Сторінка 2 з 3

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 20 січня 2010, 11:57
бр [забанен]
Уважаемый Николай. По Вашим вопросам могу сказать следующее - крепление грифа влияет на звук не названием способа, а реактивным сопротивлением, которое на нём возникает. Материал, размер - всё исходит в первую очередь из требуемых параметров резонанса. Хоть Вы и просите поменьше упоминать об электрухах, но очень уж хорош пример - Лео Фендер возложил на гриф цельнокорпусной гитары тот резонанс, что в акустике обычно тащат задняя дека и внутренний объём, этим и объясняется длинная узкая шейка, нелепый кружок на головке, тангентальный распил. Вообще, я считаю большой ошибкой стихийно сложившейся российской школы подход - гриф делаем и этого, деку - из этого, обечайку - и этого, потом смотрим, что получилось. Сначала нужно расписать желаемое звучание в параметрах, а потом подбирать материалы, обдумывать тонкости конструкции. Правда, у такого подхода есть серьёзный недостаток - надо много знать.

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 20 січня 2010, 13:34
Николай Руденко
Я не российская школа, но с вами согласен, что часто именно так. Но есть и сложившаяся традиция в изготовлении классических гитар. Приходиться мириться и учитывать этот фактор. Не думаю, что изготовление гитар в Испании чем-то отличается. Там традиция имеет ещё большое значение. Гитаростроение - это очень эмпирическое занятие. И методика как раз состоит в сочетании теоретического и проверки оного на практике. Вообще-то так во всем. Но это все беллетристика.
Вы все время напускаете таинственности. Она не нужна. Мне хотелось бы услышать от вас непосредственных рекомендаций. Нужны прикладные советы. Какие физические параметры при изготовлении вы считаете надо исправить или учитывать в изготовлении классических гитар. Пусть будет акустических. Все теории заканчиваются в конце концов конкретными размерами и свойствами объекта исследования. Ваши рекомендации?.....

Электротерминами можете пользоваться, только более популярно.

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 20 січня 2010, 16:09
Сергеев С В
Здравствуйте уважаемый Plotnik. Очень заинтриговали ваши сообщения на давно интересующую меня тему.
Plotnik писав: ... - всё исходит в первую очередь из требуемых параметров резонанса. ...Сначала нужно расписать желаемое звучание в параметрах, а потом подбирать материалы, обдумывать тонкости конструкции.
Располагаете ли вы по этому поводу какими-либо конкретными сведениями (цифры, таблицы, ЧХ)?
Plotnik писав: Правда, у такого подхода есть серьёзный недостаток - надо много знать.
Не поделитесь ли источниками ваших знаний (ссылки, книги). Если это результат ваших собственных исследований,
то большая просьба - рассказать поподробнее.

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 20 січня 2010, 19:29
Yuri_
Сергей V писав:
Yuri_ писав:Честно говоря вялое там обсуждение
Может и вялое, более 20 ответов за два дня, но уж лучше такое, чем тут у нас, вообще ничего... ни от кого... :evil:
Наверное придется самому написать перевод ответов, хотя бы основного, все ж какаято польза будет. ;) :)
Просто тема сложная. Задайте тот же вопрос на Official Luthiers Forum, будет интереснее.
Пока вот перевод ответа Рика Тернера, самый информатвный из тех, что были в той теме:

" При изготовлении гитар я стараюсь минимализировать контакт между грифом и корпусом насколько возможно. За счет использования болтов площадь контакта в месте соединения составляет менее 30 мм2, а прямого контакта дерево-дерево нет вообще. Такое же крепление используется в гитарах Howe Orme, производившихся в конце 19 века, которые и вдохновили меня. В результате такого соединения не наблюдается потерь в звучании или силе звука.

Как мне кажется гриф частично поглощает вибрации, а частично отражает их. Плотность имеет значение, но такое же значение имеет и "Q" (не знаю, что он тут имеет ввиду. У вашего инструмента может быть высокая плотность и в то же время высокий уровень поглощения вибраций... подумайте, что имеет значение. Я не вижу и не слышу сколь-либо значительной передачи (вибраций) вниз по грифу и от грифа или накладки к корпусу в тех случаях когда гриф приклеен к декам, как обычно.
Я знаю, что идея передачи (вибраций) на корпус по грифу давно укоренилась среди мастеров, но я думаю это как раз одна из тех вещей, которые следует подвергнуть тщательному пересмотру.

Что касается типа соединения... Я думаю Collings, Bourgeois, Taylor и много мелкосерийных производителей доказали, что болтовое крепление с успехом может применяться на гитарах превосходящих по звучанию гитары с "ласточкиным хвостом", а учитывая тот факт, что при замене грифа намного проще иметь дело с болтовым соединением его преимущества становятся неоспоримыми.

Но, думаю, доказать это можно будет лишь одним способом - взять две гитары с "ласточкиным хвостом", которые почти не будут отличаться по звучанию, а затем превратить одну из них в гитару с болтовым креплением грифа, а на другой просто заменить гриф с тем же классическим соединением, чтобы над каждой гитарой был проведен примерно одинаковый объем работ. И после этого сравнить их звучание еще раз... "

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 20 січня 2010, 19:30
Yuri_
Уважаемый Плотник, давайте конкретику. Хотя бы по вашим наблюдениям, но практические советы. Можно отдельно для электроинструментов, отдельно для акустики. Спасибо!

