Форум остановлен на неопределенный срок с момента полномасштабного вторжения в Украину.
---------
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.

Статья 3

Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;

e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Луначарка 1959 (?) года

Ленинградка Луначарка
Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 26 лютого 2021, 22:07 » Луначарка 1959 (?) года

А вот теперь, после небольшого вступительного предисловия (немного рассказал о моем последнем проекте по восстановлению немецкой Музимы) хочу поделиться вопросами и сомнениями.
Итак. Имеется гитара фабрики Луначарского 1959 года рождения. Досталась мне она в достаточно убогом состоянии:
1_.jpg
1_.jpg (39.7 Кіб) Переглянуто 2559 разів
Инструмент довольно хорошо сохранился для своих лет: гриф, нижняя дека, обечайки и даже кант более-менее в норме. А вот подставку (похоже, все-таки родную) при очередном ремонте приклеили на деку варварски, эпоксидкой, в несколько приемов, да еще и привинтили в трех местах шурупами М4, с гайками с обратной стороны деки (правда, с шайбами).
Имеются трещины по верхней деке (2 крупных и 4-5 мелких), сама дека местами отстает от корпуса, особенно – в нижней части.
2_.jpg
2_.jpg (43.17 Кіб) Переглянуто 2559 разів
На внутренней этикетке читается: Артикул № 247, цена 250 рублей и адрес: Ленинград 46, ул. Чапаева 15. Дата полуразборчива: фиолетовые чернила штампа выцвели и размазались, читается только ?7..11..195(?). Последняя цифра – круглая типа 8 или 9. Такая этикетка (фиолетовый ромб «Диплом второй степени…»), использовалась только на гитарах 1955-1959 года: и раньше, и потом была другая.
Цена неожиданно высока – в те времена гитары с мензурой 650 стоили от 56 до 90 рублей, и лаковое покрытие было в основном темно-красное. У этой же гитары покрытие очень светлое, хорошо виден красивый рисунок дерева. Значит, это был не рядовой инструмент. Обечайка – 2 слоя, внешний – продольный, общая толщина 2 мм, при этом правая часть обечайки местами пошла небольшими волнами: явно крошится или отклеивается внутренний слой.
3_.jpg
3_.jpg (47.16 Кіб) Переглянуто 2559 разів
Верхняя дека – массив ели, толщина у верхнего клеца 2.8 мм. Наверняка из нескольких полос (я насчитал 5), но – массив. Дека плоская, в середине слегка прогнута внутрь. Дно пока детально осмотреть не удалось. Гриф – полностью буковый, накладка, похоже, тоже буковая, но крашеная, толщиной 3 мм. Ширина накладки у 1-го порожка 48 мм, но максимальная ширина грифа в этом же месте – 49,5 мм: накладка специально заужена для использования большого пальца, 7- струная она! Толщина грифа у шейки – 22 мм (на классике должно быть 23!). Лады – латунные, 2.5 мм шириной, основательно шлифованные, но все равно: в районе первых 3-х ладов на грифе присутствует небольшая «кочерга». Нулевой порожек – латунный лад в планке грифа. Гриф имеет необычное для стандартных советских гитар навершие, более характерное для мастеровых инструментов:
4_.jpg
4_.jpg (38.49 Кіб) Переглянуто 2559 разів
Пятка грифа – стандартна для тех времен: два дополнительных буковых бруска с правильным расположением слоев. Крепление грифа, естественно, винтовое, верхний клец аккуратный и в очень приличном состоянии. Нижняя дека (дно) с внешней стороны - из двух вертикально склеенных половин с достаточно красивым рисунком и вставкой посередине:
5_.jpg
5_.jpg (34.68 Кіб) Переглянуто 2559 разів
Но массив это или фанера – будет видно позже, хотя ламинат с таким рисунком сделать почти невозможно, разве что – индивидуально. Материал обечайки и дна, похоже, одинаков, и скорее всего – клен. Дно при этом имеет явно выраженную округлость как в продольном, так и в поперечном измерении. Частично за счет неодинаковой высоты обечаек вдоль корпуса. На чертежах этой модели указано: Высота обечайки у верхнего клеца 96 мм, у нижнего – 85, понижение нелинейное. Очевидно, и рипы дна тоже имеют некоторый радиус скругления. Внутренняя часть корпуса, включая все рипы, покрыта тонким слоем темно-вишневого лака (?) или какого-то сухого красителя – возможно, от плесени. Кант, как и оформление контура розетки, как и центральная вставка на дне - из тонкого шпона с чередованием: белый-красный-белый.
Толщина 3-х слойной вставки – 2 мм, верхний и нижний канты отличаются: верхний шире, и внешний слой – белый, потолще. Кант вытерт очень слегка, в основном – на нижней части. Играли на гитаре, однако, немного: потертостей от пальцев на накладке нет, на ладах от струн – тоже.

