Форум остановлен на неопределенный срок с момента полномасштабного вторжения в Украину.
---------
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.

Статья 3

Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;

e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Небольшое эссе об эпоксидной смоле

также клеевая водичка
Відповісти
Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 09 квітня 2021, 22:48 » Небольшое эссе об эпоксидной смоле

Небольшое вступление:
В практике изготовления музыкальных инструментов с давних времен и до наших дней применяются клеи мездровый, костный, казеиновый, рыбный и Titebond. Все они термопластичны и более-менее водорастворимы. В последнее время в отдельных случаях вошли в применение клеи на основе цианакрилатов (типа Супер-Моментов) и эпоксидные. Эти клеи – термореактивные.
Аналогичная история – с лаковыми покрытиями. С давних времен и до примерно 50-х годов прошлого века основными составами для лакирования инструментов были лаки масляные или шеллачные. И те, и другие – термопластичные. Однако, в последнее время почти повсеместно стали использоваться и термореактивные лаки - НЦ, алкидные, полиуретановые, эпоксидные.
Дерево само по себе не является термопластичным материалом. Но и термореактивным его назвать сложно, в силу довольно сложной волокнистой структуры, сильно реагирующей в первую очередь на перепады влажности.
Вопрос, допустимо ли применение термореактивных компонентов в изготовлении музыкальных инструментов, и как они влияют на акустические свойства готовых изделий, похоже, до сих пор не закрыт. Однако, сегодня большинство изготовителей инструментов, особенно фабричных, активно применяют и эпоксидку, и термореактивные лаки. Хотя и до сих пор есть приверженцы "чистых" технологий, не допускающие никаких термореактивных компонентов в процесс изготовления инструмента.
С лаками все более-менее понятно, правила работы с ними обычно очень внятно изложены у мебельщиков, и каждый может найти для себя подходящую разновидность для своих нужд. А вот с эпоксидными смолами, тоже исходно относящимися к термореактивным веществам, все не так просто: разновидностей очень много, все они имеют свои неочевидные особенности, и потому правильная работа с ними – та еще песня! Возможно, именно по этой причине отзывы о применении эпоксидки в гитаростроении настолько противоречивы, в том числе и на этом форуме.
Так сложилось, что мне довелось работать с эпоксидными смолами на протяжении более 40 лет. Вначале это были те варианты, которых сегодня, наверное, и не найти: ЭД-2, ЭД-6 и им подобные. Ну, и отвердитель: полиэтиленполиамин. ПЭПА. На фоне всех очень полезных свойств этих смол как раз отвердитель и был самой неприятной частью процесса. Длительный контакт кожи с ним приводил (у большинства пользователей) к экземе. Очень гадкая вещь, которая тянется годами и от которой очень трудно избавиться. Однако, удается. Были и другие отвердители, самый распространенный из них с давних времен – триэтаноламин, ТЭА. Но с ним отверждение наступало только при нагреве смеси минимум до 150 градусов . Остальные были менее эффективны и давали итоговый состав с намного худшими свойствами.
Сегодня на рынке можно найти больше десятка вариантов эпоксидных смол самых разных заявленных брендов. Тот же поксипол – по сути, тоже состав на основе эпоксидки. Однако, далеко не все из них так уж хороши. Я уж молчу о составе под названием ЭДП, до сих пор попадающимся в хозмагах. Им, по-хорошему, только бумагу можно клеить. В эту смолу изначально добавлен пластификатор в количестве, начисто убивающем все ее полезные свойства. А вот недавно довелось мне попробовать состав AquaGlass Citrus. Абсолютно прозрачная субстанция, по заверениям производителей – применяется в том числе и для заливки столешниц (то есть, абсолютно безвредна). Текуча изначально, а значит, вполне годится, например, как порозаполнитель. Полимеризуется только при строгом соблюдении пропорции: 2:1. Малейшее отклонение – и отверждение идет очень медленно, если вообще идет. Однако, твердеет совсем не так, как ЭДП-20. Через 9 часов после смешивания состав еще довольно пластичен. То есть, если и предпринимать какие-то действия по шлифовке этого покрытия в надежде получить в итоге качественное порозаполняющее покрытие, то через те же 9-10 часов после смешивания, раньше она просто откровенно жидкая. И после двух заявленных производителем суток масса все равно имеет твердость в районе 4 (по шкале Мооса). То есть, легко царапается ножом. Это может быть неплохо, если использовать ее именно в качестве порозаполнителя или грунтовочного покрытия. Но адгезия у нее изначально довольно слаба – подставку, например, ей приклеивать я не посоветую. И даже по прошествии 4-х суток состав все равно имеет твердость в пределах 4.5 по шкале Мооса. Так что… этот конкретно состав я бы отнес скорее не к клеям, а к лакам. И к очень неплохим, в силу их механических свойств. Правда, с красителями для этих лаков вопрос все равно остается неясным.
