Изготовление и ремонт других инструментов. Раздел может быть расширен.


Сообщений: 47 • Страница 1 из 41, 2, 3, 4
Поcт Celtic cittern » 18 янв 2015, 09:40 Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
Спасибо за интерес к теме! Жителю Петербурга Валерию Брунцеву удалось собрать уникальную коллекцию цитр – старинных музыкальных инструментов, которые были распространены в Европе. К сожалению, сегодня они почти забыты.
Профессора консерватории, впервые попав в этот дом, уверены - из динамиков льются звуки дуэта арфы и гитары. Но знаменитое произведение Грига играет всего один человек, причем, на цитре.
Музыканты прошлого называли этот инструмент "мягким и властным". Но цитра недолго обольщала российскую публику: интерес к австро-немецкому инструменту сошел на нет после Первой мировой войны. Концерты закончились, школы закрылись, цитра стала военным трофеем.

Петербуржец Валерий Брунцев стал собирать эти подобия русских гуслей, познакомившись с профессиональной исполнительницей, последней в России.

Рука хозяина на щипки скупа, коллекционер музицирует редко. Большинство инструментов даже не настроены. Техника игры очень сложная. Брунцев считает себя не цитристом, а цитроведом. Пишет книги по истории вопроса. "Я, имея многолетний опыт игры на разных инструментах, полгода занимался. Еле-еле освоил вальс Андреева. Понял, что это напрасная трата времени. Этим нужно заниматься с детства, по шесть-восемь часов в день", – говорит он.

Угловатые формы, наивные розочки на корпусе, жилы на грифе - по минимуму. Средневековые крестьяне были непритязательны, но профессиональным музыкантам три струны первых цитр быстро наскучили. Инструмент стали усложнять. Появились экземпляры, на которых 92 струны - для виртуозов.

"На концертной цитре, где грифы расходятся, сверху играют, включая большой палец. Здесь набирают мелодии, а тремя пальцами играется аккомпанемент. Поэтому на концертной цитре, в отличие от этих упрощенных вариантов, каждый палец занимается своим делом. Это очень сложно", – говорит коллекционер.
На редкие экземпляры у Брунцева везение. Он угадывал шедевры даже в груде разбитых отсыревших деревяшек. После реставрации они превратились в произведения искусства. Валерий Брунцев - цитровый монополист. У него 90 процентов всех цитр, хранящихся в России. 157 экземпляров, в том числе одна из редчайших - смычковая. "Звук гнусавый, нудный, но, тем не менее, такие инструменты есть, и такие записи есть", - говорит Брунцев. (Цитата из статьи).
19.06.2009. Количество Петербургских рекордов пополнилось еще одним – «Книга рекордов России» официально зарегистрировала коллекцию музыкальных инструментов – цитр Петербургского коллекционера Брунцева Валерия Александровича, как самую большую в России, что не удивительно, так как фактически это единственная коллекция цитр в стране, не считая незначительного количества в двух-трех музеях страны.
Экспертная комиссия, фиксирующая факт достижения работала еще 22 апреля, с тех пор собранная комиссией информация анализировалась, сравнивалась и наконец, был вынесен положительный результат. Следующим этапом будет возможная регистрация рекорда Книгой рекордов Гиннесса.
Официальное признание достижения станет подарком к юбилею Валерия Александровича, которому завтра, 19 июня исполняется 70 лет. Организационный комитет «Цитра в России» желает юбиляру новых рекордов и достижений.
http://zither.spb.su/
info@zither.spb.su
Выводы комиссии:
Было зафиксировано 151 (сто пятьдесят один) разных по форме, цвету и конструкции музыкальных инструментов – цитр.
Самый старый из них – Schlagzither начала 19 века, Германия; самый уникальный – экспериментальная цитра с вынесенным грифом, начало 20 в., Австрия; самая маленькая - Children zither, длиной 35 см; самая дорогая – цитра, изготовленная по заказу в Миттенвальде (Германия), украшенная выемчатой резьбой и позолотой, с наличием герба герцогства; самая редкая – zither-lira, изготовленная по патентным чертежам австрийского изобретателя В. Экхарта (1898 г.); цитра с наибольшим количеством струн – молоточковая (Германия) – 92 струны; цитра с наименьшим количеством струн – феломела – 4 струны.
В состав коллекции входят 6 цитр знаменитого австрийского мастера Антона Киндля (Аnton Kiendl, 1816-1871). Значительная часть цитр изготовлена музыкальными мастерами России. В коллекции присутствуют инструменты ведущих русских цитристов, в том числе виртуозов – Витольда Иодко, В. Парамонова-Радина, Д. Попова, А. Гаусмана и других.
В коллекцию входят цитры 15 разновидностей по их конструкции, в том числе: кратцитры (kratzzither), шлагцитры (schlagzither), концертные (konzertzither), мелодические, арфоцитры, гитароцитры, клавишные, щипково-клавишные, щипково-смычковые (violin-zither), смычковые (streichmelodeon), штёссель-цитра, цитра дверная, американская цитра – дульчимер (dulchimer), и цитра экспериментальной конструкции (модификация способа игры на гавайской гитаре).
Вложения
коллекция цитр.jpg
коллекция цитр.jpg (140.76 КБ) Просмотров: 2021

Поcт Celtic cittern » 18 янв 2015, 09:55 Re: Ремонт довоенной цитры
ИЗ ИСТОРИИ.
Цитра (нем. Zither, от греческого - кифара) — струнный щипковый инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Цитра - родственник арфе и очень похож на русские гусли.

