Ремонт грифа, любой мелкий ремонт.


Сообщений: 19 • Страница 1 из 21, 2
Поcт Иван Ивановский » 24 мар 2015, 10:41 Фройляйн Марма
Всем привет. Досталась мне немецкая гитара ранее не слыханной мной марки Марма. Сейчас точно не скажу что конкретно подвигло меня на решение заняться ею- то ли наличие родного кофра с плюшево-малиновыми внутренностями, то ли кленовые бока и дно(к клёну я неравнодушен), то ли какая-то винтажно-строгая внешность инструмента.
1456775159s.jpg
1456775159s.jpg (86.38 КБ) Просмотров: 2027


Я много всяких музим-резонат пользовал, это очень хорошие инструменты, хотя и цельнофанерные, и в принципе я ждал примерно тех же свойств и от этой гитары. Но фройляйн оказалась очень своеобразной. Опишу её поподробнее.
Во-первых выяснилось, что она сделана не из фанеры, а из цельных деревяшек. На обечайках рисунок клёна полностью совпадает внутри-снаружи. С деками оказалось ещё проще- гитара явно пересохла и на обеих деках образовались трещинки по клеевому шву от низа почти до подставки на верхней деке и длиной сантиметров на 20-25 на нижней. Тонкий щуп проходил верхнюю насквозь, нижнюю- до футера. Причём на голоснике (как обычно делается на фанерках) сделана внутренняя окантовка пластиком, причём в данном случае своеобразная- высотой в 6 мм при толщине деки у голосника 2.8 мм- этакий зародыш торнавоза.
IMG_0001s.jpg
IMG_0001s.jpg (137.34 КБ) Просмотров: 2027


Я искал информацию о Marma в интернете и не нашёл ни единого упоминания о классических гитарах этой марки, только банджо, электрогитары, акустические и полуакустические арктопы. Зато стало понятно почему мензура 640 мм, откуда 0-й лад и в какой форме её делали.
2070610mk.jpg
2070610mk.jpg (48.05 КБ) Просмотров: 2027


Поэтому почти не удивила пружинная система, а вернее полное отсутствие таковых, только три рипы- две гармонические и одна очень тонкая, высокая и острая где-то в 1 см позади задней кромки порожка.
WIN_20150306_212718.JPG
WIN_20150306_212718.JPG (32.44 КБ) Просмотров: 2027


Такой вот классический Штауфер из 19 века.
У передней рипы любезно нанесена дата выпуска
WIN_20150306_212823.JPG
WIN_20150306_212823.JPG (40.79 КБ) Просмотров: 2027

Поcт Иван Ивановский » 24 мар 2015, 11:20 Re: Фройляйн Марма
Продолжаю. С учётом общей потёртости лака, уже упомянутых трещин в деках предстояли следующие работы:
  1. заклейка трещин на деках;
  2. выправление и выравнивание подзагнутого и подзавинченного грифа;
  3. замена изношенных по самый не балуй ладов;
  4. замены сточенной по самый порожек из-за искривления грифа тоненькой пластиковой косточки на нормальную кость;
  5. извлечение обломка кнопки под ремень и вставка новой кнопки (не зиять же дырке);
  6. обновление лака;
  7. ремонт или возможно замена заедающей на 3 и 5 струне колковой механики с нестандартными расстояниями валами в 38 мм.
IMG_0002[1]s.jpg
IMG_0002[1]s.jpg (109.38 КБ) Просмотров: 2020

Трещина на нижней деке


IMG_0003s.jpg
IMG_0003s.jpg (108.81 КБ) Просмотров: 2020

Трещина на верхней деке


IMG_0008s.jpg
IMG_0008s.jpg (114.5 КБ) Просмотров: 2020

Сточенная косточка. Когда я её вынул, снизу оказались ещё и пропилы под струны. Стало понятно происхождение следов от струн на подставке по обе стороны косточки. При взгляде на эти струны с петельками на хвостах я испытал острый приступ ностальгии- в начале 80-х эти с таких струн помнится за 80 копеек комплект я начал знакомство с нейлоном.