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 21 січня 2010, 09:48
бр [забанен]
Не ожидал такой лавины вопросов. Вижу, тема интересная. Об источниках - года три назад я переоборудовал мастерскую в лабораторию, и с тех пор не делаю инструменты, а провожу эксперименты. Из книг - по музыкальной акустике только Кузнецов и Порвенков, остальное на русском - каша-малаша. Никакой таинственности я не напускаю, стараюсь отвечать конкретно, для самого ещё многое - тёмный лес. Гриф акустической гитары настраивается 440, основное средство настройки - длина головки. Головка делается заведомо длиннее, затем, уже после полной обработки шейки , установки колков, постепенно пдрезая или подтачивая торец, добиваемся нужного тона. Задняя дека должна быть чётко в октаву ниже, 220, и где-то ещё необходимо повесить резонанс 660. Это нижний аккорд резонансов, с верхним настолько чётких рекомендаций нет. По электроплахе - в простейшем случае гриф-220, корпус - между 440 и 700 (та самая пресловутая шкала мясистость-читаемость)

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 21 січня 2010, 10:37
Николай Руденко
Интересно, конечно. Лаборатория это классно. Гитара в этом нуждается.

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 21 січня 2010, 14:36
Сергеев С В
Здравствуйте уважаемый Plotnik. Спасибо за более подробный ответ. Не хочу показаться назойливым, но имею
ещё ряд вопросов:
1 Эти цифры получены для гитары в собранном состоянии т.е. конец грифа (колеблющегося бруска) закреплён?
(дно, судя по величине 220 hz, - приклеено)

2 Что заставило остановиться на этих значениях? Если сделать гитару, у которой соответствующие значения
будут чуть выше или ниже, то катастрофы ведь не случится. Природа не делает резких скачков. Будет чуть
по-другому. Отсюда вопрос: что служит критерием качества? Какова методика получения результатов?
Это анализ готовых инструментов с признанно хорошим качеством звука, или изготовление инструментов
с разными значениями, или внесение каких-то изменений в конструкцию с последующим анализом?

3 Как встраиваются в нарисованную вами картину другие основные резонансы - воздушного объёма (110-120hz)
и деки (180-190hz)?

4 Какое оборудование вы используете в лаборатории?

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 21 січня 2010, 22:17
бр [забанен]
Здравствуйте уважаемый Сергеев С.В. С такими как Вы работать горе и удовольствие одновременно, а по настоящему делать дело только с такими и получается. По вопросам - ! Разумеется, все - в закреплённом состоянии, если наладка происходит на специальных приспособлениях - условия закрепления должны максимально соответствовать рабочим. 2 Данные значения являются результатом работы многих людей, они описаны в книгах по акустике и психоакустике, однако считать их абсолютно непреложными и возводить в догму не стоит. Так уже приведённый пример с простейшей электрогитарой - приведённая система рекомендует резонансы 440 и 660, однако вместо этих двух досочки обходятся одним усреднённым - более того, эта система предполагает наличие 6 резонансов, но в реале такой гитары вроде пока никто не сделал. Очень хорошо звучат гитары на 4 резонанса, где вместо 2 пар имеются 2 таких вот средних резонанса. Полагаю, с 3 вопросом ясно. 4 Пока что Жемчужина лаборатории - осциллограф с несколькими самодельными приставками, но недавно подарили старый неисправный комп, собираюсь привести в божеский вид и сделать анализатор звука по полной программе.

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 22 січня 2010, 11:35
Сергеев С В
Ну не такой уж я и страшный! Здравствуйте уважаемый Plotnik.
Компьютер, конечно, универсальнее осциллографа будет, да и экран побольше. Неплохие програмки-анализаторы спектра
сигнала Audacity, Spectran, Spectrum Lab.
Знакомы ли вы со следующей методикой: http://www.classicalguitars.ca/resonances.htm ?
Насчёт резонансов грифа: по моим соображениям они, в отличие от резонансов корпуса и воздуха, приводят к провалу в ЧХ
инструмента на своих частотах (я имею в виду акустические инструменты, на электро всё по-другому) поскольку гриф -
практически незвучащий элемент конструкции. Но провалы эти должны быть неширокими из-за более высокой добротности
грифа по сравнению с другими частями.

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 22 січня 2010, 15:02
Yuri_
Сергеев С В писав:Насчёт резонансов грифа: по моим соображениям они, в отличие от резонансов корпуса и воздуха, приводят к провалу в ЧХ
инструмента на своих частотах (я имею в виду акустические инструменты, на электро всё по-другому) поскольку гриф -
практически незвучащий элемент конструкции. Но провалы эти должны быть неширокими из-за более высокой добротности
грифа по сравнению с другими частями.
Есть и вот такой вариант грифа:)):
http://3.bp.blogspot.com/_TIUctMqrcXw/S ... k+rim1.jpg
Не знаю как полости в нем сказываются на резонансе. Тот инструмент что на фото зазвучал в конечном итоге так себе.

Re: Роль грифа в ак. системе гитары

Додано: 22 січня 2010, 15:55
Сергеев С В
Это будущая бандура, кажется. Плохо звучать что-либо может по 1000 причин.