Состояние на момент начала восстановления - 02.02.2021.

Варварски приклеена струнная подставка. От нее потеки смолы (эпоксидной?) вниз по деке, цвет смолы – красный.

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 26 лютого 2021, 23:10 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Продолжим.
6_.jpg
6_.jpg (34.76 Кіб) Переглянуто 2555 разів
На грифе небольшая «кочерга» внутрь, заметна на первых 5 ладах. Лады – латунные, 2.5 мм, основательно стерты плоской шлифовкой. На верхней деке есть четыре крупных трещины – как всегда, две - под грифом, симметрично по сторонам, а две - более серьезные (вплоть до распадания на части) – на краях большого овала.
7_.jpg
7_.jpg (33.81 Кіб) Переглянуто 2555 разів
Обечайки и дека с корпуса были сняты. С деки сняты поперечные рипы (классическая советская схема, 3 горизонтальные рипы + одна – диагональная, у всех четырех рип края отставали от деки, что свидетельствовало о сильном прогибе деки внутрь). После отклеивания всех рип и струнной подставки дека очень сильно выгнулась вверх в горизонтальной плоскости.
8_.jpg
8_.jpg (48.73 Кіб) Переглянуто 2555 разів
При увлажнении нижней (нелакированной) части может выгнуться в обратную сторону, но после полного высыхания снова выгибается вверх. Радиус изгиба ~1 м. Гриф покрыт толстым слоем 0.6-0.8 мм) черного лака (битумный?), блеск зеркальный. Головка грифа ненамного уже классической, но толщина боковин (до прорезей под струны и механику) велика: 10 мм, на классике (тот же Shaller) – всего 7 мм. 3 мм можно смело снять, тогда прорези под струны будут достаточной ширины: 16-17 мм. Длина грифа от верхнего порожка до 12-го лада – 324 мм. Если учесть, что на этом грифе есть дополнительный металлический нулевой порожек толщиной 2 мм, получаем полные 325 мм от его середины до середины 12-го лада.

В процессе разборки выяснилось еще несколько неприятностей. Вся левая обечайка пошла волнами за счет того, что внутренний слой обечайки (вертикальный) был просто плохо приклеен к внешнему – тому самому шпону, который и создает неповторимый облик всей гитары. Как ни странно, с правой обечайкой все в порядке – видимо, она была изначально проклеена лучше. Попытки локальных ремонтов (наклейки заплат из обрезков обечайки подобной гитары в местах растрескивания внутреннего слоя) особых результатов не дают: трещин слишком много. Значит, единственный вариант – тупо слегка размачивать и проклеивать весь контур обечайки изнутри (вертикальную составляющую) так, чтобы она приклеилась к внешнему слою, при этом трещины во внутреннем слое будут залечены тем же Titebond-ом. Что и было сделано. Сейчас обечайка приняла вполне приличный вид, однако полностью обдирать ее и заново лакировать не хочется, посему - небольшие неровности на лаковой поверхности все же заметны. Но не об этом главная головная боль.

Гитара планируется как почти концертная для моего братца, живет он сейчас в Одессе, известен как Главный Визборианец Одессы (и не только: и в Сибири известен). А это значит: классика, нейлон, 6 струн. Но на пути возникает ряд проблем, с которыми я и хочу обратиться к Уважаемому Сообществу:

1. Как выправить деку и склеить ее так, чтобы оно получилось с минимальными потерями? Какую схему рип/перьев при этом есть смысл использовать с учетом нейлона и возраста самой деки? У меня в мыслях есть вариант типа такого:
Пример деки со схемой Торреса_.jpg
Пример деки со схемой Торреса_.jpg (56.37 Кіб) Переглянуто 2555 разів
тем более что я такой уже однажды применял лет 10 назад - на Луначарке 1971 года, и вполне успешно. Честные еловые заготовки всех размеров (и на рипы, и на перья, и на футера) - найдутся. Какие будут уточнения/возражения?

На деке предполагаю сделать небольшой купол, но какой именно, чтобы не порвало ее снова через 3-4 года?