Работу начал с выправления грифа. Выдернул старые лады и притиром сточил накладку. Снять пришлось изрядно- из-за винта старые пропилы на 0 и 1 ладу практически исчезли от 4 до 1 струны. Толщина накладки там осталась миллиметра 3. Посмотрим как дальше будет. Забил лады на тайтебонд и оставил сохнуть на прижиме.
IMG_20150309_155413s.jpg
IMG_20150309_155413s.jpg (124.94 КБ) Просмотров: 2020


Тут собрал первые грабли- видимо слегка недобрал местами глубину пропилов под лады, так что кое где остался зазор в две-три десятки между шляпками ладов и накладкой. Переделывать не стал, но последствия ощутил в полной мере при закатке ладов. Выравнивал лады той же байдой что и использовал в качестве плиты для прижима. Неудачное было решение, надо было взять что-то покороче. Поскольку не все лады сели по шляпку, сточились они местами изрядно и, как выяснилось позднее, выровнялись не везде. Это были вторые грабли. Симтомсовские лады повышенной твёрдости оказались действительно твёрдыми, спецнапильника для скругления не было, зато лень имелась в наличии, поэтому эта стадия скругления-шлифовки была исполнена даже не на троечку. Это были третьи грабли.
Забегая вперёд скажу, что потом пришлось снимать струны, по новой ровнять лады, старым дедовским способом качая линейку на трёх ладах, купить напильник для закатки, всё по человечески закатать, отшлифовать и отполировать.
Так что на этой стадии были достигнуты сразу две цели- и дело сделано, и бесценный (пусть и негативный) опыт приобретён.
Щели в деках были изрядные и видимо давние, поэтому я и не надеялся на то, что удастся их заделать так, чтобы они стали незаметны. Ну а раз так, то никаких вставок, решил пролить их аминокрилатом. Всё получилось, на задней деке вышло даже незаметно, а на верхней, учитывая что вся гитара отделана чёрным, получилась такая пикантная чёрточка, вроде стрелки на чулочках. :-)
На стадии лакировки фройляйн преподнесла очередной сюрприз. Лак повсюду был равномерно потёрт-поцарапан.
IMG_0009s.jpg
IMG_0009s.jpg (91.44 КБ) Просмотров: 2007


Вначале я думал старый лак счищать и наносить нитролак, но попытка выяснить природу старого лака принесла совершенно мною не ожидаемый результат. =-O Оказалось, что вся гитара, включая гриф покрыта шеллаком! Для немецкой фабрички как-то нетипично. Это обстоятельство полностью поменяло планы, я решил придерживаться принципа минимального вмешательства.
Поcт Иван Ивановский » 24 мар 2015, 12:53 Re: Фройляйн Марма
Опыта работы с шеллаком у меня ранее не было. Почитал что можно, и сформировался следующий план действий. Сначала по возможности сровнять все потёртости, используя имеющееся лаковое покрытие, а именно долго и терпеливо тереть тампоном с очень жидким раствором шеллака, почти спирта, постепенно увеличивая концентрацию шеллака. Идея в том, чтобы перенести шеллак из выпуклостей во впуклости. Затем уже зашеллачить всё традиционным способом. В принципе всё получилось, хотя если всмотреться, то места самых глубоких старых царапин кое-где заметить можно. Итоговых фоток пока нет, позднее сделаю и приложу.
С извлечением обломка кнопки и инсталляцией новой проблем не возникло.
С колками вышла целая эпопея. Отчаялся найти уже никем не выпускаемые новые планки с таким нестандартным расстоянием между валами. По возможности постукиванием-подтачиванием-подмасливанием привёл в чувство старую механику. Также решил параллельно заморочиться изготовлением пластин, на которые нацепить алисовские шестерни-червяки. Накидал чертёж пластины, узора для гравировки, отдал на лазер.
11111111111s.jpg
11111111111s.jpg (57.88 КБ) Просмотров: 1993

Нарисовалось



Получилось
IMG_20150318_184634s.jpg
IMG_20150318_184634s.jpg (118.79 КБ) Просмотров: 2000

