Сторінка 1 з 2

Формирование купола верхней деки

Додано: 21 липня 2012, 01:48
DayAndNight
Доброго всем времени суток.

Назрел вопрос о формировании купола верхней деки классической гитары, а конкретно интересует, за счет какого узла
он формируется.

Насколько я понимаю, напрямую в этом учавствуют:
1. Рипы
2. Обечайки (варьирование их ширины)

На сколько я понял все делают по-разному, кто-то делает купол только в ройоне большого овала,
кто-то по всей длине деки, где он только поперечный, а где и продольный и поперечный.

Я на данный момент представляю себе несколько вариантов, представлю их схематично на рисунке.

1. Купол только продольный и по всей длине деки,
формируется как рипами, так и обечайками, причем гармоническая рипа почти прямая т.к изгиб деки в этом местесовсем мал.

2. Купол пеперечный и только в районе большого овала,
формируется гармонической рипой и уменьшением ширины обечаек.
Опять же гармоническая рипа не сильно влияет.

3. Купол и продольный и поперечный но только в районе большого овала,
ввлияние гармонической рипы уже сильнее, и получается что центральная пружинка веера тоже умеет радиус.

4. Купол по всей площади деки и продольный и поперечный.
Формируется всеми поперечными рипами и обечайками, влияние гармонической рипы на купол сильно,
центральная пружинка так же имеет небольшой изгиб.

Очень хочется узнать мнения Николая, как делает лично он, как правильно и как не правильно, а так же других уважаемых форумчан. *HELP*

Прошу прощения если данный вопрос уже обсуждался в какой-то теме. sorry

Жду ваших советов! phil22 phil24

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 21 липня 2012, 07:42
Sancho Master
4 вариант

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 21 липня 2012, 12:50
Николай Руденко
Считаю, что водораздел у деки - это не гармоническая рипа, а отверстие. Именно это место, что называется тонкое(отсутствует треть деки) и по нему легко гнется.
У меня вариант номер 2. Но гармоническая рипа как раз влияет очень сильно. Вообще сама дека имеет тенденцию немного прогнуться, если лежит долго. Наверняка имеет значение условия. которые у меня в мастерской сами по себе создаются. Прогиб в основном поперечный. Другими словами, я не гну деку, когда её приклеиваю уже, я контур гитары подгоняю под деку. Дека просто касанием пальца прижимается равномерно по всему контуру корпуса. Как и гармоническая рипа ничего особенно не изгибает, просто придерживает.
Как я уже говорил прогиб начинает задавать гармоническая рипа, дека не против. На стороне отверстия дека не может сопротивляться, она перерезана. В малом овале все ровное, причем по плоскости деки, т.е. если дека не одинаковая по толщине, то рипы имеют отрицательный купол, чтобы скомпенсировать разнотолщинность и не выгнуть деку наружу. На практике небольшой купольченок, конечно, допустим и часто выходит, тут важно, только чтобы относительно ровным был участок вклейки грифа.

Как все выглядит между второй и гармонической рипой дека начинает опускаться. Отверстие даёт возможность фактически делать ступеньку, т.е. можно приподнять середину деки гармонической рипой.
Да, виден изгиб деки по краям у отверстия. Меня он не только не напрягает, но даже нравиться. Мало ли, вдруг кто заряжен отрицательно :-)
Вот так вот я делаю сегодня.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 21 липня 2012, 14:34
DayAndNight
Thank Спасибо, Николай, прояснили ситуацию.
Насколько я пронимаю, 4 вариант больше подходит для акустических гитар а не для классики,
что и видно на гитарах Sancho.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 21 липня 2012, 15:39
Николай Руденко
У Санчо не классика с минимальными подстройками на косточке.
С другой стороны, если начать поднимать лепесток грифа, то можно творить что угодно.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 22 липня 2012, 16:46
Михаил
Формируя купол полукруглыми пружинами, приходится прилагать не слабое усилие при приклеивании. В результате веер может прорисоваться на лицевой стороне деки в виде бугорков. Как этого избежать?

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 22 липня 2012, 18:52
Николай Руденко
Я так не делаю, потому что думаю, что путь одни, дека сама должна иметь такую форму.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 22 липня 2012, 21:53
Максим Цукер
Мне кажется, что бугорки или впадины на месте пружин образуются не от натяжения, а от перепадов влажности. Очень мало кто лакирует деку изнутри(ни разу не видел на гитарах, что мне в руки попадались). Иесли влажность больше чем при изготовлении, то внутри дерево разбухает и прогибается вовнутрь, а пружины не пускают. Вот и бугорок.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 22 липня 2012, 22:15
Николай Руденко
Если дека будет выпрямляться, а веер её держать, тогда образуются впадины... :-)
Бугорки могут появиться, когда дека по краю отоньшена, а пружина имеет приличную высоту ещё на этой области, тогда изгиб от подставки может по пружине перейти, так сказать, и стать видимым. Мне так показалось.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 23 липня 2012, 17:04
Михаил
Не, я не про то,что проявляется в процессе эксплуатации, а то что сразу после снятия с этажерки. Возможно у меня такое произошло из-за того, что клеил по инструкции - с выдержкой перед соединением, то есть изрядно увлажнил деку. Через неделю она не выровнялась, пришлось шкурить с двух сторон. Благо запас был.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 23 липня 2012, 18:32
Сергеев С В
Мне кажется, что линии пружин проступают на деке из-за того, что пользуемся водным клеем. Дека в месте приклейки слегка намокает, а высыхает позже, чем схватывается клей. Особенно это заметно, когда дека тонкая. Отсюда следует, что лучше намазывать пружинки не очень обильно и, может, давать слегка загустеть клею перед прикладыванием и прижатием пружины.

Re: Формирование купола верхней деки

Додано: 24 серпня 2012, 14:21
Blackmore
Николай, я так и не понял. У Вас есть купол в большом овале, но вы не пользуетесь радиусным блюдом.. Как тогда купол получается? Только гармонической рипой?