Сторінка 1 з 8

Ремонт гитары. Кремона - Cremona. Замена верхней и нижней дек. (Сергей V)

Додано: 07 серпня 2009, 19:30
Сергей V
#Ремонт гитар: готовая работа
Ремонт старой гитары Кремона (Cremona, made in Chechoslovakia). Было решено заменить фанерную деку и дно гитары. Обечайки у этой Кремоны сделаны из бука. Был приобретён красный кедр как материал для деки гитары и палисандр Camatillo Rosewood для дна. Также приобретена заготовка черного дерева для изготовления накладки грифа. И еще там по мелочам - розетка, пурфлинг и т.д.

Начало работ
Имеется старенькая гитара Кремона.
Решил привести её в порядок, прежде, чем начать другую, новую работу.
Дека из двух половинок, вроде как ель, есть вмятины, но трещин нет, на месте розетки простая наклейка.
Подставка несколько раз отваливалась, сейчас на ЭПС.
Гриф ровный, только краска на накладке потерлась, лады без особых изъянов, но немного выравнивать и шлифовать надо.
Дно и обечайки - самая настоящая фанера, вместо канта полоска чёрной краски.

Имею большое желание отделить\удалить дно и обечайки, взамен сделав из нормального материала:
На фото индийский палисандр, уже подготовленный мною к склейке, кант - Эбони.
С верхней декой сложнее, ремонтировать вмятины, видимо, не имеет смысла - там есть глубокие,
а можно ли её перевернуть и внутреннюю сторону сделать на верх, если конечно там всё нормально?
(вскрытие покажет)
c83ec16720aa.jpg
c83ec16720aa.jpg (58.87 Кіб) Переглянуто 24050 разів
c917fb5e5e15.jpg
c917fb5e5e15.jpg (70.25 Кіб) Переглянуто 24050 разів
1c803a17f954.jpg
1c803a17f954.jpg (61.14 Кіб) Переглянуто 24050 разів
d3fac22e3937.jpg
d3fac22e3937.jpg (64.55 Кіб) Переглянуто 24050 разів
И ещё вопрос: обечайки распилил в ширину 10 см, плюс дно и верх, всего 10,4 примерно будет,
не много ли?

Тема была неудачно перенесена, поэтому ответы Николая Руденко оформлены как цитата, чтобы не нарушать хода беседы.
Николай Руденко писав:Кремона отдельно, палисандр отдельно!
Кремона имеет фанерную деку! Фанерное дно и иногда буковую обечайку. По фото мне не видно, но это легко видно по торцу обечайки, раз нет канта. По поводу деки вы можете убедиться прочистив торец в голоснике. Как правило два крайних широких и внутренний твёрдый слой шпон.
Вывод нет ни одной детали на фабричке, чтобы как-то комплектовать ее с палисандром. Палочки у вас хорошие, не смотря на тот тангенц у обечаек. Они достойны хорошей деки. Надо искать хорошую деку!
Мой учитель Владимир Олейниченко рассказывал, что однажды он поспорил с фанатом "чудесных Музим". Человек утверждал, что на немке дека из массива, там также как и на чешках типаелка. Также предметом спора были, кажется и обечайки - типакрасное. Владимир Алексеевич предложил вариант - ножовкой в мясо, если массив - то дарит свою гитару из палисандра, если фанера - то сам виноват. Человек дал задний ход.
Это типичная ошибка считать, что на чешках и немках тех лет массив.
Кстати, я видел одну гитару - вылитая Музима Классик, вот только кетки не было и дека была сто процентов из масссива. Говорили, что мол кастом мастеру на фабрику. Чего тогда кетки не было....