Клеи быстрого отверждения на основе эпоксидки, продающиеся в шприцах или тубах, мне показались также неудобны: загустевает смесь довольно быстро, то есть, уже через 10-15 минут после смешивания, и после этого наносить ее на поверхность проблематично. При этом отверждение все равно наступает часов через 6-8, а полное – так и вообще только через сутки. И твердость получившегося состава – все равно, те же 4.5. То есть, получается, что ПОЧТИ ВСЕ отвердители кроме ужасно вредного ПЭПА, хотя и полимеризуют смолу, но с существенными потерями как в прочности, так и в адгезии.
И из доступных и абсолютно надежных остается только ЭД-20 с тем же ПЭПА. Но у этого состава, тем не менее, есть и несколько положительных качеств:
Стандарт смешения с ПЭПА един – 1:10. Но возможны вариации. При избытке отвердителя (до 1:7), в общем-то, ничего плохого не происходит: чуть быстрее схватывается – и все. При избытке в количестве большем, чем 1:5, однако, смесь может вовсе не застыть, как и при недостатке отвердителя. Всегда бывает очень полезно оставить немного готовой смеси в емкости, и если это критично – просто подогреть ее чуть дольше при 70-80 градусах (в стакане с горячей водой), чтобы убедиться, что все застынет – процесс займет не более получаса. А если нет – будет еще не поздно все отыграть назад.
Полное отверждение происходит через сутки, но подогревание смеси ускоряет процесс, то есть, в случае подогревания смеси в течение 10 минут в плошке с теплой водой (градусов 50-70) часов через 5 мы имеем уже вполне густую, почти твердую массу. Более длительное подогревание дает более хрупкую и менее прочную субстанцию, склонную к растрескиванию в толстом слое. Твердость полученного состава при нормальных условиях достигает 6 по шкале Мооса (царапается только очень хорошим ножом). В остальном – эта смола более чем удобный состав для склеивания, заполнения, отливки и т.д. Из плюсов: для повышения текучести достаточно просто подогреть смесь до 50-70 градусов. Смола становится весьма текучей, и пока теплая, хорошо заполняет любые самые узкие щели, во многом за счет очень высокого поверхностного натяжения: в смоченные смолой полости затекает легко, а не смочили – Ваши проблемы. Правда, для покрытия больших поверхностей (по типу лакового) она малопригодна: как при остывании, так и при разбавлении бензином или ацетоном после испарения растворителя может сворачиваться каплями на поверхности – а значит, если уж хотим покрытие- то только втирать, как при работе с политурой. Ага! И ПЭПА Вам при этом на руки!
С удивлением обнаружил, что ЭД-20 после разбавления спиртом при застывании приобретает молочно-белую окраску: прозрачность теряется. С ЭД-6 такого не было, хотя сама смола была изначально желтая.
ЭД-6 (как и пришедшая к ней на смену ЭД-20) изначально при полной полимеризации твердая, почти стеклообразная, и твердость выше, чем у дерева. Адгезия – прекрасна! Пластификатором служил с давних времен дибутилфталат. Буквально одна капля на 10 мл смеси делает состав существенно пластичнее. Правда, и прочность несколько страдает. Дальнейшее добавление пластификатора уменьшает прочность в геометрической прогрессии, пример – печально известный ЭДП.
Но совершенно преображают эту смолу наполнители. Наполнитель в количестве до 40% объема делает состав более вязким, но зато после полимеризации он принимает многие свойства наполнителя: древесные опилки (желательно не пудра, а именно опилки из-под ножовки) делают отливку со свойствами древесины, в том числе и по пластичности. Цвет состава, правда, обычно получается несколько темнее, чем у опилок (зависит от размеров частиц). Металлические опилки приближают свойства состава к соответствующему металлу, в том числе и с ожидаемыми коэффициентами теплового расширения и даже с магнитными свойствами. Ну, и те, кто хоть немного занимался радиоэлектроникой или электротехникой, прекрасно знают, что гетинакс, текстоллит и стеклотекстоллит - это соответственно бумага, ткань или стеклоткань, пропитанные все той же эпоксидкой (правда, обычно - с ТЭА в качестве отвердителя). И это приоткрывает еще одну область из необъятных возможностей применения этого интересного состава.
Собственно, в заключение пожелание: Если мы уж упоминаем какие-то технологии (склеивание, порозаполнение, лакирование) связанные с эпоксидной смолой, давайте будем по возможности конкретно указывать, какая именно ее разновидность имеется в виду: слишком их много разных на сегодня, и все с совершенно разными свойствами. Это как сказать: "Да, моя гитара - из дерева!" А дальше - гадайте!

