Работы по восстановлению
23.12.20. Отодрал наклеенный герметик, снял кант со всего периметра дна. Левая часть дна практически не держалась на склейке, правую часть и клецы пришлось отпаривать с утюгом. Снял дно. В отличие от Шаллеровской гитары, дно не выгибается. Правый край нижней рипы на нем надо приклеить, но все рипы живы и без трещин. Зачистил верхнюю деку в районе неудачного приклеивания верхней рипы. Снял лады, снял верхний и нижний порожки.
24.12.20. Подготовил доску для шлифовки грифа. Наклеил на нее две полосы наждачки, 150 и 240. Как показал опыт с предыдущим грифом, этого достаточно. Прогнал шлифовку. Да, этот гриф имеет очень небольшой прогиб (кочерга внутрь) в середине: на классике это даже приветствуется. Пришлось шлифовать гриф с учетом этой особенности. Похоже, получилось. После предварительной шлифовки прошелся еще раз наждачкой 150, а потом – 240 на доске по всей поверхности, выбоин от пальцев на накладке не осталось. Пропитал накладку льняным маслом с воском. Первым составом смолы с палисандровым наполнителем залил большинство дыр и выбоин на головке грифа, приклеил угол нижней рипы к дну – там, где он отвалился. Сохнет. Заказал нужные лады, колки и струны по Интернету, привезут. Больше, похоже, ничего покупать/заказывать не нужно. С костяным верхним порожком как-нибудь разберемся, на нижний хватит второй половины от предыдущего. На нижний кант – тоже пойдут ровно две оставшихся рейки полного канта черного граба, смысла менять верхний кант не вижу.
25.12.20. Прошелся наждачкой 240 по всему корпусу, включая гриф. Поверхность стала ровнее и глаже, неровности лака на верхней деке исчезли. Подготовил и вклеил по местам логотипы: монета 1 пфеннинг 1973 года и монета 10 копеек (фас), поскольку российских монет 2021 года (тем более 10 копеек) в январе все равно не будет. А рубль – слишком велик. Промазал весь корпус, включая гриф, льняным маслом с воском. Работа тормозится: в предновогодье лады доставят только к 28-му числу, а их надо поставить до приклеивания дна. Похоже, окончание работ (в связи с очередным нашим путешествием) отодвинется к середине января.
26.12.2020. Снял излишки масла и воска со всей поверхности, прошелся по корпусу наждачкой 600. Существенно глаже. Начал подготовку нижнего порожка. Если так дальше пойдет, возможно, лак вообще не будет нужен (разве что для канта): достаточно наждачки 1000-1500-2000 и полировки корпуса пастой ГОИ. Подготовил нижний порожек. Высоту будем уточнять по муляжу из линейки, но все срезы сделаны правильно.
27.12.2020. Замочил первый кант. После обеда поставлю на гнулку. Еще раз прошелся наждачкой 360-600 по накладке грифа. Попробовал покрыть ее бесцветным лаком ХВ-784. Результат сомнительный. Или лак слишком густой, или материал слишком неоднородный: ложится пятнами. Какая-то часть явно на поверхности, какая-то – впитывается бесследно. Поставил кант на гнулку. Сохнет. Утюг – великое изобретение! После двух слоев лака на накладке грифа (второй был пожиже), пришлось снять это покрытие полностью. Наждачка 240, 360,600. Все-таки буду покрывать шеллаком. Покрыл, первый слой – кистью, второй и третий – политурой. Замочил на ночь второй кант.
Вот так выглядит моя гнулка:
28.12.2020. Снял с гнулки первый кант, поставил второй. Пусть сохнет. Нижняя часть накладки грифа (после 12-го лада) все равно берет лак неравномерно. Ободрал ее еще раз, заново прошелся двумя слоями политуры. Наконец-то приехали лады и колки. За струнами придется ехать отдельно самому. Лады поставил, подгибая их слегка на самодельной гнулке. Гнет она слабо, надо было выставлять угол изгиба круче: ладовая проволока слишком жестка к изгибу, пружинит. Однако, оказалось достаточно. На завтра остается подровнять края ладов и начать сборку корпуса.
