Рипы

Рипы


Рипы гитары – это относительно большие поперечные радиально распиленные рейки внутри корпуса.

 

Рипы можно разделить на:

  • у верхнего клеца, верхние рипы,
  • гармоническая рипа, основная рипа,
  • на дно гитары.

Рипы у верхнего клеца

Несут больше укрепляющую функцию. Держат корпус гитары от смещений, которые пытается вызвать гриф.

Представьте, что нет деки с рипами. Гриф давит в верхний клец и раздвигает корпус. Верхняя рипа удерживает корпус и, конечно, придает жесткость самой деке. Также на верхнюю рипу или рипы опирается лепесток накладки.

ripy3Высота верхней рипы 18-19 мм, ширина около 9мм. На краях можно снять до 5-6 мм (бывает и ниже). Клеим перпендикулярно осевой деки на расстоянии около 10 мм от звукового отверстия.

Верхних рип может быть две. Обе полноценные палочки указанных размеров, но можно сделать одну рипу укороченной. Этот узел имеет огромное количество решений. От одной хиленькой рипки, до полного перекрытия этой зоны футером на всю площадь.

Гармоническая рипа

Проходит она сразу под резонаторным отверстием. Вариантов и фантазий на эту тему такое множество, что тут проще уже искать чего не делали. Поэтому опять тот же самый совет – не мудрим, делаем стандартную классическую форму и клеим на классическое место.

Вполне классический вариант и две рипы вместо одной. Я не сторонник такого сильно укрепления этой зоны, но из песни слов не выкинешь. Принимайте решение сами.

ripy1Куда клеить? Отступаем от резонаторного отверстия 9-11 мм и проводим линию перпендикулярно осевой или под небольшим углом.

Наклон гармонической рипы предполагает выделение большей площади деки под басы. Не перепутайте, если смотреть на картинку справа, то поворачивать можно гармоническую рипу против часовой стрелки.

Гармоническую рипу часто делают меньше, чем верхнюю. Фактически гармоническая рипа - это продолжение нашего веера, часть акустической системы, от которой многое зависит.

К этой рипе максимальные требования по радиальности. Самое лучшее дерево для нее.

Высота около 15 мм, ширина около 8 мм, на краях можно снять до 4 мм, а то и менее. Согласовывать это надо уже с общей конструкцией гитары и с наличием паруса деки, который собственно гармонической рипой и задается.

Изгиб гармонической рипы или парус

Чтобы придать деке изгиб, сделать так называемый парус деки, основание гармонической рипы должно иметь этот изгиб.

Если приложить рипу основанием на ровную поверхность, то подъем краев может составлять около 2 мм. Визуально парус будет добавлять изменение толщины деки от середины к краям.

Есть мнение, что парус вредит звуку. Великие гитары его не имеют. Дека должна быть ровной, чтобы одинаково колебаться вниз и вверх. Опять вам придется выбирать сторону. Много отличных гитар с парусом.

С парусом можно уменьшить высоту рип на краях. С парусом дека гитары надежнее даже не в том плане, что крепче, типа эффект изогнутого моста.

Дека с парусом лучше переживает изменения влажности.

Причина в том, что пересушивание ведет не к разрыву деки, а только к некоторому выравниванию паруса. Это основной метод гитарного мастера сделать деку надежной даже в сухом помещении.

Арки у гармонической рипы

Арки в рипе делаются, чтобы под ними дальше прошли пружины веера, некоторое продление влияние веера и дополнительного раскрепощения деки. Предлагаю сначала сделать рипу цельной, подогнать все и перед самой приклейкой вырезать арки. Не ослабьте рипу слишком сильно.

ripy4

Материал рип

Это ель или кедр. Так как ель крепче, то даже на кедровые деки ставят именно ель.

Безусловно, рипы должны быть радиальными.

Много иллюстраций с приклеенными рипами есть в статьях о веере и футере верхней деки.

Рипы дна

На дно надо приготовить три, желательно одинаковые, заготовки. Зажать их вместе в тиски и завалить края. Где-то 3мм с каждого края. Обрабатывая одновременно три заготовки, мы получаем одинаковый овал на всех рипах.

Отметьте середину каждой заготовки и относительно неё отрежьте лишнее, соответственно для двух меньших рип. Также не разворачивайте заготовки.

Один из вариантов приклеики рип: находим самые широкие места в нижнем и верхнем овалах, и середину между ними.

Приклейка рип

Такая же рекомендация как для пружин и футеров, клеите необработанные по высоте рипы.

Заготовки для рипы – это палочки радиального распила с высотой около 20 мм, ширина около 10 мм. Выводите точно ширину 8-9 мм, придаете правильную форму основанию и клеите. Излишняя высота позволит вам не бояться, что рипа пострадает от использования струбцин. Также плоская площадка позволит закрепить винт струбцины.

Для придавливания используют этажерку, но есть проблема с поверхностью под декой в случае изогнутой гармонической рипы.

Есть хороший способ приклеивать жесткие палочки, такие как гармоническая рипа и рипы дна к изгибающимся палочкам, таким как дека или дно.

Принцип прост, придавите рипу струбцинами, проложив со стороны деки гибкую планку.

И дека, и вспомогательная планка изогнуться по форме основания рипы. В тот же момент планка рассредоточит давление от плеча струбцины и равномерно распределит его по всей длине.

Верхнюю рипу можно легко приклеить струбцинами на рабочем столе, т.е. на ровной поверхности.

Сразу уберите лишний клей, после прижатия.

Микола Руденко