Верхний порожек из синтетического материала Tusq
Здравствуйте! Продолжая доводить до ума неаккуратно сработанный мастеровой инструмент, сделал новый верхний порожек.
Изначально паз под него был слишком углублен и имел неровное дно. Порожек был костяной, под него подложена костяная же пластина. Как видно на фото, контакт с грифом был недостаточным.
Рассматривал несколько вариантов:
- изготовить пластину-подложку потолще, приклеить ее к порожку, обработать паз и вернуть старый порожек на место
- выровнять дно паза и вклеить туда деревянную вставку
- подготовить паз и сделать новый порожек достаточной высоты.
Поскольку количество работы во всех случаях примерно одинаково, решил остановиться на третьем варианте. Так можно было не городить огород и избавиться от многослойных конструкций. Первоначально думал делать порожек из кости, но вместе с ней удалось купить заготовку из Tusq. Раньше с ним не сталкивался, в Нете пишут, что по свойствам он очень близок к слоновой кости, только без неоднородностей, присущих природному материалу. Было интересно попробовать, как он в работе и как влияет на звук.
Сначала демонтировал порожек
Изначально паз под него был слишком углублен и имел неровное дно. Порожек был костяной, под него подложена костяная же пластина. Как видно на фото, контакт с грифом был недостаточным.
Рассматривал несколько вариантов:
- изготовить пластину-подложку потолще, приклеить ее к порожку, обработать паз и вернуть старый порожек на место
- выровнять дно паза и вклеить туда деревянную вставку
- подготовить паз и сделать новый порожек достаточной высоты.
Поскольку количество работы во всех случаях примерно одинаково, решил остановиться на третьем варианте. Так можно было не городить огород и избавиться от многослойных конструкций. Первоначально думал делать порожек из кости, но вместе с ней удалось купить заготовку из Tusq. Раньше с ним не сталкивался, в Нете пишут, что по свойствам он очень близок к слоновой кости, только без неоднородностей, присущих природному материалу. Было интересно попробовать, как он в работе и как влияет на звук.
Сначала демонтировал порожек
Потом напильником, надфилем и тонким жалом от шпунтубеля выровнял дно и стенки паза
После на притирах подогнал заготовку из Туска к пазу. Туск хорошо поддается обработке, не похож на обыкновенную пластмассу - плотный, твердый, чуть более вязкий, чем кость. Вот так выглядит отпиленная заготовка
А это разметка под струны
После на притирах подогнал заготовку из Туска к пазу. Туск хорошо поддается обработке, не похож на обыкновенную пластмассу - плотный, твердый, чуть более вязкий, чем кость. Вот так выглядит отпиленная заготовка
А это разметка под струны
- Віктор Сисюк
- посты: 433
- : 14 июл 2012, 10:37
- : Виктор
- : г.Ровно, Украина
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Пропилы под струны сначала намечал лобзиком с тонкой пилкой, потом расширял и углублял пилкой по металлу
Закруглял дно и доводил глубину пропилов уже на грифе. Купил на E-bay набор щупов с насечкой для очистки сварочных аппаратов. Их там продают с описанием, что можно использовать для порожков, но спец-надфилями они не являются. Так и есть, этих прутиков едва хватило на доводку пропилов в двух порожках, костяном и тусковом, после чего они безнадежно "слизались". Сталь далеко не инструментальная, по ощущениям - обычный сырец
Со своей задачей они справились. В их мягкости есть плюс - пропил углубляется очень медленно, риск переточить и провалить струну минимален. И пропилы сразу полируются. Но перед покупкой такой штуки стоит подумать, ресурс у нее совсем небольшой и времени на обработку уходит много.
У того Туска, который мне достался, есть интересное свойство - он чернеет при попытке его отполировать, независимо от того. используются какие-то средства или нет. Доходишь до определенного номера наждачки и заготовка покрывается темным налетом.
Это видно по пропилам, они почернели от полировки. Есть предположения, что в состав Туска входит графит и это его рук дело.
Закруглял дно и доводил глубину пропилов уже на грифе. Купил на E-bay набор щупов с насечкой для очистки сварочных аппаратов. Их там продают с описанием, что можно использовать для порожков, но спец-надфилями они не являются. Так и есть, этих прутиков едва хватило на доводку пропилов в двух порожках, костяном и тусковом, после чего они безнадежно "слизались". Сталь далеко не инструментальная, по ощущениям - обычный сырец
Со своей задачей они справились. В их мягкости есть плюс - пропил углубляется очень медленно, риск переточить и провалить струну минимален. И пропилы сразу полируются. Но перед покупкой такой штуки стоит подумать, ресурс у нее совсем небольшой и времени на обработку уходит много.
У того Туска, который мне достался, есть интересное свойство - он чернеет при попытке его отполировать, независимо от того. используются какие-то средства или нет. Доходишь до определенного номера наждачки и заготовка покрывается темным налетом.
Это видно по пропилам, они почернели от полировки. Есть предположения, что в состав Туска входит графит и это его рук дело.
Хотел подготовить звуковые примеры. Предварительно записал гитару со старым, костяным порожком, чтобы потом сравнить с тусковым, но пока проделывал работу, 3-4 раза полностью ослаблял и натягивал струны. Они растянулись, превратились в шнурки и звук сильно изменился. Сравнение получилось бы некорректным. Зная этот инструмент, могу описать словами, что Туск привнес в звучание - он немного уменьшил гнусавость гитары, добавив среднечастотной составляющей и обогатил тембр, сделав его более многогранным, что ли, стало больше "переливов" и "искорок". С самого начала было предположение, что может появиться эдакая синтетика в звуке. Этого не произошло, гитара стала звучать интереснее и полнее, при этом естественно, чего собственно и требовалось добиться. Спасибо Николаю и участникам форума за очень полезный рессурс

- Sancho Master
- посты: 570
- : 04 дек 2009, 20:54
- : Александр
- : Россия, Пермь
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 83 раза
- Sancho Master
- посты: 570
- : 04 дек 2009, 20:54
- : Александр
- : Россия, Пермь
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 83 раза
смотря какие цели. туск очень хорош для порожков электрогитар с вибрато, где нужно хорошее скольжение струн, чтобы гитара не расстраивалась, так как в состав туск входит графит и тефлон. кость в данном случае не годится, она липкая и струны плохо скользят по ней. туск дороже кости в несколько раз, поэтому для гитар без вибрато машинки, целесообразно использовать кость.
но если есть желание и возможность ставить туск, то хуже то точно не будет.
кому то не нравится например запах при обработке кости.
но если есть желание и возможность ставить туск, то хуже то точно не будет.

- Aviator
- посты: 283
- : 17 янв 2012, 05:48
- : Анатолий
- : Ростов-на-Дону
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 16 раз
Санчо, спасибо. Толькочто прочувствовал эффект "залипания" на новом костяном порожке на акустике, сначала подумал, что пропилы сделал узковаты, проверил- все в норме, и тут я вспомнил Вас (добрым словом конечно).
Надо пробовать туск. (Да и запах
)
Думаю что для "металла" можно и посинтетичить.

Надо пробовать туск. (Да и запах

Думаю что для "металла" можно и посинтетичить.
С уважением, Анатолий.
- Sancho Master
- посты: 570
- : 04 дек 2009, 20:54
- : Александр
- : Россия, Пермь
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 83 раза