2. Гриф буковый, честные правильные склейки у головки и на пятке, но очень слегка кочергой внутрь, поэтому выправлять его все же придется, и именно шлифовкой и без ладов: да и не нужны на нейлоне лады 2.5 мм! 2 - уже достаточно. Кроме того, толщина грифа у первого лада не 2.3 см, как по фэн-шую, а всего 2, да и ширина - не 5 см, как хочется для классики, а 4.8 см - и баста! В СССР в те времена другой ширины не делали: семь струн, большой палец, туды его! Поэтому есть желание напрочь содрать мореную кленовую накладку толщиной всего 3 мм и заменить ее чем-нибудь более достойным, материал есть. При толщине новой накладки в пределах 5 мм вполне удастся вывести и толщину, и ширину грифа на ожидаемые 2,3 -2,5 см по толщине и 5 см по ширине у первого порожка. Ну, и кочерга заодно уйдет. А вот покрытие грифа - черная рояльная грунтовка с зеркальным блеском, конечно местами с трещинами. И с учетом небольшой доработки головки (увеличить ширину прорезей), все равно придется с этой грунтовкой распрощаться по всей поверхности. Я видел, и здесь есть умельцы, которые такое покрытие восстанавливают. Ткните носом в проверенную технологию.

Вот, собственно, пока и все вопросы.

Возможно, Старшие Товарищи поправят - не слишком ли я замахнулся в своих амбициях, а может, что-то будет правильнее и легче сделать не совсем так или совсем не так - с удовольствием выслушаю все замечания/предложения.

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 01 березня 2021, 16:54 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Приведенную мной общую схему расположения рип/перьев я нашел еще в 2005 году, роясь в Интернете по наводкам с этого сайта (живет, кстати, до сих пор):
buildyourguitar.com/resources/links.htm

Да, весь сайт и все ссылки - только аглицкий, реже - немецкий, но меня это не пугает.

И вот в какой-то из нарытых там книг, по тематике близкой к нашему Бандасу (у которого, кстати, тоже есть похожая схема), среди чертежей гитар нашел я вариант, который там назывался вариант Торреса-младшего, 1976 год. Потом нашел это же в живом виде, на сайте одного из гитаростроителей (сейчас уже и не вспомню какого), живые фотографии процесса:
E2_038.jpg
E2_038.jpg (76.08 Кіб) Переглянуто 2524 разів
E2_036.jpg
E2_036.jpg (56.04 Кіб) Переглянуто 2524 разів
И в 2006 году, когда взялся реанимировать доставшиеся мне обломки не совсем стандартной Луначарки 1971 года, применил точно такую же схему:
PC240040_.jpg
PC240040_.jpg (44.42 Кіб) Переглянуто 2524 разів
Результат оказался весьма неплох. Вот потому я и решил попробовать уже проверенный вариант на этой старушке. Ну, почему-то совсем меня не привлекает стандартная схема Торреса-старшего. Чересчур она зеркально-симметрична, а струны мы ставим почему-то разные. Правда, на скрипках, мандолинах и балалайках - тоже разные струны, а симметрия полная... но все равно! Хочу так!

Ладно: время идет, замечаний/предложений с критикой на эту схему я, похоже, не дождусь - пора начинать! А то вот-вот наступит в нашем болоте вечная весна и слякоть, отключат отопление... и влажность доползет до стандартных 80% - вот и поработай тогда!

Аватар користувача
Datch81
Повідомлень: 1328
: 09 квітня 2011, 21:21
: Дмитрий
: Чернигов
Has thanked: 121 time
Been thanked: 357 times

Повідомлення Datch81 » 01 березня 2021, 18:29 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Здравствуйте.
1.Деку увлажнить и зафиксировать в ровном положении до высыхания. Схему используйте какая нравится. Вариант Рамиреса с косой рипой вполне подходит, тем более если уже применяли и результат нравится. Купол 1-3 мм.
2.Чёрный с зеркалом получается если после тонировки задуть сверху чистым лаком.
3.Чертежи и литература есть на форуме в соответствующем разделе viewforum.php?f=35
Keep calm and make sawdust

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 02 березня 2021, 13:03 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Добрый день, Дмитрий. Спасибо за ответ! Однако, вопросы остаются:

Фиксация в ровном положении до высыхания - это сколько по времени? После недельного высыхания в таком варианте за сутки оно снова выгибается. В этом-то и проблема. Я понимаю, что можно наклеить все рипы и перья пока оно зафиксировано, да еще и на солере с правильным куполом в этажерке. Так это и будет единственным решением?

С лакированием грифа - да, так тоже можно. Но очень я сомневаюсь, что почти миллиметровое черное покрытие этого грифа - только лак. Больше похоже на какую-то грунтовку. Вот и интересует, какую именно грунтовку применяют на роялях. Ладно, покопаюсь в литературе.

