Сторінка 1 з 1

«Правильное» Ля и немного о настройке

Додано: 12 січня 2012, 20:10
brmglt
«Правильное» Ля и немного о настройке

Как известно, скрипачи всегда настраиваются по звуку Ля (а с правильным Ля сверяются, послушав камертон).
Международный стандарт для правильного Ля – 440 герц.
Но не всегда Ля звучало именно так, как сегодня.
Наше сегодняшнее Ля выдумали вовсе не музыканты, а физики, причем произошло это по музыкальным меркам не так давно: стандарт 440 герц был утвержден в 1834 году на физической конференции в Штутгарте.
Между тем в истории музыкальной акустики были и другие варианты.
Во Франции в 1895 году, например, был стандарт в 435 герц – куда ниже, чем сегодня. И вообще в разные эпохи «ля» настраивали в диапазоне от 370 до 576 герц!!!
Это означает, что некоторые музыкальные произведения когда-то звучали совсем по-другому. Причем установить, под какое Ля настраивался тот или иной композитор, теперь скорее всего невозможно. (Хотя я пока не могу сказать, насколько изучена эта область, но уж по крайней мере, такими изысканиями точно не занимаются скрипачи, приступая к разучиванию какой-нибудь сонаты Корелли!)
Интересно, что и сегодня не все музыканты принимают 440-герцовый стандарт. В Англии, например, есть филармонический оркестр, настраивающийся под «заниженное» (с точки зрения сегодняшнего стандарта) Ля, равное 438 герц.
Некоторые скрипачи-виртуозы, напротив, любят завышенный строй.
Дело в том, что для скрипача, играющего в концертной сольной манере, несколько завышенное Ля выигрышнее: так скрипка звучит звонче, технические элементы – пассажи и прочее – выглядят ярче, и вообще игра в целом кажется более техничной и блестящей. Поэтому некоторые скрипачи-педагоги в некоторых школах любят высокое Ля и стараются убедить фортепианных настройщиков сделать им «ля» ну, скажем, на 442 герц. Настройщики на это ругаются: такая настройка вредна для рояля, потому что повышается натяжение струн. И если настроить рояль выше всего на 2 герца, нагрузка на деку рояля уже возрастает на… полторы тонны!
Впрочем, тут мы уходим далеко от скрипичной темы, – к настройке рояля мы, может быть, обратимся в другой раз и в другом месте.
Приведенные выше факты взяты из книги: В. Порвенков. Настройка музыкальных инструментов (М., 1977 г.)
В интернете есть издание 1990 года – «Акустика и настройка музыкальных инструментов», скачать книгу можно вот здесь или здесь.
- P.S. Впрочем, во время игры на скрипке, а не настройки, формальное соответствие количеству герц теряет смысл.

(http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/la/)