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 07 серпня 2009, 19:35
Сергей V
Так и есть! Трёхслойный шпон! А с виду и не скажешь...
8c35efee0125.jpg
8c35efee0125.jpg (43.86 Кіб) Переглянуто 24050 разів
Ну это даже лучше, не очень хотелось к таким палочкам лепить б\у.
тангенц на боковинках есть, но уже придумал как сделать (не отсылать же назад). Вобщем пошел за новой декой..
Николай Руденко писав:Интересный факт из жизни. Однажды видел Кремону, которая благополучно служила не имея основной рипы, между отверстием и подставкой. Вид, безусловно, ужасающий и на первый взгляд кажется, что вот ещё пара часов и всё - деке привет, но потом узнаёшь, что так уже "не помню сколько лет". Шпон, что находиться в середине деки, расположен перпендикулярно, что исключает раскалывание. Дека проседает чуть ли не на 1см и так служит подолгу.
Самое интересное, что звук той гитары был более раскрепощен.
В этой Кремоне как-то отскочила рипа в районе подставки (как оказалось там находилась вместо веера), чтобы не жужжала я её аккуратненько вообще удалил, действительно звучание изменилось в лучшую сторону, я сначала подумал что ослышался. через какоето время чтобы не вздуло в районе подставки, я приклеил футор внутри и звучание стало явно хуже чем было до поломки рипы, вроде и не глухое, но тусклое это точно.
Как вариант - ремонт Кремоны, для полного раскрепощения звука, подразумевает полное удаление всех рип на деке :lol:
НР писав:Вообще, толково было бы в качестве подготовки к такой серьёзной работе, как изготовление гитары из массива, перебрать вашу Кремону. Проблема фанерных дек - отсутствие упругости. Не происходит необходимого распределения нагрузки с подставки по всей площади деки.
Уточните - так у вас обечайки массив бука или фанера?

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 07 серпня 2009, 19:37
Сергей V
В следствии отсутствия упругости, получается что фанерная дека формирует звук иначе, часто с ошибками, чем дека из массива. Оттуда и так называемые "глухие ноты" (это когда на каком-то ладу струна вроде бы и звучит, а на соседнем , выше или ниже - глухо). Получается что фанера не умеет корректно воспроизводить весь звуковой диапазон, ко многим частотам она сама глухая. Я уже не говорю про обертона... А между прочим есть сторонники фанерных дек, утверждающие что какие то гитары, с некими особыми фанерными деками дают достойный звук.
По поводу обечайки уточняю - массив бука, уже по последним данным.
Николай Руденко писав:Если обечайка буковая значит есть смысл для приобретения серьёзных навыков заменить деку и дно на массив. Дно не обязателно бук - схужую древесину, можно и красное. Накладку заменить. В итоге получить гитара полностью из массива и к палисандру подступать уже не так в первый раз.
Принимайте решение, что будете делать.
Даже не знаю как теперь быть, с одной стороны можно обойтись, как вы говорите, заменой дна, верха и накладки, и обойтись "малой кровью". А заодно поэкспериментировать типа сделать аудиозапись до замены дна и после, затем до замены верхней деки и после, и в итоге сравнить (необходимое оборудование и софт имеются).
Также можно было бы попробовать разные варианты веера. Другими словами изучать как меняется звук (кстати Larry большое внимание уделяет именно изучению звука. Он мне говорил, что если я не получил то звучание, какое хотел, в только что построенном инструменте, не нужно бояться трудностей чтобы делать изменения в инструменте к улучшению звука. И далее приводит как пример ряд операций - от изменения толщины Soundboard, Back & side, до удаления и замены этих самых элементов, etc).
Это с одной стороны.
С другой стороны я как- то присмотрел очень интересную деку, планировал для семиструнной гитары, теперь склоняюсь к тому что если применить её в этом случае, с палисандром, и накладкой Эбони, то эксперимент будет гораздо интересней.
Хотелось бы знать Ваше мнение, что скажете?
Николай Руденко писав:Думаю, что исходя из соображений от простого к сложному лучше начать с кремоны. Я бы пока так не концентрировал внимание на опытах. Всё что само собой получается, это понятно.
Моё предложение найти масссив чего-нибудь на дно Кремоны, дека, возможно, уже у вас есть, и провести глобальный ремонт\переделку.
Деки пока нету, если бы знал что там фанера , то купил бы вместе с палисандром, например, кедровую.
Но теперь, когда стало понятно, что есть что, надо немного подумать. К примеру куплю Красное Back & sides, приклею дно, к нему буковые боковины (?), а Красные бока куда? Тогда уже не проблема изогнуть бока и применить вместо буковых. А Палисандр не у дел остаётся. Тогда выгоднее применить уже готовый Палисандр, докупив Soundboard.
Давайте опять подумаем...

