Приветствую вас в новом году, друзья мои. Надеюсь встретили его по-доброму, чтоб так и продолжить до конца.
Ну, вот и пришло время поговорить о Кубе с ее несметными музыкальными сокровищами. Их так много и они такие разноплановые, что для «систематического» описания потребуются во-первых годы, а во-вторых специальное образование и талант. Поскольку я в этом деле абсолютнейший любитель, то и буду представлять вам то, что полюбилось мне, в надежде, что и вам хоть что-то понравится. Ну и, коль скоро форум все же гитарный - хотя тема нагло и бесцеремонно претендует на выход за рамки
- то постараюсь все же не слишком отклоняться от струнных щипковых инструментов (а то занести запросто может не в ту степь... кубинскую).
В «затравочном» мультике вы уже видели единственный живой персонаж - плотного мужичка в шляпе с гитарой. Вот с ним и продолжим. Разрешите представить вам одного из известнейших современных музыкантов Кубы.
Элиадес Очоа Бустаманте (Eliades Ochoa Bustamante) – род. 22.07.1946, кубинский гитарист и певец, родом из Лома де ла Ависпа, близ Сантьяго де Куба.
Начал играть на гитаре в 6 лет, по его собственным словам «когда был как раз ростом с гитару», что совершенно не удивительно, если учесть место его рождения и «семейный фон» - его мать играла на тресе, а отец – на гитаре. Практически с самого начала музыка стала его профессией - с молодых лет регулярно играл в местных пабах, потом со своими сестрой и братом присоединился к ансамблю «Тринчера Агрария», где и сформировались в основном как его своеобразный стиль игры и манера пения, так и внешний образ «гуахиро» - кубинского крестьянина, не расстающегося со своей ковбойской шляпой. В 1978 он был приглашен возглавить «Куартето Патриа» - один из известнейших кубинских ансамблей, основанный еще в 1939 и с тех пор остающийся активным на сцене. Очоа согласился лишь с условием, что он сможет вводить новые элементы в устоявшийся репертуар этой популярнейшей группы. Своими музыкальными корнями стиль Очоа исходит из традиционных кубинских жанров «гуахира», «гуарача» и «болеро», а также из гораздо более известного за пределами Кубы и очень почитаемого в самой стране жанра «сон».
Кроме гитары Очоа играет также на традиционных кубинских вариантах треса и куатро. В последнее время, однако, он практически полностью сосредоточился на гитаре, причем на ее модифицированной версии – со сдвоенными 3-ей и 4-ой струнами. Поэтому у гитары и такой своеобразный звук. По моим наблюдениям у него есть две версии этой гитары - с нейлоновыми струнами (подставка и головка сделаны как у классической гитары, но для 8-ми струн, колковая механика на 8 горизонтальных валов) и с металлическими струнами (на гитаре имеется и подставка, и металлический струнодержатель, на которых крепятся струны; головка сделана под классическую механику на 6 горизонтальных валов, а наверху добавлены 2 раздельных колка с вертикальными валами).
- eliades ochoa 2.JPG (157.81 Кіб) Переглянуто 5986 разів
Его участие в проекте «Buena Vista Social Club» и в одноименном фильме Вима Вендерса 1999 года со многими другими известнейшими кубинскими музыкантами расширило популярность Очоа далеко за пределы Кубы.
На этом втором видео исполняется знаменитейший "Чан Чан" - многие вероятно его даже слышали в разных исполнениях. Так по ходу представлю также и кубинскую лютню (исп. "laud cubano") - инструмент, который начинает прямо с первых аккордов. Играет на нем другой гигант кубинской музыки - Барбарито Торрес, также весьма утонченный исполнитель.
В 2010 Очоа с успехом осуществил интересный проект с музыкантами из Мали и записал с ними альбом, названный «Афро-Кубизм». Если кому нравятся всякие межэтнические фьюжн - весьма рекомендую поискать и послушать. Любопытнейшее, с моей точки зрения, и своеобразное исследование своих музыкальных корней.