Характеристика профессии гитарного мастера

Характеристика профессии гитарного мастера


В беседах с другими мастерами и с музыкантами часто встаёт вопрос: а чем же мы (гитарные мастера) занимаемся: искусством или ремеслом? Как профессию назвать, возможно, так и поплывём!

 

Творческая ли профессия гитарного мастера или это профессия сродни работе за конвейером?

Какое соотношение в нашей профессии искусства и ремесла?

А ведь порой, «доброжелатели» ставят вопрос, именно таким образом, что приходится искать аргументацию, что профессия гитарного мастера не просто рутинная, неинтеллектуальная деятельность. Есть ещё армия тех, кто считает, что гитарное мастерство - это не профессия, а баловство, но это отдельная грустная тема.

Я не претендую, что статья станет научно-философским трудом, для меня главное поставить вопрос, попытаться дать на него собственный ответ и оставить право вам самим дополнять и раскрывать тему.

 

Творческие профессии художника и композитора не вызывают сомнений в своей принадлежности к высокому искусству. Безусловно, в конце концов, должно получаться произведение искусства – картина или музыкальное произведение. В итоге работы гитарного мастера получается музыкальный инструмент со звуком, который является тем объектом исследования, ради, которого всё в классической гитаре затевается. В живописи наслаждаются визуально, а в гитаре наслаждаются звуком.

Работа гитарного мастера является необходимым звеном в цепочке композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальный инструмент даёт возможность донести до слушателя замысел композитора. Это орудие труда исполнителя.

Как правило, не обращают внимания на то, что очень много ремесла и в выше указанных профессиях: композитора и художника, а они являются искусством по умолчанию, причём высоким. Противопоставлять ремесло искусству вообще некорректно, тем не менее, противопоставляют. Попробую определить, что есть ремесленная составляющая профессии. Та часть, которая до боли прикладная и, многим кажется, что очевидная, рутинная, каждому подвластная. Это какой-то порядок действий, которому можно обучить и обезьяну.

Возьмём живопись, между замыслом художника и готовой картиной находится огромный объём работ и знаний: как приготовить холст, краски, кисти, техника нанесения. Я не художник и не могу всё перечислить, я только хочу показать, что в этой профессии также много технической части и очень сложной. Техника, которая совершенствуется мастером живописцем на протяжении всей жизни. Техника использования материалов, чтобы донести свой художественный замысел.

Эта техника условно и называется ремеслом, но и это ремесло становится искусством при творческом подходе ко всем элементам, несмотря на то, какая бы рутинная или техническая составляющая в этой работе не была.

 

Очевидно, что много технического и в гитарном мастерстве.  Но если человек взял в руки кисть, то он не становится художником, даже по прошествии времени обучения владения красками. Точно также, взяв в руки рубанок, не ждите шедевра, став только краснодеревщиком.

Лишь отношение к каждому элементу своей работы как к искусству делает из этой работы именно искусство. Что позволяет наслаждаться вам каждым моментом своей работы, другим мастерам видеть нюансы вашей тонкой работы, а музыкантам и слушателям слушать прекрасный звук вашего инструмента.

 

Время расставит всё на свои места.

Хотя справедливо ли время к произведениям искусства, вопрос спорный, чтобы поверить в то, что рукописи не горят сначала нужно поверить в то, что есть душа и она бессмертна.

Давайте сделаем свою работу искусством, а проверим на несгораемость её как-нибудь потом.

Микола Руденко