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 07 серпня 2009, 19:39
Сергей V
Всё меняется!
Так как Николай не разрешил (не рекомендовал при данных обстоятельствах. прим. Н.Руденко:) применять Индийский палисандр, то был заказан другой материал:
Camatillo Rosewood, только задняя часть, без боковин. Красный кедар на верх и накладка из Эбони для шейки грифа. И еще там по мелочам - розетка, пурфлинг и т.д.
Этот палисандр Каматилло очень жесткая древесина, тяжеловат в обработке, по крайней мере "Индийца" я приготовил раза в три быстрее, и тяжелый - эти две половинки заметно тяжелее всего комплекта Индийского палисандра.
На фото половинки уже склеины и обработаны, пока толщину сделал 3,1 мм
Кедр тоже готов к следующему этапу, толщина 3,2мм (с небольшим запасом для дальнейшей обработки).
Завтра планирую начать вскрытие Кремоны, а сегодня потренируюсь с розеткой.

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 10 серпня 2009, 13:32
Сергей V
После некоторых экспериментов и тренировок, есть вот такой результат:

Приложил для разметки и определения местоположения

Канавка для внутреннего края розетки.


И для внешнего.

Аккуратно выбрал лишнее, между канавками.

Подчистил наждачкой


Примерил, вроде все края прилегают ровно, щелей нет.

А это уже приклееная розетка и обработаная притиром в одной плоскости с декой

Затем уже вырезал резонаторное отверстие, по размеру такое же как и было на Кремоне.
Николай, правильно ли я всё делал?

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 10 серпня 2009, 16:16
Николай Руденко
Но ведь получилось, значит правильно!

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 10 серпня 2009, 18:37
Сергей V
Продолжение:
11119d0ca6890a3.jpg
11119d0ca6890a3.jpg (32.22 Кіб) Переглянуто 20300 разів
Материал для рип - Ель, лет 7-8 "просыхала" у одного столяра, для деки не годится, есть сучки,
но для изготовления рип - вполне пригодна. Распилил так, чтобы слои были максимально перпендикулярны к дэке.
22223fdbb1536994.jpg
22223fdbb1536994.jpg (56.1 Кіб) Переглянуто 20300 разів
Здесь примерка
33330167edee5c5.jpg
33330167edee5c5.jpg (55.3 Кіб) Переглянуто 20300 разів
Очеь удобно, делать обработку сразу трёх рип, зажатых вместе, получается одинаково ровно. (http://mastergitar.com.ua/make/glue-rips.html)
4444121f51da4b97.jpg
4444121f51da4b97.jpg (56.67 Кіб) Переглянуто 20300 разів
Обработав одну сторону и отметив другую, совместил метки и так же обработал.

Зображення
В примерке получилось вот так. (Грубо говоря, мягко выражаясь :) )
5555ae6da84edf42.jpg
5555ae6da84edf42.jpg (29.07 Кіб) Переглянуто 20300 разів
Округление поверхности рипы делал в ручную, получилось как бы ровно, но по всей длине не идеально. Чтобы было очень ровно и идеально
есть мысль сделать постое приспособление. Типа распилить бронзовую или другую металлическую трубку
с радиусом соответствующего размера, заточить края и получить что-то наподобие изогнутой\полукруглой цикли.
Николай, как Вы обрабатываете рипы?

