Проводим осевые линии накладки и головки

Проводим осевые линии накладки и головки


Определим точно, где проходят осевая шейки грифа и головки. Очевидно, что они должны совпадать, но на практике все сложнее. Выпрямляем торцы шейки и лицевую сторону головки. Четко формируем позицию нулевого лада с учетом поправок.

 

С головкой все просто, осевая линия легко находится. Сначала надо обработать лицевую сторону головки. Она должна быть ровная. Инструменты – маленький рубанок и притир. Учитывайте, что можно расширить выточки под механику, поэтому, если есть какое-то их смещение, то его можно будет подправить.

головка гитары

С накладкой могут возникнуть дополнительные сложности. Осевая линия должна быть не только посредине, но также и перпендикулярна ладовым пропилам. К тому же сами края накладки часто кривые. Как исправить.

Берем малку, прикладываем её к каждому краю и определяемся с углами относительно пропилов. Углы (на фото углы a) должны быть равными, а сами края ровными. По картинкам должно быть понятно - это все из элементарной геометрии.

малкамалка

 

Иногда однозначного решения нет. Нужно так сильно завалить края при обработке, т.е. заузить гриф, что теряется смысл. Рассмотрите вариант, наоборот доклеить. Пара миллиметров с края грифа в районе лепестка накладки фактически не видны. Надо найти подходящее по цвету и прочности дерево.

Если все очень криво, то допустим некоторый компромисс. Ведь сами ладовые пропилы относительно друг друга сделаны верно. Надо будет только верно разместить порожки, и струны будут правильно строить. А маленький перекос пропилов незначителен для игры. Особенно в случае нашей ученической гитары для аккомпанемента.

В конкретном случае, надо было только немного рубанком подправить правый верхний край накладки-шейки, если ориентироваться по фото сверху.

Позиционирование верхнего порожка

Не изменяя установленного угла малки, проводим линию нулевого лада. В соответствии с поправками на компенсацию строя, линия верхнего порожка сдвинута примерно на 1мм в глубину накладки. В статье про компенсацию все подробно рассказано.

Вкратце напомню, что расстояние от 12 лада, до нулевого лада – это половина всей мензуры гитары. На советских гитарах мензура, как правило, 620 мм - на маленьких, 630 мм - на подавляющем большинстве и 650 мм - очень редко.

Когда мы зажимаем струну, то мы её немножко натягиваем, и она начинает звучать выше, но открытая струна при игре не натягивается дополнительно, поэтому, чтобы скомпенсировать разницу надо открытую струну укоротить, что мы и делаем.

нулевой лад

Верхний порожек потом будет иметь фаски для струн, поправка для которых должна быть меньшей. Это место лучше сразу формировать аккуратно, так как потом всё равно придется тщательно возиться с его подгонок под верхний порожек. обработка торца накладки

Если ваша головка не была отломана, вам также надо привести в порядок место под верхний порожек. Инструменты для работы: стамеска, напильник с четким углом 90 градусов. Следите, чтобы ложе верхнего порожка было ровным. Угол может быть не равным 90 градусам, главное, чтобы верхний порожек потом повторял его. Ширина верхнего порожка примерно 6мм.

 

Микола Руденко