Аватар користувача
Datch81
Повідомлень: 1328
: 09 квітня 2011, 21:21
: Дмитрий
: Чернигов
Has thanked: 121 time
Been thanked: 357 times

Повідомлення Datch81 » 04 березня 2021, 11:47 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Это недельки две, может больше. Сухое дерево не крутит, тем более что у вас одна сторона лакирована, это замедляет сушку. Ну а так да, рипы должны держать. Хотя бывало и выгибало деку вместе с рипами.
Для полиэфирных лаков с их бешеным всо почти мм это так, слегка размяться.
Keep calm and make sawdust

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 05 березня 2021, 12:56 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Спасибо, Дмитрий, еще раз. Да, наверное так и поступлю. Пусть дека в этажерке с НЕнаклеенной, но уложенной по местам системой посохнет неделю - до почти полного высыхания, и только потом - клеить систему и сушить еще неделю. Тогда - последний вопрос: обломки с большого овала деки
DSC02155_1.jpg
DSC02155_1.jpg (103.94 Кіб) Переглянуто 2414 разів
которым место вот здесь:
DSC02156_1.jpg
DSC02156_1.jpg (95.44 Кіб) Переглянуто 2414 разів
на каком этапе приклеивать? Возможны, как я вижу, два варианта:
1. Уложить в этажерку все вместе с обломками и ненаклеенной системой и сушить неделю, потом - снимать систему, клеить обломки прямо на солере по стандартным методикам, жестоко прижимая сверху по всей линии склейки, и уже потом (часов через 5-6, чтобы схватиться успело, а скрючиться - еще нет) быстро-быстро укладывать и клеить систему. В этом варианте есть риск, что за 5-6 часов склейка досохнет не окончательно, при дальнейшей усадке создаст излишние напряжения в местах склейки, и со временем в этих же местах дека снова начнет сыпаться. А если склейку сушить сутки - сама дека начнет скрючиваться и может даже за эти сутки порваться в других местах!
2. Сначала все-таки приклеить всю систему, и только потом - обломки, на деку уже с готовой системой.
И во втором варианте вижу риск недостаточно точно пригнать обломки, особенно по толщине, в плоскости самой деки. Насколько велики эти риски, по Вашему мнению, и как это в итоге повлияет на результат? Дека-то достойнейшая! 60 лет сохла, и сам материал хорош. Правда, и дно, похоже, тоже из массива - на внутренней стороне просматриваются те же две половины, что и на внешней, да и звучит оно очень хорошо, совсем не как фанера.
Есть, конечно, еще и третий вариант - после 5-6 часов склеивания по первому варианту снова выложить систему без приклеивания - и снова в этажерку на неделю, и только потом уже клеить систему. Получается задача даже не для Буриданова осла, а посложнее.

Аватар користувача
Santer
Повідомлень: 2817
: 19 вересня 2014, 02:03
: Александр
: Харьков
Has thanked: 79 times
Been thanked: 542 times

Повідомлення Santer » 05 березня 2021, 17:13 » Re: Луначарка 1959 (?) года

приклеить половинки,дать просохнуть, выровнять швы плоскости и пусть лежит выравнивается, без системы пружин. Если содрать лак с лицевой части, то выравнивание на мой взгляд будет более успешным, но по поводу лака решайте сами по обстоятельствам.
не слушаю тех, кто говорит что я сделал что то не так,
уважаю тех, кто говорит: посмотри как сделал я