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 10 серпня 2009, 21:23
Николай Руденко
Советую вам рассмотреть вариант обрабатывать рипы после приклейки. По крайней мере я так делаю. Конечно можно всё правильно сделать в любом порядке. Но обработка после приклейки даёт возможность менее аккуратно относиться к поверхности рип при прижимании их струбцинами, также не надо изготавливать какие-то специальные прижимные прокладки соответствующей формы.
Обрабатываю я рипы что называется на глаз. Тут не так важно какой формы у вас верхушка рипы. СМотрите внимательно за мм. за десятками гоняться не надо. Должно быть приятно на глаз и на ощупь.

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 16 серпня 2009, 18:39
Сергей V
Основной этап ремонта.
11111a2e3d51.jpg
11111a2e3d51.jpg (71.55 Кіб) Переглянуто 20472 разів
Дно от обечаек отделял тонким и очень острым ножом, иногда нож нагревал эл.феном (строительным).
2222206f5ce10a99e.jpg
2222206f5ce10a99e.jpg (47.05 Кіб) Переглянуто 20472 разів
Дно отделилось легко, без особых повреждений.
333363935028491a.jpg
333363935028491a.jpg (56.05 Кіб) Переглянуто 20472 разів
потом приклеил новую заднюю часть, когда высох клей, обрезал её по контуру с небольшим запасом.
44444021a0e35f6b9.jpg
44444021a0e35f6b9.jpg (59.22 Кіб) Переглянуто 20472 разів
Верхняя дека отделилась также легко, как и задняя часть.
55555bdf0e10d8ad0.jpg
55555bdf0e10d8ad0.jpg (60.88 Кіб) Переглянуто 20472 разів
Клёц слабоват и выступ мне не нравится, его хочу убрать, а сам клёц думаю усилить по бокам, снизу и сверху палочками из бука.
Николай, что скажете?

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 17 серпня 2009, 16:05
Николай Руденко
Мне этот упор не нравиться только всмысле, что он слишком мал :) Часть деки которая находиться в этом месте никак не колеблется, она полностью закрыта накладкой, по сути она вообще там не нужна. Можно исходить и из другого, что мол раскрепостить это место максимально. Но мне представляется это неправильным - всё равно надо укреплять как-то, иначе гитара сложиться и этого достаточно, чтобы полностью сковать деку.
Укрепить, расширив к обечайкам - можно. Можно оставить и этот упор. Кстати, клец как раз не той стороной. Если предположить, что его больше никогда никуда не повёдёт, то можно оставить так. А можно полностью заменить весь клёц, увеличить его, сменить материал.
Кстати, на справку, чтобы не удивлялись. Мастера должны быть невозмутимы. ;)
Есть мастер Дитер Хопф (Dieter Hopf), который использует в своей практике две карбоновые трубки, которые идут от верхнего клеца до обечаек в самом низу на расстоянии около 2см от деки. На них не написано :) , но суть скорее в том, что мастер снимает нагрузку с грифа передавая её от клеца на корпус, тем самым дека лишний раз ненапряжена.

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 20 серпня 2009, 20:12
Сергей V
Этот упор мне тоже не нравится из-за размера, поэтому его и убрал, а на его место сделал другой, приклеил.
Клёц тоже усилил, сушится в струбцинах. Его (клёц) решил не менять, хоть его и приклеили чехи не правильно, надеюсь его
никогда никуда не повёдёт.

P.S.
Похожая тема, как у австралийца Jim Redgate, мне тоже попадалась, это очень интересная конструкция, вот картинка с ихнего форума:
3000802be6e1.jpg
3000802be6e1.jpg (52.99 Кіб) Переглянуто 20474 разів
А вот здесь можно почитать размышления самого Джима, если кому интересно.

Re: Капремонт старой Кремоны (Сергей V)

Додано: 22 серпня 2009, 12:11
Сергей V
Переделал, но опять что-то не нравится. Или уже оставить как есть?