IMG_20150319_003348s.jpg
IMG_20150319_003348s.jpg (102.37 КБ) Просмотров: 2000

IMG_20150319_010154s.jpg
IMG_20150319_010154s.jpg (57.86 КБ) Просмотров: 2000


И здесь не обошлось без косяков- с парой размеров не угадал слегка. Механика работает, но люфты великоваты. Буду считать это опытном образцом, коррективы в чертёж внёс, позднее сделаю вариант 2, может уже с другим узором. Ещё собираюсь добавить опорные пружины под червяки как на шаллерах. Так что полюбовался и поставил пока штатную механику.
Последний раз редактировалось Микола Руденко 11 июл 2015, 18:07, всего редактировалось 3 раз(а).
Причина: gallery
Поcт Иван Ивановский » 24 мар 2015, 13:21 Re: Фройляйн Марма
Расширил паз под косточку с 2 до 3 мм, подогнал саму кость, всё собрал. Настало время ставить струны. Полез в заветный ящик, а там только початый комплект савареза (4-ю раньше использовал) и полный комплект лябеллы 820 типа для фламенко, которую я не помню уж зачем как-то купил (забыл для кого-то, просили обязательно черные, а там только такие были). В общем натянул эти чёрные. высота над 12 ладом вышла 3 мм над 1-й, 4 над 6-й.
Тут наступила большая грусть- есть богу, со старыми 25-летними струнами звучало лучше. Дисканты глухие, басов вообще можно сказать нет. К тому в нескольких местах струны дребезжали об лады. Посмотрел я на это, снял струны, переточил-перекатал лады по-человечески, как раньше писал. Поставил на сей раз неполный комплект савареза с 4 струной из первого комплекта. И тут гитара запела. Да как! Вроде и мензура не полная, и глубина корпуса небольшая, но звук отличный- дисканты чистые, прозрачные, басы мощные, насыщенные. Почему-то 3-я чуть-чуть глуше первых двух. Сустейн дооолгий. Старая фабричка, а звучит почти как хорошая мастеровая. В общем доволен как слон. Правда 4-я струна выпадает слегка из ансамбля, но я её быстро поменяю. :-)
Поcт Sergio » 24 мар 2015, 16:23 Re: Фройляйн Марма
То есть получается,что деку держат только поперечки и она не деформируется и при этом еще звук вкусный.Интересно...
Поcт skipper2 » 24 мар 2015, 18:54 Re: Фройляйн Марма
Иван,хочу сказать,что у вас как раз не совсем фабричка,во всяком случае-не в СССРовском понимании этого слова.Там было скорее объединение небольших мастерских,которые и производили гитары.Были и мастера,которые часто привносили своё в строящиеся инструменты.Достаточно сказать,что даже относительно массовые,серийные модели носили печать индивидуальности.Так для каждой,например,ГДР-овской электрогитары делался свой гриф.При попытке собрать один инструмент из двух практически всегда вылазит это несоответствие-приходится делать очень много телодвижений,что бы устранить несоответствия.Короче,конвеером,подлинной фабричностью там и не пахло-скорее,кооперативщиной :-D
Поcт Амаяк Тарахчян » 24 мар 2015, 19:06 Re: Фройляйн Марма
Иван Ивановский писал(а):Старая фабричка, а звучит почти как хорошая мастеровая. В общем доволен как слон.

Фабричка, уже начавшая "серию операций по смене пола" и превращению в мастеровую :-D .
Здорово, что Вы остались довольны! Поздравляю *THUMBS UP* .
Поcт Иван Ивановский » 24 мар 2015, 19:12 Re: Фройляйн Марма
Да я насчёт "фабричности" так, порядка ради. Понятно что цельнодеревянный под шеллаком инструмент и поточное производство вещи трудносочетаемые. Меня вообще сильно удивило, что не удалось найти упоминание о хотя бы одной её "родной" сестрёнке, только о "сводных".
Поcт skipper2 » 24 мар 2015, 19:16 Re: Фройляйн Марма
Насчет шеллака кстати тоже для немцев ничего удивительного-у них полно электрогитар было,шеллаком покрытых.По черной краске кстати.Так что при определенном освещении они зеленоватым отливают.У меня вон тоже есть вот такая вот красотка http://muzeum.sovietguitars.com/museum. ... uxe-II.htm У нее тоже шеллачный финиш.
Поcт Иван Ивановский » 24 мар 2015, 20:27 Re: Фройляйн Марма
Амаяк Тарахчян писал(а):
Иван Ивановский писал(а):Старая фабричка, а звучит почти как хорошая мастеровая. В общем доволен как слон.

Фабричка, уже начавшая "серию операций по смене пола" и превращению в мастеровую :-D .
Здорово, что Вы остались довольны! Поздравляю *THUMBS UP* .

Амаяк, спасибо за поздравления! Но "серию операций по смене пола" на этой фройляйн я не планирую. Скорее то что я делал было "косметическим омоложением" с минимальной "пластикой" и легким тюнингом с максимально возможным сохранением аутентичности. А о серьёзном вмешательстве с пересадкой генов я думаю в отношении другого инструмента. *SCRATCH*
skipper2 писал(а):Насчет шеллака кстати тоже для немцев ничего удивительного-у них полно электрогитар было,шеллаком покрытых.По черной краске кстати.Так что при определенном освещении они зеленоватым отливают.У меня вон тоже есть вот такая вот красотка http://muzeum.sovietguitars.com/museum. ... uxe-II.htm У нее тоже шеллачный финиш.

