Изготовление рамки, приклейка дна.

Изготовление рамки, приклейка дна.


В этой статье наберём высоту обечаек, так как высоты одной заготовки не хватает. Последовательно сформируем корпус приклеим канты. Сделаем не совсем классический, но сегодня очень популярный, подъём лепестка грифа.

Изгибание обечаек

Изготовление рамки гитары может проходить параллельно или даже опережать работу с декой. Готовое же дно нам понадобиться на этапе приклейки контробечаек.

Наши обечайки сосновые и состоят каждая из двух половинок. Я сфуговал половинки до изгибания. Замачивал дерево буквально один час в холодной воде. Гнется очень просто. Толщина 3мм. Красными стрелками показаны дефекты, которые специально вытеснены на край и должны уйти или при обрезке высоты, или под кант. (на видео есть этап гнутья. см. ниже)

В моем случае мне нужно только обрезать склеенные обечайки, чтобы прийти к размеру, но есть техника увеличения высоты обечаек гитары. Контробечайки можно приклеить с выступанием, что может накинуть 5-6 мм высоты.

sides1sides2

 

Склейка половинок обечайки, специальная операция данной работы

sides3sides4

Ведеоверсия гнутья и склейки обечаек

 

Изготовление и приклейка клецов (рамка)

Клецы можно склеить из нескольких кусков. Нижний клец у меня фактически отрофирован, тем не менее в данной работе я укреплю рамку снизу. Фото далее.

Изготовление контробечаек

Контры я делаю из дуба. Ничего технологически сложного в этой работе нет. Размеры 4.5х14 мм. Контробечайки будут с пропилами и приклеены реверсно. 

contra1

 Приклейка контробечаек на стороне деки

Перед тем как клеить контры нужно подровнять верхний край. Я клею контры частями. Контра должна заходить хотя бы немножко под клец.

contra2

 Подгонка дна к контуру рамки с обрезанием высоты обечаек

Теперь необходимо обрезать высоту обечаек до задуманной высоты. Не забудьте про толщины деки и дна. У нижнего клеца примерно 100 мм у верхнего  95 мм. Отталкивайтесь от своего чертежа гитары.

Удобно до приклейки контробечаек по нижнему краю подогнать дно, чтобы потом не резать высоту контр. Дно должно легко ложиться на край легким касанием пальцев.

contra3contra4

Приклейка контр на стороне дна

Теперь по этому краю приклеиваем контробечайку. Сделайте небольшой 2мм выступ контры над обечайкой, чтобы потом верно обработать её под приклейку дна не уменьшая высоту корпуса, либо учитывайте это на этапе обрезки обечаек.

Я изгибаю слегка смоченные контры на горячем и высушиваю прямо на гитаре. Через часик приклеиваю.

contra5

Дополнительные работы с рамкой

Я решил, что пинус надо укрепить поперечными пружинками на обечайке. Постарался подогнать, так, чтобы они упирались в контры.

contra6

Приклейка дна

Для приклейки дна я сделал специальную приспособу как раз из того же самого пинуса. Смысл в том, что вовнутрь корпуса есть доступ и можно вытереть весь клей. Обрежьте излишки дна по полукорпусу, чтобы резинка не изгибала дно на краю.

Мне пришлось несколько перекосить осевую дна , чтобы избавиться от одной подлой дырки после гвоздя, которая удивительным образом попала ровно в плоскость со дном и замечана была несколько позновато. Тем не менее ей пришлось удалиться.

back1back15

Зачистка полукорпуса и деки

Фото против света, пинус пропитан смолой и интересно просвечивается. Кликайте по фото для увеличения.

back2-680

Подгонка деки к полукорпусу, грунтовка изнутри и приклейка деки

Из названия этапа ясно что делать. Окончательно все проверить, подогнать деку к полукорпусу. Прогрунтовать лаком. Я использую шеллак. Кликаем по фото для увеличения.

back3-320back4-320

Приклейка деки осуществляется с помощью жгутов, которые вы уже видели. Можно добавить струбцинки на клец.

Все корпус собран.

Выравнивание обечаек, обработка краев деки и дна

Обрезаем излишки деки и дна, что выступают над обечайкой. Не осталяйте их большими и перед склейкой. Я срезаю остатки стамеской и рубанком.

Обрабытываем поверхность обечаек, т.е. выравниваем поверхность притирами и циклей.

Далее я снимаю в размер толщину деки и дна по краям. Пока нет канта эта толщина хорошо видна, работать можно острой циклей и притиром. Помните что дека проминается под инструментом, работайте очень аккуратно. На заданную толщину деки лучше выйти до канта, так как после будет уменьшаться и его высота. Хотя в пределах 1мм - беда небольшая. Плюс он придерживает циклю. Во время работы с фрезером можно поцарапать деку. В общем, вырабатывайте свои привычки самостоятельно.

Изготовление, установка и обработка канта

Предлагаю установить простой кант и сделать его из двух частей. Очень неприятно гнуть твердое дерево толщиной 4 мм по радиусу талии. Слишком велик шанс просто поломать. Я делаю две полоски по 2 мм, которые гнуться очень просто и клею их вместе. На черном дереве или палисандре эта склейка и не видна.

Я люблю высоту канта около 5 мм. Калибрую на барабане.

kant15kant2

Внимательно отнеситесь ко шву между кантом и обечайкой, чтобы потом не шпатлевать.

 kant1

Приклейка вставки под лепесток (необязательная деталь)

Буду делать вставку под лепесток грифа, причем с интересным нюансом (подробности на этапе приклейки накладки).

Подъем лепестка грифа несколько упрощает работу по регулировке угла грифа, обработке ладов, и удобен для играющего. Есть мнение, что изменение угла подхода струн к подставке также изменяет звук гитары.

Пока стоит определиться только с высотой этой вставки непосредственно у края гитары, у меня это 5+ мм. Клин на вставке сделаю позже уже по приклеенной поверхности шейки. Вставка сделана с большим запасом по краям и прикручена на маленькие шурупчики. Отверстия для них у резонаторного отверстия особенно глубокие, чтобы шляпка шурупчика не задевала рубанок при обработке под клин.

pazlast1

Изготовление паза под ласточкин хвост

Для изготовления этого паза у меня сделаны специальные направляющие. На фото все видно.

Видеоверсия этапа

Микола Руденко