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 05 березня 2021, 22:47 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Спасибо, Александр. Я Вас услышал.
Хорошо. Приклеить половинки. Но в каком конкретно состоянии и как, на каком этапе? Склеивать имеющуюся изогнутую деку? Отдельная головная боль: соединить все это на радиусе изгиба 1 метр, да еще и так, чтобы ничто никуда не уехало. Выравнивать ее увлажнением? А что будет после высыхания? Тем более, что в основном на лицевой части деки лак и так уже снят, остались лишь следы... Обдирать полностью? Несложно и вполне возможно. Но что это даст в итоге, кроме утоньшения и так не слишком толстой деки? Вы полагаете, что после полного снятия лакировки и высушивания ее под нагрузкой она перестанет выгибаться? А если нет? И сколько (по времени) должен, по Вашему мнению, занять этот процесс высушивания без остатков следов лакировки, чтобы дальше можно было работать уже без оглядок на эти неприятности? А о солере с куполом (пусть и небольшим, но, я полагаю, полезным для установки Bracing-системы) в этом процессе приклеивания обломков можно вообще забыть, или как?
В этом, собственно говоря, и главная проблема: Да, в итоге на этой деке планируется Bracing-система с учетом небольшого (пусть R=30 m) купола. Без такого купола деку наверняка порвут напряжения и нагрузки, которые проявятся в дальнейшем. Небольшие трещины на деке под грифом получились именно потому, что под струнной нагрузкой ее выгнуло внутрь, с отрывом всех рип по краям, а область, приклеенная к верхнему клецу, держалась мертво: все-таки площадка самого клеца большая, а вокруг - хилые контры из трехслойной фанеры. Я же хочу в итоге сделать инструмент если не на века, то хотя бы на ближайшие 50 лет: мне простительно, по моим меркам это совсем немного. Потому и не спешу делать гитару "с нуля": не проживет она столько, если делать ее из "дров", высушенных сегодня (вчера, пять или даже десять лет назад). И во многом не древесина здесь будет виновата, а просто - мастер я никакой а учиться чувствовать все ее нюансы - когда? Но вот вопрос: как передать на эту мою деку с приклеенными обломками пусть небольшую, но кривизну? Которая неизбежно должна быть и на рипах, и на перьях, а в итоге - и на деке? Возможно, я опять же, слишком многого хочу и придаю слишком большое значение "мелочам" - но повторяю, мне малоинтересны сроки 10-15 лет, хочу больше! Десятая миллиметра на целой деке принципиально отличается от десятой миллиметра на разорванной деке - с этим, полагаю, никто спорить не будет. И вот этой нехорошей десятой миллиметра, которая неожиданно всплывет лет через 25, я очень не хочу.

Аватар користувача
Santer
Повідомлень: 2817
: 19 вересня 2014, 02:03
: Александр
: Харьков
Has thanked: 79 times
Been thanked: 542 times

Повідомлення Santer » 06 березня 2021, 00:45 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Лак на деке надо снимать не для того чтоб что то высохло, надо открыть поры, тогда, теоретически обе стороны деки будут иметь одинаковую влажность и соответственно одинаковое расширение, дека с лаком в данном случае является эквивалентом биметаллической пластины. (ну утрировано, чтоб было понятней), сколько времени надо чтобы дека выровнялась, на этот вопрос Вам сможет ответить только Ваша дека. К примеру дно из ореха после приклейки рип скрутило в обратную сторону, через неделю треснули рипы, все четыре, с помощью подручных средств согнул дно в нужную сторону и только спустя полтора года деревяшка стала ровной, тут нельзя загадывать, у дерева есть характер и с ним надо считаться. Ну а клеить осколки надо когда сняты все напряжения, так что распечатывайте древесину, ровняйте, клейте, а потом на ровной стабильной и целой деке собирайте акустическую систему.
не слушаю тех, кто говорит что я сделал что то не так,
уважаю тех, кто говорит: посмотри как сделал я

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 06 березня 2021, 01:16 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Спасибо, Александр! Значит, для начала - будем освобождать деку и обломки от излишков лакировки на лице, и только потом - все остальное. Это уже достаточно ясное руководство к действию. Я предполагал что-то подобное, но не понимал процесса. Думал, что распил изначально мог быть не совсем радиальным, и к выгибанию привело именно это. Но с другой стороны - пять полос, и все при этом выгнулись в совершенно равномерную дугу... да, Вы абсолютно правы! Обдирать, слегка увлажнять и сушить до полного усвоения. Еще раз - спасибо!

Аватар користувача
Geodimetr
Повідомлень: 84
: 17 лютого 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Has thanked: 5 times
Been thanked: 14 times

Повідомлення Geodimetr » 06 березня 2021, 23:35 » Re: Луначарка 1959 (?) года

Судя по "обилию" отзывов на эти проблемы, я оказался чуть ли не первопроходимцем в области близкого общения с деками 60-летнего возраста. Что ж, пусть будет так. В ответ обещаю выкладывать отчеты о процессе этого общения с максимальной степенью подробности. Вдруг кому-то такое и пригодится.Например, сегодня - просто тупо прошелся наждачкой 60 по поверхности деки и обломков, обломки очистил от лака полностью (они тоже слегка выгибались), на деке местами остатки лака сохранились, продолжу завтра. Тогда же выложу и фото очищенных от лака поверхностей. Гигрометра у меня дома, к сожалению, нет, а цифры из Интернета... сами понимаете. А в далнейшем - будем одинаково слегка увлажнять обе стороны всех трех предметов и мониторить результат.

Відповісти

Повернутись до “Ленинградская им. Луначарского”