edvard писав:ЯхтсМэны своих не бросают!
А что делают со своими яхтсВумэны опустим из целомудренных соображений
.
Фу-ух!.. Однако, доложу вам, задачка еще та - переводить Романильоса, говорящего по-английски хотя и абсолютно правильно, однако с неистребимым испанским акцентом, при этом шепелявящего да глотающего окончания слов
Но, как бы то ни было, три ролика худо-бедно переведены. Не скажу, что информация такая уж из ряда вон выходящая - в принципе все, что обсуждается более или менее известно, особенно Мастерам-профи (ну совсем немного дилетантам-любителям
), но тем не менее интересно познакомиться с позицией еще одного гитарного мастера, особенно такого известного, как Романильос.
Ну-с, пожалуйте снова на просмотр англоязычных интервью с мастером-испанцем с русскими титрами от колумбийского армянина
Видео:
http://www.youtube.com/watch?v=59Vsdgg00Gs
«Тонкая настройка деки»
В первой части он обьясняет на примере этого наполовину расколотого брусочка как идут волокна в дереве, что такое радиальный распил и как этого достичь. Потом на примере второго чурбачка побольше идет обьяснение, что даже если имеется в распоряжении идеально радиальная заготовка для деки, редко когда она бывает абсолютно равнослойна в смысле расстояния между слоями по всей своей ширине, что вполне естественно и причины которого общеизвестны. Получается, что не вся ширина, а только мелкослойная часть ее отвечает акустическим требованиям деки, поэтому по его мнению лучше использовать именно эти части, пусть даже дека получится и 3-х, 4-х и даже более полос.
Далее, отвечая на вопрос влияют ли при таком подходе, дополнительные клеевые швы на акустику, он комментирует, что действительно, споры идут уже давно однако пока не дан однозначный ответ на этот вопрос. По его личному мнению, потерь от дополнительных клеевых швов может быть гораздо меньше, чем выигрыша, при условии правильно подобранных и грамотно склееных частей «многополосной» деки. Конечно, это всего лишь его мнение, хотя и подтвержденное его собственной практикой, и надо еще искать и пробовать. В гитаростроении множество вопросов и всего несколько стопроцентных ответов. Кроме того, звук гитары – самый надежный аргумент в этих спорах, если гитара сделана по самым «абсолютным классическим канонам» гитаростроения, но не звучит так, как желает гитарист – он само собой, на ней играть не будет. На протяжении последних 150 лет идут поиски в направлении улучшения звука гитары, многое достигнуто, еще больше пока скрыто. В качестве примера приведу известные всем гитары Майкла Каша, на которых видим просто революционные попытки прорыва за счет изменения дизайна многих компонентов. Наряду с этим консервативный дизайн испанских гитар и менее экстремальные попытки улучшения их звука все еще остаются с нами и продолжают преобладать. Все, что мы можем сделать при таком подходе, так это продолжить поиски понимания «как все это работает» и тогда может найти способы улучшения. Должен заметить, что испанская гитара имеет своих противников – в частности циркулирует мнение, что Торрес «положил конец развитию гитары» , что если б не его дизайн, то французкая гитара 19-ого века, звук которой по тогдашним временам, превосходил звук испанской да и изготовлялось их гораздо больше, развилась бы и в итоге сегодня мы имели бы лучший музыкальный инструмент. Вопрос в том почему же этого не произошло? Что помешало такому повороту событий, в конце концов не один же Торрес строил гитары? Почему этот тип инструмента, с массивной декой не взял верх и не отодвинул в тень гитару Торреса?
Видео:
http://www.youtube.com/watch?v=2o9IM919x58
«Тонкая настройка деки» (продолжение)
Романильос начинает с рассуждения на тему деки: зависимости тона от толщины, возможностей так называемой «настройки деки» и т.п. Выражает мнение о том, что у Хаузер, воспитанный в немецких традициях порядка и представлениий о физико-механических свойствах материалов, так и сумел шагнуть чуть дальше своих представлений о толщине деки и посему даже лучшие его гитары по уровню резонанса не достигли того уровня , которого достигали испанские мастера. Предлагает послушать например первые записи Сеговии 1912 года, где он играет на гитарах Рамиреса или Сантоса Эрнандеса, и прислушаться к басам. По его личному мнению это именно потому, что Хаузер не рискнул делать деки тоньше опреленного размера.
Далее в полемику вступает гитарный мастер Эрвин Сомогий. Он говорит, что концепция испанской гитары заключается в том, что ее корпус строится с критериями прочности практически «пограничными», т.е. он достаточно прочен, чтобы выдержать строго определенное натяжение струн, но не больше. И это делается для того, чтобы сделать гитару максимально отзывчивой без разрушения.
