Практическое руководство, как сделать из страшного советского грифа настоящую вещь. Капитальный ремонт грифа в домашних условиях. Подробный отчет о ходе работ.
И сразу, чтобы произвести впечатление, не тянуть интригу фото из серии "ДО и ПОСЛЕ". Судите сами, как по мне, так это превращение лягушки в прекрасного принца.
Гриф советской гитары - это, как правило, изделие и светлой плотной древесины, по большей части из бука, но попадаются и другие породы, особенно на более старых образцах. Часто встречаются грифы из многослойной фанеры, которые при всех нюансах внешнего вида достаточно крепкие.
Мы подробнее поговорим о недостатках советских грифов в другой статье, а сейчас замечу общую черту. Изделие не доделано до конца или допущена откровенная халатность. Давайте не будем также исключать и возраст, возможно, что первое время гриф нормально функционировал.
Умение привести гриф в порядок может вернуть гитару к жизни, все-таки услышать, как она звучит, так как приличное количество грифов испортили всю жизнь своим корпусам, оказавшись крайне неудобными или совсем нерабочими.
Первый осмотр и постановка задачи
Перед нами настоящий образец советского гитарстроя – гриф от гитары, изготовленной на житомирской фабрике музыкальных инструментов. Корпус гитары сделан из металла и имеет форму многоугольника, что круто дальше некуда. Что-то вроде большой угловатой консервной банки с выдавленной буквой Ж на лицевой поверхности.
Гриф же не представляет собой ничего необычного – из той эпохи все они примерно одинаковы и наш как все. Он из цельного бука, классической для советских гитар конструкции, когда головка вклеивается в шейку в районе третьего лада. Нет накладки – лады установлены прямо в шейку. Пятка – отдельная приклеенная деталь. Все это разваливается в руках, сыпет и царапает остатками ладов.
Как и при работе со всей советской гитарой надо выяснить главный вопрос – все необходимые составные части или их заготовки есть в наличии, чтобы приступить к работе?
Все части у нас на месте. Шейка и головка целая, хоть и не держатся вместе, пятка также в порядке, если не считать раскуроченного отверстия под болт. Лады и колковая механика – это уже расходный материал, их можно и часто нужно приобрести новые.
Некоторые осложнения имеются после того, как гриф решили отремонтировать, так сказать, с помощью симпатичного шурупа, в итоге у нас имеется сквозное отверстие.
В целом гриф подлежит ремонту.
Задачи проекта:
- сделать удобный для игры гриф
- привести в порядок внешний вид
- все операции выполнить простым инструментом, который можно достать где угодно.
Бонус. Есть желание установить анкер.
Какие тому причины:
- нет накладки, но ее никогда нет.
- такая чудесная гитара не имеет никакого смысла без металлических струн, а это дополнительное натяжение.
- дополнительное утоньшение для удобства игры.
Если привести толщину грифа к минимальным значениям, то неизвестно, что из этого получится со временем без анкера – шейка может прогнуться, а делать упреждение на ходящем ходуном грифе очень непростая и неблагодарная задача.
Тонкий гриф будет сильно реагировать на изменение натяжения струн, регулируемый анкер в таких случаях необходим. Мало того, имеет значение усталостный фактор, т.е. дерево может со временем прогибаться.
Если у вас нейлоновые струны, то анкер можно не делать, но придется тщательно учитывать верное упреждение.
В старых советских грифах есть и положительный момент, дерево находилось под натяжением струн какое-то время, и гриф вытянулся. Если этот усталостный прогиб исправить, в дальнейшем гриф будет достаточно надежным. Шансы, что прогиб появится вновь, малы. Но при этом не надо значительно уменьшать толщину шейки грифа, а то ситуация может поменяться.
К советским фабричным гитарам надо относится как к некоторому конструктору, который нам предоставили для того, чтобы мы все довели до ума. И гриф не исключение – была сделана заготовка, натянуты струны, заготовка стабилизировалась, теперь можно сделать всё правильно.