Александр-5 писав:Как инженер- строитель, тоже думаю , что пружины веера прежде всего играют роль ребер жесткости, для наилучшего, распределния нагрузки от натяжения струн, то есть как и писал Олег, звук же может в твердых телах проходить без доп. проводников, даже более того, "армирование" сдерживает колебание, понравилась же мне конструкция паука тем, что по моему мнению, как можно ближе напоминает конструкцию динамика, который воспроиводит широкий диапозон частот, заметьте без пружин,, кстати на моей кремоне действительно 2 рипы, но не под поставкой,а там где положено при веерной системе! Старые совковые гитары имели действительно 2 рипы под поставкой, на деке из масива, с отвратительным фанерным корпусом но озвучивали дворы, по моему мнению из_за отсутствия пружин!,Малая мензура с малым корпусом позволяли ей такую наглость, вот вам моё ИМХО!
Звук в твёрдых телах (изотропных, если уж на то пошло) теоретически может проходить почти "без дополнительных проводников", но нас-то интересует прохождение не звуковых волн, а колебаний твёрдого тела, то есть системы из подставки, деки и некоей пружинной (не суть важна реализация, хоть одна-две рипы), которые в свою очередь должны породить собственно звуковые колебания, то есть грубо говоря
движение воздуха. И потому вся акустическая система гитары должна не просто как можно свободнее колебаться, а эффективно двигать воздух. Ещё раз предлагаю попробовать вызвать движение воздуха листом бумаги, ухваченным за край. И гибкость, ничем не скованная, и результат около нуля.
Пример с динамиком-не очень доказателен. Если сделать диффузор размером сопоставимый с декой и с тем же соотношением диаметра и толщины, нормально работать без некоего армирования не будет. Подвижная система просто будет раскачивать небольшую область вокруг себя, и всё. Аналогия будет, как с явлением теплового кризиса-суньте в ведро маленький кипятильник-и вода в ведре будет чуть тёплой, хотя вокруг самого кипятильника будет активно бурбулировать. Помочь может лишь принудительное перемешивание, то есть некий механизм передачи энергии, в этом примере тепловой, а в акустике-энергии колебаний. А современные акустические системы имеют головки в основном компрессионного типа (хай-энд не в счёт), там диффузор диаметром относительно мал, ход подвижной системы относительно велик, и работают они не по принципу мембраны, а по принципу поршня, потому и нужна там свобода подвижной части.
Добавьте сюда ещё и то, что древесина-совсем не то "твёрдое тело", а весьма анизотропный материал. Колебания, распространяясь в однородной среде, очень плохо преодолевают границу сред, происходит внутреннее отражение. Посмотрите на деку-и увидите там множество таких границ в виде годовых колец. С этой точки зрения дека-скорее совокупность струн, соединённых в пакет, нежели твёрдое тело.
Что же до упомянутых Вами советских фабричек-то всё-таки рипа под подставкой там была. Был элемент, сдающий колебания подставки на деку. Так что отсутствие пружин (если Вы под этим имеете ввиду исключительно веер а-ля Торрес) тут непричём. Но главное-струны-то там какие были-помните? Так что озвучивание дворов происходило при помощи металлических струн и манера игры боем плюс глотка наглая.