Цитра Австрия, 19 век

Цитра в разных странах называется по-разному. В Германии Die Zither, во Франции цистр, а в Италии четера. Название инструмента происходит от греческого кифара - так в Древней Греции назывались многострунные музыкальные инструменты.
В России цитра появилась во второй половине XIX века, знали ее во Франции и в Англии, в Венгрии и Румынии, в Италии и даже за океаном - в Соединенных Штатах.
Цитра известна была с давних пор. Уже в 16 столетии цитра была вторым по популярности музыкальным инструментом после лютни. Но свое второе рождение она получила в 18 веке, когда ее почти одновременно усовершенствовали два разных, незнакомых друг с другом, мастера - немецкий - Симон и австрийский - Киндл. К этому времени относится расцвет цитры, на которой с удовольствием играли и коронованные особы, и простой люд.
Вложения
цитра 1.JPG
цитра 1.JPG (12.01 КБ) Просмотров: 2019

Томас Айкинс Играющий на цитре 1876 г.


цитра 2.JPG
цитра 2.JPG (7.85 КБ) Просмотров: 2019

Вильгельм Хьюго Кауфманн Мужчина, играющий на цитре


цитра 3.JPG
цитра 3.JPG (12.23 КБ) Просмотров: 2019

Франц фон Дефреггер Играющий на цитре в деревне на альпийских лугах


Поcт Celtic cittern » 18 янв 2015, 15:17 Re: Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
Предлагаем вашему вниманию маленький образец MP3 звучания цитры.
Вложения
Zither_solo_128.MP3
(346.01 КБ) Скачиваний: 138
Поcт Celtic cittern » 18 янв 2015, 15:20 Re: Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
Чуть позже еще материал выложим. Может быть у кого-то есть что по этой теме, было б интересно послушать, посмотреть.
Интересная тема. Я сам музыкант и стараюсь играть на всем где есть струны. Начинал с дворового шансона примерно в 80-м году, потом играл на классике, когда студия игры на гитаре закрылась, меня пригласили в ДК играть в ВИА,
когда перед городским смотром школьной самодеятельности один балалаечник сломал ногу - сыграл на балалайке. В концерте на проводах русской зимы играл на бас балалайке. Во время учебы в институте играл на гитаре в нескольких группах параллельно, после института вернулся в свой город - играл на басу. Мандолину одну отреставрировал. А теперь очень захотелось освоить цитру! Меня уже давно посещали мысли изготовить что-нибудь типа гуслей (инструмент с неизвестным количеством струн Б.Г.) но ЦИТРА! Это круто! И диапазон звучания, судя по записи, довольно широкий и звук необычный. Хочу цитру! Пожалуйста, побольше фото этого уникального инструмента, вернее всех его видов, в разных ракурсах, чтобы определиться с конструкцией. Можно сделать электро-цитру (в молодости я и датчики мотал на электрогитары). Тамара и Дмитрий, Вы меня зажгли!
Поcт Celtic cittern » 01 фев 2015, 10:27 Re: Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
Здравствуйте Евгений! Вы нас приятно удивили, честно мы на такой эффект от нашего сообщения не рассчитывали. Просто нам нравится народная музыка, преимущественно средневековая и любим этнические инструменты. У сына была травма спины и связанные с этим неприятности, нужно было восстанавливать чувствительность и моторику пальцев. Занялись музыкой – фортепиано, гитара, а позже и бузуки, потом и мастерить инструменты начали, сочиняем музыку, но все как-то больше в австрийско-тирольской манере получается. Цитру обнаружили случайно, когда искали материал по музыкотерапии. Вообще искали гусли и бандуру, а тут встретилось такое чудо, так что ваши эмоции по этому явлению вполне можем понять, у нас тоже на этот объект была подобная реакция. У нас на компе материал по цитре есть, но находили его давно, сейчас искать надо. Будем рады продолжению общения. А гусли – это тема заслуживающая отдельного внимания, было б здорово провести ее отдельным форумом. А, если можно, позвольте поинтересоваться, вы гусли собирались изобразить или у вас есть?
У меня гуслей нет. Была мысль их изготовить. Посмотрите видео и на шестой секунде поставьте на паузу: Наверное это тоже цитра, но только ладовая часть снизу. И играть на ней надо по гитарному, а не на колени класть. Тоже интересный инструмент.
 ! Микола Руденко писал(а):
Евгений, найдите отдельно фото инструмента или вырежьте его самостоятельно из видео, без ссылок на это видео.
Поcт Celtic cittern » 02 фев 2015, 23:21 Re: Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
Ещё чуть-чуть аудио по цитре. Цитра Европейская = Zither.
Вложения
Zither-Evropejskaya_citra.mp3
(1.26 МБ) Скачиваний: 163
Поcт Celtic cittern » 02 фев 2015, 23:33 Re: Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
А недавно обнаружили такую цитру, их оказывается целое семейство.
Вложения
цитры 1.JPG
цитры 1.JPG (19.77 КБ) Просмотров: 1858

