.
Ответ вкратце: с точки зрения Эреца, в США особенно много радикально экспериментирующих строителей однако он сам считает, что продолжать следовать традициям и экспериментировать «малыми шагами» - это и есть правильный путь. Для него лично идеальный звук гитары исходит из традиционного дизайна.

Вопрос сколько гитар делает Эрец в год.
Ответ: очень ограниченное количество, каждая гитара занимает более месяца работы, соответственно от 10 до 12 в год, это примерно одинаковый «выход продукции» для всех лютье, кто пытается работать на высоком уровне, не стараясь «расширить производство». Эрец не намерен расширять мастерскую, принимать помощников и т.п., его цель углублять понимание процессов и повышать качество его инструментов.
Поcт Sergio » 17 янв 2016, 08:58 Re: История гитары и гитарных мастеров.
Огромное спасибо,Амаяк!Вот по поводу диагональной пружины и сухарей интересны подробности...Если не сложно.





Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google Adsense [Bot], Kalinin60, Majestic-12 [Bot], Pilulkin, Yahoo [Bot]