29.12.2020. Закончил с ладами. Снял с гнулки второй кант. Оба хороши, все как надо. Поставил колки, нижний порожек, натянул проверочные струны: 1-ю и 6-ю. Проверил варианты сборки (приклейки дна) относительно высоты струн. Получается, надо чуть (на миллиметр) уменьшить дно (укоротить по высоте), чтобы высота струн была приемлема. Укоротил, приклеил все дно Titebond-ом за один проход. Поставил сушиться.
Скатался за струнами, заодно там же прикупил костяную заготовку верхнего порожка. К вечеру высохло. Проверил со струнами. Неплохо, но для басов, похоже, придется нижний порожек на миллиметр поднимать – это лучше, чем опускать, поскольку опускать - некуда. Периметр под кант получился на удивление ровный и четкий. Приклеил первую половину канта, стянул весь периметр шнуром – благо, его много. Высохло, приклеил вторую половину канта. Остается верхний порожек… и, похоже, только отделка канта: доработка, шлифовка, лак. С нижним порожком придется еще уточнять: при двух проверочных струнах высота 6-й струны над 12-м ладом как-то мала: всего 3 мм из положенных 4- 4.5. Проверим при полном вооружении – возможно, и сам корпус и гриф еще как-то слегка деформируются под нагрузкой всех струн. Пока – сохнет.
30.12.2020. Выровнял кант по всему периметру. Последний проход – наждачкой 360. Потом – слегка наждачкой 600. Покрыл шеллаком кант, дно и гриф. Сохнет. Как ни странно, 6-я струна пока нигде не дребезжит. Возможно, поднятие нижнего порожка и не потребуется. Проверим с реальными струнами. Прошелся еще раз шеллаком по всей поверхности, включая гриф. После второго слоя – наждачка 1000, 1500, после этого – паста ГОИ №2. Получилось хорошо. Поставил струны. Все-таки нижний порожек для басов придется чуть приподнять: шестая струна еще так-сяк, а вот четвертая – слегка дребезжит до пятого лада включительно. Но пока оставляю так. Пусть отвисится со струнами. Кроме верхнего и нижнего порожков работу с гитарой считаю законченной.
04.01.2021. Все-таки поднял нижний порожек на 1 мм для басов, для высоких – на 0.5 мм. Существенно лучше.
Отстроил струны почти по камертону. При таком натяжении дребезга нет нигде. Пусть живет в таком виде, с верхним порожком буду разбираться позже, если вообще буду. Общий вид гитары получился такой:
28.01.2021. Все-таки изготовил и поставил верхний порожек из кости, интервал между струнами сделал 9 мм, отступ от каждого края – по 2.5 мм. Чуть шире стандарта, но… удобно!
На этом восстановительные работы считаю законченными.
А теперь - немного о косяках, которые я вижу:
1. Дно можно было не укорачивать, просто сделать на нем небольшой купол, немного доработав поперечные рипы и поставив один вертикальный футер. Но... исходно обе деки у этой модели плоские, такая возможность пришла в голову уже потом.
2. На нижнем костяном порожке края, на которых лежат струны, получились чересчур острые: и струнам неполезно, и косточка вскорости крошиться начнет. По-хорошему надо было просто расширить пропил под порожек и работать с косточкой толщиной не 2.1, а хотя бы 4 мм - тогда запаса поверхности хватило бы на пологие выходы к струнам.
Наверняка у Уважаемого Сообщества будет еще вагон замечаний - покорно готов выслушать.
Гитара звучит вполне прилично - так, как и должна звучать Музима тех лет изготовления. Задача была ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК без всяких доработок и улучшений, поэтому и полировка - минимальна: не может 50-летний инструмент блестеть как в магазине. Делал я ее для моего хорошего друга, который тоже, как и я, испытал чувство ностальгии, как только прикоснулся к ней.Статистика: Додано Geodimetr — 26 лютого 2021, 17:16
]]>