Аватар користувача
czaerlag
Повідомлень: 188
: 28 квітня 2019, 01:10
: Константин Захаров
Has thanked: 34 times
Been thanked: 85 times

Повідомлення czaerlag » 09 квітня 2021, 23:33 » Re: Небольшое эссе об эпоксидной смоле

Спасибо, очень познавательно!

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 10 квітня 2021, 17:29 » Re: Небольшое эссе об эпоксидной смоле

И еще небольшое дополнение, которое также может оказаться полезным. Процесс полимеризации экзотермичен, то есть, смесь нагревается. Правда, это малозаметно в тонком слое или в небольших объемах, но при смешивании в объеме от 50 мл емкость со смесью заметно нагревается до 50-60 градусов. Соответственно, повышается и текучесть смеси.
И здесь есть одна важнейшая тонкость. Смесь на основе ЭД-6 или ЭД-20 начинает нагреваться минут через 5-10 после смешения, и повышенная текучесть сохраняется на протяжении первых 15-20 минут. Дополнительный внешний подогрев именно в этот период повышает текучесть состава еще раза в два-три. Затем смесь медленно остывает, и ее текучесть становится как у исходной смолы. Внешний подогрев на этом этапе снова повышает текучесть, но уже на ближайшие 15-20 минут, не более. И после такого второго подогрева процесс полимеризации ускоряется, то есть загустение и отверждение наступает не через 9-10 часов, а часов через 5. Итоговый полимер получается чуть более жестким, и его прочность на излом слегка снижается, хотя адгезия не страдает. Я обычно подогреваю основное вещество (смолу) перед смешиванием в том же стакане или в миске с горячей водой. Смешивание компонентов при этом идет гораздо быстрее и качественнее, нет опасности получить неоднородную смесь. Тем более что ЭД-20 абсолютно бесцветна, а ПЭПА все-таки желтит. И вот когда в итоге мы получаем смесь однородного цвета, можем смело считать процесс перемешивания завершенным. При моих стандартных объемах в пределах 5-10 мл состава процесс перемешивания (обычной зубочисткой) занимает не более 2 минут. А вот дальше - уже по потребности, но обычно внешний подогрев бывает оправдан на срок не больше 10-15 минут после смешивания.
С Aquaglass Citrus ситуация совершенно иная: смесь начинает нагреваться только минут через 30 после смешивания, текучесть смеси существенно возрастает, и хотя даже исходные компоненты более текучи, чем ЭД-20, весь состав остается очень текучим на протяжении 2-5 часов. И только после этого, тоже очень медленно идет загустение и отверждение. Дополнительный внешний подогрев влияет на смесь гораздо слабее.
Быстрые клеи на основе эпоксидной смолы (Поксипол, Контакт и им подобные) тоже нагреваются при смешении компонентов, но при этом внешний подогрев не успевает повысить их текучесть, само загустение происходит быстрее, чем повышение текучести. А вот полная полимеризация - у всех по-разному, от 30 минут до 8 часов, в зависимости от состава (и в первую очередь - отвердителя), и хотя внешний подогрев ускоряет полимеризацию, прочность склейки при этом обычно страдает.

Аватар користувача
моторист
Повідомлень: 3951
: 19 березня 2010, 10:24
: Владислав
: Москва-Зеленоград
Has thanked: 137 times
Been thanked: 458 times

Повідомлення моторист » 26 квітня 2021, 12:21 » Re: Небольшое эссе об эпоксидной смоле

В РусХиме я покупал Эд-20 и отвердитель Этал-45. Он как раз идёт 1:2 по весу. Негорюч, ненядовит, не воняет и не пенится при передозе. Правда, полимеризуется часов 12, но в стекло. Единственное - цвет у него густо-коричневый, соответственно сам клей после смешивания тимеет цвет крепкого чая. Но при работе с палисандром, венге, орехом, падуком это в принципе только плюс.

Відповісти

Повернутись до “Покрытие маслом, грунтовка, порозаполнение”