Романильос далее упоминает одну из своих гитар, на которой, для достижения определенного звука, он утоньшил деку до практически миллиметровой толщины, не больше. Упоминает также количество пружин, говоря, что их можно сделать всего несколько, или наоборот множество и в итоге достич того же тона и тембра, если дека правильно обработана. Рассуждает на тему многочисленных споров и дискуссий на тему точнейшей настройки дек на разные тона или на разную частоту, особенно со стороны современных инноваторов, и что тем не менее эти «настроенные» гитары не достигают того уровня, на который претендуют. Он не спорит с тем, что вполне возможно настроить отдельную деку в желаемый тон, однако после сборки гитары все кардинально меняется. Кроме того, можно абсолютно точно настроить любой предмет на определенный тон, но не получить желаемого качества и обьема звучания. Некоторые мастера пытаются настраивать гитары даже после сборки, пристрагивая то тут, то там пружины, рипы и даже деку. Ну, это может сработать для строго определенной частоты, но никак не для всех имеющихся у гитары . Мы еще не достигли того уровня понимания и знаний, которы нам поможет контролировать этот процесс. Эта тема пока открыта и это хорошо, т.к. дает простор поиску, исследованию, заставляет людей мыслить и искать. Есть другойрасхожий миф, что якобы Сантос Эрнандес, также с целью «настройки», подтачивал свои деки в определенных местах – абсолютный нонсенс, т.к. при таком подтачивании дека приобретет волнистую форму, что на звуке отразится еще более негативно. Если представить себе гитару из стали, то деку может и можно точнейшим образом откалибровать в «нужный тон» и надеяться, что после сборки он сохранится, но в случае с деревом этого сделать невозможно.
Мастер Сомогий рассуждает (примечание переводчика: делает он это долго и по-американски глубокомысленно, употребляя умные выражения типа "равномерно интегрированный" или "слышать равномерный градиент тона" ... интересно как это он "слышыт градиент" ???
) на тему настройки деки путем ее простукивания с последующим достижением желаемого тона путем ситематического снятия материала в нужных местах как деки, так и пружин. И так он делает вплоть до достижения гомогенного тона на максимально возможной поверхности деки – от центра к периферии тон не должен меняться. Далее он говорит, что пытается таким образом настраивать тон по возможности ниже, чтобы после всех дальнейших операций : вклейки грифа, накладки, подставки и тем паче установки и натяжения струн, каждое из которых неуклонно повышает напряжение общей системы, тем самым понижая отзывчивость, общий тон гитары не поднимался слишком высоко.
В конце Романильос подытоживает тем, что с его точки зрения в гитаростроении уже сформировались определенные традиции и конструктивные решения, которые надо сначала изучить досконально, понять и лишь потом, базируясь на них, вводить свою точку зрения на возможные модернизации и пр.
Видео:
http://www.youtube.com/watch?v=HS13dNuQVls
«Старые гитары, когда они были новыми»
Хорошо звучащая испанская гитара, по моему разумению, должна иметь кристально чистые, раздельные в звучании сопрано и, наряду с этим, глубокие, как бы исходящие из глубины колодца или пещеры, басы. Например у арктопов – гитар, по сути своей конструкции, с несравнимо более жестким неподатливым корпусом, с толстыми деками – естественный уровень резонанса гораздо выше, чем у испанских гитар. Это, конечно, резко ограничивает их акустические возможности. Однако что касается обработки заготовок, скажем дек из ели, то процесс не должен слишком отличаться. Процесс производства звука в испанской гитаре таков: когда берете основной тон на струне, этот тон делится на множество обертонов, которые передаются деке, дека, вибрируя разными своими областями по-разному, усиливает эти обертона в соответствии с вложенными в нее возможностями и таким образом получается окончательный звук. Мы только начали понимать как все эти вибрации работают и вероятно настанет день, когда мы сумеем контролировать большее количество этих факторов с целью получения больших возможностей от деки. Как сказал Хосе Рамирес III: «Мы добрались до этой точки в гитаростроении – теперь знамение должно помочь нам», имея ввиду использование достижений науки в гитаростроении.
Когда я опубликовал свою книгу о Торресе в 1997 году, было довольно мало людей, знающих о нем. И гораздо меньше было тех, кто слышал звук его гитар . Сегодня, возможностей ознакомиться с его творчеством и услышать голос его гитар значительно больше. Однако то что мы сегодня слышим вовсе не то же самое, что слышали 150 лет назад. Прежде всего потому, что поменялись технологии изготовления и материалы струн – уже много десятков лет у слушателей сформировался некий «свой стандарт звука», т.е. представление о том каким он «должен быть». Но соответствуют ли эти концепции тем реалиям, которые могли бытовать 150 лет назад? Поэтому необходимо глубже исследовать этот вопрос. С другой стороны, возьмем, к примеру, знаменитую гитару Торреса с корпусом из папье-маше, хранящуюся в музее Барселоны – дека ее была очищена, ошкурена, заново лакирована, одним словом приведена в «товарный вид». То же самое произошло и со многими другими знаковыми гитарами. Но ведь очевидно, что подобные реставрации, несомнено улучшившие внешний вид и способствовавшие сохранности инструментов, наряду с этим серьезным образом повлияли на их звучание. В 1853, когда Торрес, к тому времени сделавший всего несколько гитар, прибыл в Севилью, местные газеты уже отзывались о его гитарах, как о прекрасно звучащих. Однако потом, на протяжении многих лет, а иногда десятков лет, эти гитары были практически мертвы – никто не играл на них, они были заброшены, забыты в самых неподходящих для хранения гитар условиях. Поэтому я призвал бы быть очень осторожными с выводами, потому, что, как мне кажется, голос гитар Торреса,который мы слышим сегодня это не тот же, который они имели 150 лет назад.