Действительно красотка!
Поcт Aroman » 23 дек 2016, 11:48 Re: Фройляйн Марма
У меня есть похожая гитарка. Только чуть ранее, годов 40-50х. Называется Herwiga solist. У неё лак реагировал на спирт, так что уж не знаю, нитруха это или щеллак, скорей первое, т.к. не белел от воды. Купил я ее на ебее за 60 евро. Так же целиком массив. Колки целлулоидные. верхний кант и пруфлинг - деревянные - нижний кант деревянный, а пруфлинг пластиковый.

Что удалось нарыть про нее в интернетах:
Жил да был в немецком городе Маркнойкирхен один предприимчивый гражданин, уважаемый бюргер и скрипичный мастер Вильгельм Хервиг (Wilhelm Herwig). Доподлинно не известны его годы жизни, но годы активной работы примерно такие — с 1890 по 1930 гг.

Началось всё с того, что в 1890 г он объединился с фирмой Glaesel и образовал торгово-производственную компанию Herwiga. Компания Herwiga, на подобии Циммермана, производила своё и реализовывала чужое. Чаще это были мандолины, реже - гитары. Гитары - стандартные, немецкие, с венской схемой пружин и небольшим корпусом.

Сам же В. Хервиг на месте не сидел. Помимо ведения бизнеса, он пробовал, эксперементировал и надеялся произвести прорыв в гитаро и мандолино-строении. В 1924 году Германию посетил знаменитый гитарист А. Сеговия, и взоры многих немецких лютье сосредоточились на его испанской гитаре — Antonio de Torres. Герман Хаузер из Мюнхена, Вильгельм Хервиг, Ричард Джейкоб Weissgerber и Питер Харлан из Маркнойкирхена, фирма "Die Gitarre" из Берлина и многие другие ринулись копировать модель гитары Торреса. Наиболее успешно это смогли сделать Герман Хаузер и Ричард Джейкоб Weissgerber по причине их личного знакомства с А. Сеговией и возможности детального изучения его гитары.

Вильгельм Хервиг и Ричард Джейкоб даже предлагали сделать гитару Торреса двугрифной, с дополнительными басовыми струнами, но нет упоминаний о реализации на яву этих проектов.

Касаемо данной гитары, смею предположить, что это интерпретация "Weissgerber Torres model" 40х годов, которая в свою очередь стала интерпретацией оригинальной гитары Торреса. Сама гитара примерно 50х годов. Она точно повторяет форму модели Торреса, однако внутри стоит венская схема пружин. Я так же читал о еще одной гитаре Herwiga с веерной схемой пружин. Уверен, что это вариация и осознанный эксперимент, а не скудность познания.

Что пришлось делать (делал мастер):
1. Отгибать гриф
2. Реить деку (поел жук и трещины от клёцев по верхней деке.
3. Перелакировать верхнюю деку полностью и освежить так на корпусе и грифе после сборки
4. Чинить механику (валки потрескались)

Далее на фотках то что было и то что стало.
Вложения
IMG_3549.jpg
IMG_3549.jpg (153.15 КБ) Просмотров: 387

IMG_3534.jpg
IMG_3534.jpg (190.87 КБ) Просмотров: 387

IMG_3591.jpg
IMG_3591.jpg (148.68 КБ) Просмотров: 387

Забавно, пошарив рукой внутри гитары я обнаружил бобышку, с помощью которой приклеивали подставку, да там и забыли. Так и провисела она там с незапамятных времён!


IMG_3544.jpg
IMG_3544.jpg (111.43 КБ) Просмотров: 387

IMG_4223.jpg
IMG_4223.jpg (160.46 КБ) Просмотров: 387

Поcт Aroman » 23 дек 2016, 11:49 Re: Фройляйн Марма
Продолжение
Вложения
IMG_4236.jpg
IMG_4236.jpg (135 КБ) Просмотров: 387

IMG_4277.jpg
IMG_4277.jpg (149.67 КБ) Просмотров: 387

Справа тоже немецкое детище, но уже точно мастеровое, необычное, с широким и наборным пруплингом, ближе к форме к Рамиресу Первому


IMG_4279.jpg
IMG_4279.jpg (116.36 КБ) Просмотров: 387

IMG_4280.jpg
IMG_4280.jpg (124.89 КБ) Просмотров: 387

IMG_4281.jpg
IMG_4281.jpg (125.84 КБ) Просмотров: 387






Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], BOBAH44, Garick, Google Adsense [Bot]