Конструкция, изготовление, ремонт, реставрация


Сообщений: 175 • Страница 13 из 151 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15
Микола Руденко писал(а):У нас не так много специалистов по лютне. И что-то они все запропастились куда-то.


Действительно, куда-то они все подевались... Ну, тогда придется мне как-то... пару строк.

Pierre Luthier писал(а):Сергей, вы не могли бы показать пару фото своего зеленого мини токарного станка в том случае если это своя приспособа , или это купленная вещь?


Вы не читали этот топик, начните с самого первого поста.
viewtopic.php?f=50&t=610#p6252

Pierre Luthier писал(а):1. И вопрос по поводу варьируемой толщины деки - это принципиально?


Принципиально - не то слово, это то что необходимо делать. Это очень важно.

Pierre Luthier писал(а):2. И еще - фото и иллюстрации в книге Ландберга Historical lute construction цветные?


Там Ч/Б картинки. А разве это так так важно? Ведь там основная ценность в написанном, читать надо.
Без этого, ни какие картинки не помогут.
Play to express, not to impress
oreshinguitars.com
MasterSkif писал(а):У меня такие вопросы: по какому принципу заготовкам(планкам) корпуса придаётся сигароподобность?
Есть какое-то лекало или трафарет? И для каждой заготовки свой шаблон или они все по одному делаются? И если есть - где его взять? Или оно изготавливается каждым мастером индивидуально для каждой формы корпуса лютни???

Это делается по принципу - отмерил - отметил - подстрогал - примерил... и так несколько раз.
Трафарет можно выбросить из головы, потеряете время и всё равно придется делать что написано выше.
Шаблон для сборки корпуса делается индивидуально, самим мастером, под конкретную модель. Размеры и виды лютен разные.
Для некоторых он не нужен.

MasterSkif писал(а):Расскажите пожалуйста подробнее про крепление грифа к верхнему клецу. Почему нельзя крепить его как в гитаре "ласточкиным хвостом"?

Вопрос более чем странный и на него можно было бы не отвечать,
но раз уж тут прошло мнение и даже затем комментарий, то пару слов скажу.
MasterSkif, если бы вы внимательно посмотрели на узел крепления шеи с верхним блоком корпуса,
то увидели бы, что там это выполнено под градусами, блок (или клец) с плюсом, а шея с минусом.

viknik09 писал(а):По поводу крепления грифа Микола прав, если вы делаете реплику ,то необходимо соблюдать каноны.

Дело не в канонах или традициях, а в здравом смысле.
Например шея архилютни имеет скос в 35 - 40 градусов, стольео же примерно в плюсе верхний блок.
В таком месте технологически сложно и даже не возможно сделать крепление как "ласточкин хвост"..
И если даже как-то это сделать, то крайне сложно потом выставлять направления.
А если учесть, что шея на многих лютнях, на всех архилютнях и теорбах наклонена в басовую сторону,
а при подгонке и установке требуется точно всё сделать, то "ласточка" в данном случае просто абсурд.
Она как раз не даст ничего выставить, будет мешать.
Тогда уж можно перевернуть вопрос из этой серии и сказать - почему в гитаре не применяют лютневый узел крепления клеца с шеей...
Или почему Страдивари не делал в скрипках "ласточку" а применял железный гвоздь..
Или почему у "БМВ" мотор спереди, а не как у "Запорожца", сзади..

viknik09 писал(а):А если фантазия на тему лютни -можно и поэкспериментировать.

Звучит как-то вызывающе, на грани авантюры.
Ладно если бы это сказал А. Пиччинини, который был большой изобретатель и в своё время придумал архилютню...
Господа, если хотите сделать лютню, то надо делать лютню, как её делали на протяжении веков,
со всеми вытекающими.
А так вы получите совершенно иной инструмент, нечто "не рыба, ни мясо" (чи мясо, чи сало)
Эксперименты в этом инструменте не приведут ни к чему хорошему, зря потратите время, испортите материал,
а главное не вынесите из этого ни чего полезного. А если это первый опыт строительства, то
тут даже и говорить нечего... это выглядит как если бы школьник со знаниями первого класса (или даже без них) заявил о желании
сдать экзамен где-нибудь типа МГУ...
Эксперименты надо ставить на "савецких" "гитарах", там это даже необходимо делать и полезно, обоим.
А лютня - она для другого, она для рождения песни, у неё душа такая, утонченная вся, поёт она...
Вам её не жалко?

---------------------------------------------------------------------------------



----------------------------------------------------------------------------------
Play to express, not to impress
oreshinguitars.com
Т.е. рибка делается скорее всего грубо по шаблону, а потом подгоняется на месте точно?
Подготовленная по толщине и размерам полоска, гнется и примеряется по шаблону (имеется ввиду шаблон-форма для сборки корпуса).
Сначала центральная, от неё в право - влево остальные. Гнуть надо каждую индивидуально, по её месту, т. к. форма корпуса бывает разная (приплюснутая или наоборот). Согнули, подогнали, обточили, клей, приставили, придавили. Работать надо быстро и точно. Также необходимо следить чтобы рибы стыковались без зазоров, и всей площадью. При использовании шаблонных риб у Вас не будет запаса или он будет мал, двигать чтобы правильно подогнать. Сборка корпуса, требует внимания и дисциплины, тогда собрать его не долго. В вообще страшного ничего там нет, в этой сборке.
Play to express, not to impress
oreshinguitars.com
Не, я конечно имел в виду "грязный" шаблон с некоторым запасом на доводку на месте.
Тогда какой смысл, в таком "шаблоне-трафарете", если ещё при этом надо увязывать к нему форму для сборки, или шаблоны-трафареты под неё. Поэтому и без этих полосок-трафаретов всё можно сделать гораздо проще и точнее. В книге Р. Лундберга я не видел этого, он показывает всё без них. Л. Броун мне ни разу об этом не упоминал... Я делал без трафаретов и не вижу в этом никакой проблемы, а скорее наоборот.
Play to express, not to impress
oreshinguitars.com
Согласен, я не делал, размышляю в сухую только.
Мне просто кажется/казалось :-) , что удобно приложить некое лекало, сделать контур, по нему очень быстро срезать рубанком, а потом уже гонять десятки. Чтобы не получилось, что части-то подходят друг к другу, но разные внешне. Для начинающих это важно наверняка.
Микола Руденко писал(а):Согласен, я не делал, размышляю в сухую только.
Мне просто кажется/казалось :-) , что удобно приложить некое лекало, сделать контур, по нему очень быстро срезать рубанком, а потом уже гонять десятки. Чтобы не получилось, что части-то подходят друг к другу, но разные внешне. Для начинающих это важно наверняка.

