Сообщений: 18 • Страница 1 из 21, 2
Поcт Дмитрий Разумов » 16 июл 2013, 00:41 Дополнительные деки и сдвиг фаз.
История дополнительной деки внутри корпуса достаточно древняя.
Мне попадались в ремонт гитары 30х годов с дополнительной декой из ели в середине корпуса.
Из современности наиболее известны эксперименты Кантрераса. У него именно дополнительная нижняя дека из хвои,
не слоеная дека(даблтоп).
Попробуем разобраться что может дать дополнительная дека и как именно её "ставить" чтобы добиться нужного
результата. Понятно, что точно картину происходящего мы просчитать не сможем, на упрощенно что называется
"на пальцах" можно немного понять как взаимодействуют деки гитары.
Верхняя дека "ходит" вверх - вниз под действием подставки. Если бы не было резонаторного отверстия, нижняя дека
следовала бы за верхней, волновыми явлениями пренебрегаем 10 см - 3300 гц(1я струна 5й лад 440 гц).
Из за влияния резонаторного отверстия будет задержка фазы. Говоря языком электричества, тут получается некоторая
реактивность, как если бы в элекро схеме присутствовал конденсатор. Собственно сдвиг будет пи на два,
где был синус стал косинус. Существует метод электро - механической аналогии. Суть в том, что формально многие
уравнения электродинамики и гидродинамики выглядят одинаково, поэтому решения из электричества можно переносить
на акустику и наоборот. В дебри не полезу достаточно, что сдвиг будет на пи/2.
А нам надо, чтобы всё было в противофазе, верхняя идет вверх нижняя вниз, тогда изменение давления вызываемого
гитарой было бы больше. Напрашивается решение "впаять" еще одну реактивность которая сдвинет фазу еще на пи/2,
в нашем случае это дополнительная дека. Я пренебрег влиянием изгибных колебаний бегающих по корпусу,
поэтому строгого попадания в противофазу не получится, но всё же близко к противофазе лучше чем колебания
дек сдвинутых на пи/2.
Как ставить дополнительную деку напишу следующим постом.
Вложения
Смещение дек.jpg
Смещение дек.jpg (35.48 КБ) Просмотров: 2555

Поcт Дмитрий Разумов » 16 июл 2013, 01:19 Re: Доплнительные деки и сдвиг фаз.
Сначала опишу метод для ленивых, где не надо ничего переделывать. Расстояние между дек верхней и нижней стандартное, просто внутри еще одна дека. Дополнительную деку в этом случае нельзя клеить сплошным слоем, то есть строго по контуру обечаек на сухарики, надо обязательно делать отверстия в дополнительной деке, можно эфы как у скрипок. Я клеил спереди до максимума потом щель 3-4 см(от обечайки до дополнительной деки), щель идет до талии, в талии небольшая 4-5 см проклейка, потом щель тоже 3-4 см(от обечайки до дополнительной деки),щель идет от талии до нижнего(большого) максимума, зад весь проклеен, с противоположной стороны такая - же ситуация.
Теперь внимание, расстояние между нижней и дополнительной декой примерно 2 см, можно чуть больше - несколько миллиметров не более. Необходимо, чтобы объем создаваемый нижней и дополнительной декой не влиял на гитарный диапазон а находился выше.
Если сделать например 3 см между нижней и дополнительной декой( первое что я и сделал :-D ) получите провалы на первой струне, после 7 го лада струна начинает играть тише.
Если пружины(рипы) нижней деки высокие, придется менять материал пружин и делать их ниже. Я делаю из уральского кедра(он плотный не ред кедр), максимальная высота 1,7 - 1,5 см. Подойдет "крепкая" мелкослойная сосна, ель возможно не пойдет.
В результате гитара звучит погромче, тембристей и педальней( время послезвучия больше). Проверено на более чем десяти гитарах.
З.Ы. Можно еще клеить дополнительную деку не к бокам а на первую и последнюю(чаще всего 3ю) пружины нижней деки, последнее время делаю именно так.
Поcт Дмитрий Разумов » 16 июл 2013, 01:33 Re: Доплнительные деки и сдвиг фаз.
Теперь другой метод, дополнительная дека клеится сплошным слоем строго по контуру обечаек на сухарики или на пружины нижней но зазора между обечайками и дополнительной декой нет. В этом случае надо увеличить расстояние между верхней и нижней декой, за стандартное принять расстояние между верхней и дополнительной декой. Увеличение примерно на 2 см, соответственно расстоянию между нижней и дополнительной декой. Гитара при такой схеме звучит еще громче(заметно громче), но при этом теряется тембр нижней деки.
Делал подобную схему, получилась громкая, но как бы не из палисандра. Пришлось ковырять отверстия в дополнительной деке, тембр вытащил но та громкость ушла.
Поcт PLuTTT » 16 июл 2013, 10:18 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Очень интересно. Может у вас есть фотографии, было бы неплохо. :-)
Поcт Дмитрий Разумов » 17 июл 2013, 00:14 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Фоток как таковых нет, на днях попробую сделать рисунки. Всё внутри гитары непонятно как зафоткать чтобы нормально видно было.
Еще забыл написать про материал дополнительной деки. В варианте где дополнительная дека с прорезями(отверстиями) и расстояние между верхней и нижней декой обычное, материал не имеет особого значения. Я делал из ели, пихты, палисандра, ольхи и разницы никакой, имеет смысл делать из того что легче. Толщина дополнительной деки порядка 1,5 мм, толстая будет весить.
С другим вариантом мало экспериментировал, возможно надо палисандр, поскольку дополнительная дека в этом варианте прилично меняет тембр. Но у Кантрераса дополнительная дека из хвои, в общем тут есть место для поисков.
На первой картинке, там просто палка приклеена, вместо неё сделать трапецию 20х30см и длинной 36 - 38 см, к средней пружине нижней деки не клеится, только к крайним пружинам.
Вложения
рис1.jpg
рис1.jpg (80.92 КБ) Просмотров: 2491

