Сторінка 2 з 2

Re: Компенсация строя ,фабричка мензура 650

Додано: 30 березня 2012, 23:32
AnatolZ
Читал, читал форум. Нашел про компенсацию в нескольких местах и решил написать здесь. Проблема возникла из-за хронического нестроевича. Начал разбираться, что, да как. Подключил математику. За исходное взял стандартное уравнение для частоты струны. Покрутив формулами туда-сюда, получил вот такие зависимости.
Во вложении представлен график, где по вертикальной оси: ошибка строя струны относительно темперированной шкалы (центы), по горизонтальной оси: координата длины струны, начиная от верхнего порожка. Цифры показывают номера ладовых порожков.
Исходные "постулаты" для графика такие:
1) Коэффициент, определяющий натяжение струны линейно возрастает в зависимости от номера лада, на котором прижата струна (насчет линейности - это конечно допущение, но то что натяжение растет - это факт)
2) В длину струны, со стороны нижнего порожка введена поправка на компенсацию натяжения таким образом, чтобы ошибка строя струны относительно темперированной шкалы на 12-м ладу была 0 центов.

Итак: график 1 - для струны с поправкой на компенсацию = 3 мм
2 - для струны с поправкой на компенсацию = 2 мм
3 - для струны с поправкой на компенсацию = 1 мм
Для сравнения приведены графики, когда в струне отсутствует поправка на компенсацию натяжения:
график 4 - для струны, у которой должна быть поправка = 3 мм
5 - для струны, у которой должна быть поправка = 2 мм
6 - для струны, у которой должна быть поправка = 1 мм

Сравнивая графики 1-3 и 4-6 воочию можно убедиться, что порправка - дело благое, но увы ... полностью ошибку она компенсировать не может. В рабочей области до 12 лада все-таки имеется ошибка и имеет максимум в районе кварты-квинты относительно открытой струны. Решение напрашивается само собой: чуть-чуть укоротить струну со стороны верхнего порожка, так чтобы на 1-2 цента поднять строй открытой струны (кстсати укорочение на 0.5 мм соответствует поднятию тона на 1.33 цента). Таким образом мы уменьшаем ошибку открытой струны по отношению к тонам рабочего пространства 1-12 ладов, однако по отношению к октаве будет опять небольшое вранье.
Можно компенсацию проводить не по 12 ладу, а по 7-му например, но тогда на верхних позициях будет большее вранье. В общем природу так просто не победить. Да и надо ли? Ведь ошибки 1-2 цента - это не что иное, как ошибки усилий прижатий струн вашими пальцами.
И еще одно интересное соотношение вывел:
D (мм) = 0,375...0,38 E (центы)
Что это такое? А вот что: настраиваете открытую струну точно по тюнеру, зажимаете 12 лад и смотрите ошибку Е. Умножаете на 0,375 и получаете величину, на которую нужно сместить точку отсечки на нижнем порожке (косточке) относительно того состяния, в котором отсечка находится сейчас. Если вы ее сместите на это положение, то получите расстройку струн, сходную с изображенными на графиках.
Какая ж теория без практики. Имел две гитары с гнусным строем. Одна давала в среднем +15 центов на 12 ладу (ужас! Это Strunal ) другая -8 на первых двух струнах (это Fr.Esteve 9 модели). Каково же было мое разочарование от того, что губы подставки на новую прорезь мне не хватило. Пришлось точить новые косточки с карнизами. Для Strunal удлинение составило аж под 5 мм. В звуке не потяряло (понятно, учебные доски), а вот Fr.Esteve ... эх! Косточка для укорочения струны получилась такая, что струна не только отсекается, но еще и "возлежит" на косточке. Понятно что, струна стала очень чувствительной и гитара "слышит" шорох от узора кожи на пальце. Стала очень громкой. Апояндо играешь - как по барабану бьешь. Потеряла в тембре. Прямо не знаю, что и делать. Единственное-переклеивать подставку. Сам не решусь, а ремонт дорогой. Не стоит овчинка выделки. Расхреначу я ее наверное. А жаль. Звук у этой Fr.Esteve мне по душе.
Зато строить обе гитары начали!