Позвольте мне объяснить, как я понимаю эффект от применения Tornavoz.
Как я уже говорил ранее, самым низким (по частоте) резонансом гитары является резонанс воздушного объёма, заключенного внутри корпуса. Считается, что чем ниже его частота, тем лучше тембр инструмента - глубже, отчетливее проявляются басы (всё в разумных пределах, конечно). Теоретически частота резонанса воздушного объёма рассчитывается по формуле Гельгольца:
- Helmholtz resonances-1.gif (3.81 Кіб) Переглянуто 6685 разів
Эта формула справедлива для резонатора следующей формы:
- Resonator Helmholz.jpg (3.19 Кіб) Переглянуто 6685 разів
где Fb – частота настройки в Гц, с – скорость звука, равная 344 м/с, S – площадь тоннеля в кв. м, L – длина тоннеля в м, V – объем ящика в куб. м.
Видно,что чем больше объём резонатора и чем длиннее трубка/горлышко, тем частота ниже. Отсюда и стремление к увеличению корпуса для улучшения звучания, и бОльшие корпуса басовых инструментов.
Резонатор гитары, да и любого другого струнного инструмента по форме отличается от этого, особенно формой горлышка, роль которого играет резонаторное отверстие. Поэтому для них существует другая формула (придуманная, подобранная??)
- Helmholtz resonances.jpg (70.04 Кіб) Переглянуто 6685 разів
Они, в общем, идентичны, отличаются только составляющей соответствующей длине трубки/горлышка. Дело в том, что толщина деки в районе отверстия мала (совсем вырожденное горло) и формула Гельгольца не работает, вернее неточна. Реально роль горлышка играет некий объём воздуха в районе резонаторного отверстия - воздушная пробка длиной примерно 0,85r по обе стороны от деки (всего 1,7r) и площадью равная резонаторному отверстию, как сказано в следующей статье:
(Перевод статьи програмный, поэтому прошу не судить строго, вроде можно с некоторым усилием разобраться)
В ней упоминается и про трубку ниже звукового отверстия, которую ставят некоторые мастера (это и есть Tornavoz ). Таким образом его применение должно несколько понижать основной резонанс, улучшая тем самым звуковые качества инструмента.