ЦИСТРА
Инв. № МИ-477
Германия (?), конец ХVIII в.
Дл. общ. 692. Дл. струн (0-12) 221. Дл. корп. 329. Шир. корп. 276. Шир. обечаек
55/55.
Четыре хора струн (4x2). Дека из ели. По краю деки и на грифе инкрустации черным де-
ревом и слоновой костью. Розетка вставная. Дно и обечайки из волнистого клена. Шейка
и колковая коробка, заканчивающаяся резным завитком, – из цельного куска бука. Стык
корпуса и шейки закрыт накладными точеными пилястрами. 12 металлических ладов.
CITTERN
Museum Inv. No. МИ-477
Germany (?), late 18th century
LT 692, SL (0-12) 221, BL 329, WB 276, WS 55/55.
Four courses of strings (4x2). Belly of spruce. Edge of belly and fingerboard decorated with
ebony and ivory inlays. Inset rose. Back and ribs of figured maple. Neck and pegbox terminating
in a carved scroll of a single piece of beech. At each side of the neck there is a halved turned
wooden baluster. Twelve metal frets.


Поcт Celtic cittern » 03 фев 2015, 00:15 Re: Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
ЦИСТРА
Инв. № МИ-240
Мастер И.В. Биндернагель, Гота, Саксония, 1798 г.
Этикет рукописный: Ferfertiget von Joh. Willhelm Bindernagel / Instrumentmacher
in Gotha. 1798. / № 29.
Дл. общ. 802. Дл. струн (0-12) 235. Дл. корп. 378. Шир. корп. 318. Шир. обечаек
76/76.
Пять хоров струн (5x2). Дека из ели. Дно, обечайки, шейка и колковая коробка с завит-
ком – из волнистого клена. На окончании завитка резная перламутровая пластинка. Гриф
палисандровый. 12 костяных ладов.
CITTERN
Museum Inv. No. МИ-240
by J. Bindernagel, Gotha, Saxony, 1798
Handwritten label: Ferfertiget von Joh. Willhelm Bindernagel / Instrumentmacher in
Gotha. 1798. / № 29.
LT 802, SL (0-12) 235, BL 378, WB 318, WS 76/76.
Five courses of strings (5x2). Belly of spruce. Back, ribs, neck and pegbox ending with scroll are
all of figured maple. Finial of scroll decorated with a carved mother-of-pearl plate. Rosewood
fingerboard with twelve ivory frets.
Вложения
цитры 2.JPG
цитры 2.JPG (12.88 КБ) Просмотров: 1854

Поcт Celtic cittern » 03 фев 2015, 00:17 Re: Уникальная коллекция цитр Валерия Брунцева
ЦИСТРА
Инв. № МИ-239
Германия, конец ХVIII в. (?)
Дл. общ. 990. Дл. струн (0-12) 250. Дл. корп. 451. Шир. корп.
323. Шир. обечаек 92/80.
Пять хоров струн (4x3 + 1x1). Дека из ели. Розетка прорезная, кар-
тонная. В нижней части деки две группы резонаторных отверстий:
по семь отверстий в каждой группе. Дно и обечайки из волнистого
клена. Шейка и колковая коробка с завитком – из цельного куска
клена. На окончании завитка точеная накладка почерненного дерева.
Стык шейки и корпуса закрыт накладными точеными пилястрами.
Гриф из клена. Шесть отверстий для каподастра. На нижней части
грифа и на струнодержателе роспись желтой и черной красками в
форме растительного орнамента. 12 металлических ладов.
CITTERN
Museum Inv. No. МИ-239
Germany, late 18th century (?)
LT 990, SL (0-12) 250, BL 451, WB 323, WS 92/80.
Five courses of strings (4х3 + 1х1). Belly of spruce with an openwork
cardboard rose. In the lower part of the belly there are two groups of
soundholes, seven in each group. Back and ribs of figured maple. Neck
and pegbox ending with scroll are made of a single piece of maple. On
final of scroll there is a turned decorative plate of wood stained black. At
each side of neck there is a halfed turned wooden baluster. Fingerboard
of maple with twelve metal frets and four capotasto holes. On the lower
part of fingerboard and on the string-holder there are floral decorations
painted in yellow and black.
Вложения
цитры 3..JPG
цитры 3..JPG (12.96 КБ) Просмотров: 1853

Похожие темы






Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], BOBAH44, Google Adsense [Bot], Kalinin60, Majestic-12 [Bot], Pilulkin, Yahoo [Bot], Дмитрий Разумов