внутри.jpg
внутри.jpg (83.11 КБ) Просмотров: 2491

Поcт Александр598 » 17 июл 2013, 10:59 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Дмитрий Разумов писал(а):Я делаю из уральского кедра(он плотный не ред кедр)

Пожалуйста можно по это по- подробнее т.к. живу на Урале и это кедр у нас на всех базах продается.
Его можно использовать для пружин или рип?
Thank
Поcт Дмитрий Разумов » 17 июл 2013, 12:41 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Да, для пружин отличный материал - веер, поперечные пружины(рипы). Так же не плохо подойдет на нижнюю деку, вот правда на верхнюю деку тяжеловат, звук под зажатый получается.
Поcт Дмитрий Разумов » 28 авг 2013, 01:39 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Вариант с трапецией, клеится к пружинам нижней деки. Самый нормальный если не клеить дополнительную деку сплошным слоем.
Вложения
Инвертор1.jpg
Инвертор1.jpg (42.33 КБ) Просмотров: 2270

Поcт Дмитрий Разумов » 28 авг 2013, 01:40 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Высота первой и последней пружин 15 - 18 мм, в середине к ней не клеится - 12 - 14 мм.
Вложения
Инвертор2.jpg
Инвертор2.jpg (25.72 КБ) Просмотров: 2270

Поcт Дмитрий Разумов » 01 сен 2013, 01:32 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Если делать дополнительную деку без отверстий, которая клеится сплошным слоем, надо расклеить контры под нижнюю деку без купола, нужна плоскость. Поперечные пружины нижней деки клеятся сначала на дополнительную деку "вверх ногами", места где будут клецы тоже надо проклеить клиньями(соединить деки в этом месте). Затем надо подогнать пружины под купол для нижней деки и ко всему этому клеть саму нижнюю деку. Вся эта конструкция(из склеенных дек) клеится к корпусу, затем закрывается высоким(порядка 2 см) кантом. Эта система прилично, можно сказать в разы, добавляет громкости но меняет тембр гитары.
Вложения
Фазо инв2.jpg
Фазо инв2.jpg (29.88 КБ) Просмотров: 2227

Поcт Александр-5 » 05 сен 2013, 17:16 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Дмитрий!А , как на ваш взгляд кедр сибирский(кедровая сосна) и дальневосточный(Корейская сосна), ещё там есть ель древесина розовая (дальний восток) может это разновидность канадского кр. кедра? как они могут подходить в нашем деле?
Поcт Дмитрий Разумов » 05 сен 2013, 17:49 Re: Дополнительные деки и сдвиг фаз.
Ель если "вид" позволяет пойдет на верх. Кедры из тех краев они отличаются от кантри ред кедра, плотнее и смолистей, на пружины и нижнюю деку пойдут, на верх не очень, сосну не видел, если смолы мало может и неплохо.





Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], FreeDom, Google Adsense [Bot], MailRu[bot], Yahoo [Bot]