На практике все оказывается наоборот: Сделать вайму - пролить пот, вымерять и вычертить лекало рибы - пролить пот, потом по этому лекалу точно вырезать саму рибу - не так просто как кажется, а стало быть снова умыться потом и в конце понять что заготовка рибы не подходит по форме, а ширины её не хватает для того, что бы её исправить - риба испорчена. Сергей прав, лекало не сможет решить проблему излишней кропотливости работы подгонки, но зато по крайней мере потеть придётся минимум в два раза меньше.
Насколько сильно "затачивается" риба от прямоугольной формы? Грубо, сколько мм надо снять на концах, чтобы сделать необходимую сигару?
Микола Руденко писал(а):Насколько сильно "затачивается" риба от прямоугольной формы?

Это зависит от модели лютни. Они имеют разный профиль корпуса.
И разное количество риб – 7 , 9, 11, 13, 15 …. 27… 31…
Здесь дело не в какой-то определенной заточке

---------------------------

1. Делаем каркас для сборки, для определенной модели лютни, например для Архилютни, это 15 ребер. Её корпус НЕ ИМЕЕТ правильной полусферы, он «приплюснут». Поэтому нужно сделать всё правильно и точно, это залог будущего успеха. Готовый каркас обмеряем, рассчитываем и делаем везде метки.
Заготовка примерно 550 х 37 мм, гнем её точно по верхней части корпуса, затем рубаночком правим, ориентируемся по меткам, притираем на ровном столе с наждачкой, всё - основная/центральная риба готова. Прихватываем её на каркасе. Делаем вторую ориентируясь по первой, подогнали, приклеили, затем вторую с другой стороны, затем третью и т.д. Но! О каком лекале может быть речь если они все имеют разный профиль по отношению друг к другу? Вторая отличается от первой, третья ещё больше. Последняя вообще другой формы….
Если на моей архилютне каким-то образом вытащить последнюю рибу и распрямить её, то она будет похожа больше на полумесяц, на некую «саблю» и будет сильно отличеться от центральной…
А согнув её снова – она станет на своё место, но только на свое и не на какое другое.
Так что теперь, 15 лекал делать что-ли? А рассчитывать их как, на глаз?
Пока один человек будет высчитывать профили лекал, вырезать, приставлять, пытаться по ним делать рибы, портить материал, то другой человек без этих шаблонов за это время соберет корпус инструмента.

2. Средневековая лютня имеет правильную полусферу, её собрать легче всего.
Для этого даже не надо каркаса для сборки, всё собирается в воздухе. И в этом случае лекало вред, потому что точно по нему не сделать и идеально не подогнать.
А вот если вы сделаете 1/9 часть корпуса этой лютни (если планируется на 9 ребер) из дерева, и на ней будете готовить рибы, то у вас не будет проблем.

3. Есть чертежи где показан профиль риб для изображенной на нем модели лютни, но возникает вопрос – а каркас как делать, по тем лекалам что-ли? Но тогда это особо изощренный экстрим… ( …. ) (не буду называть слово)

Vadimm101 писал(а):На практике все оказывается наоборот: Сделать вайму - пролить пот, вымерять и вычертить лекало рибы - пролить пот, потом по этому лекалу точно вырезать саму рибу - не так просто как кажется, а стало быть снова умыться потом и в конце понять что заготовка рибы не подходит по форме, а ширины её не хватает для того, что бы её исправить - риба испорчена.



На самом деле выделение пота возможно при изготовлении каркаса для сборки.
Но если Вы его сделаете предельно корректно и правильно, то остальные работы, в т.ч. сборка корпуса дадут только положительные эмоции.
Если конечно Вы станете применять разного рода лекала, то тогда будет то что Вы сказали.
Play to express, not to impress
oreshinguitars.com
Спорить не буду, так как действительно практика и всё такое. Я понимаю о чем вы говорите. Но я говорил не о точном лекале, а о примерном. Значение это имеет, конечно, если все рибы имеют какой-то общий знаменатель.
В гитаре некоторые мастера вырезают обечайки по лекалу, я же нет - обрабатываю её постепенно.
Тогда какой смысл даже в этом примерном лекале? Лишняя трата времени. Хорошо получится если сразу делать, примеряясь по каркасу, каждую на своем месте.
Гитара этот другое, там всего две детали и они одинаковы. Там лекало поможет чтобы сразу в размер, но и там подгонять ещё придется, да и кант скроет мелкие изъяны если что. У лютни всё на виду, нужна точность.
Play to express, not to impress
oreshinguitars.com

Похожие темы






Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google Adsense [Bot], MailRu[bot], Majestic-12 [Bot], Yahoo [Bot], Павел Кочка