Ewgenn писав:
А насчет работы деки - не согласен. Всё тоже самое, только размеры больше, да струны в пианино закреплены на раме. Хотя и в гитарах встречается крепление к заднему клёцу
"Всё тоже самое" - это единый принцип звукообразования в струнных и щипковых инструментах: колебания струны передается на деку, заставляя ее резонировать. Это скорее то, что Вы называете "работа деки". При этом, в разных видах инструментов принцип это самого звукообразования всё же различен: разница между семейством скрипок и гитарами очевидна, и не раз этот вопрос поднимался на форуме. И, опять же, существенна разница звукообразования между обычным креплением подставки и креплением струн за клец с дальнейшей передачей колебаний на деку с помощью порожка.
ИМХО, не стал бы называть это "все тоже самое".
А вот существенный момент: именно то, что струны в пианино закреплены на массивной чугунной раме, передавая колебания на деку, несущую в основном поперечную нагрузку, делает эту конструкцию (а, следовательно, и характер звукообразования) отличной от гитары. О размерах и соответствующей нагрузке (порядка 16 тонн) следует упомянуть, но конструкция выходит на первый план.
Немножко ближе к такой конструкции фортепиано вариант Смолмена, где используется жесткая рама из фанеры внутри корпуса, но и этот вариант - не тоже самое.
Ewgenn писав:
"Волчьи ноты", "бутылочные", "колокольцы", "стекло" - чего только нет, я Вас умоляю!
Просто в пианино или в рояле куча возможностей привести звук к "единому знаменателю", так называемая "интонировка". В гитаре таких возможностей нет или почти нет. Ну не будешь ведь пальцы иглами колоть, как молоточки, чтобы помягче сделать, или утюгом гладить!
Это разные вещи: бутылочные ноты (или еще "мертвые ноты") и интонировка. Тембральная окраска. Хотя, конечно, и они взаимосвязаны в какой-то степени.
Волчьи ноты - это, грубо говоря, когда дека не особо отзывается на колебания струны. При условии, что все остальные причины (расшатанный лад/штифт, микротрещина в костяном порожке и т.д.) устранены.
А вот пальцы иглами колоть или утюгом гладить, конечно, не надо: достаточно немного развернуть пальцы по отношению к струнам - и уже характер звука будет другим. Или, к примеру, переход с тирандо на апояндо. И таких возможностей в гитаре, как раз, очень много. Молоточковая механика в ф-но дает широкий диапазон динамической окраски при игре (на то ведь оно и "forte" - "piano"), но в гитаре, помимо динамики громкости, есть еще колоссальные возможности изменения тембральной окраски звука. В том числе, и мягко и жестко можно извлекать звук. (Не будем упоминать про soft-педаль на рояле, которая смещает выемки молоточков, и приближая последние к струнам, делая звук мягким).
Безусловно, все вышесказанное ни в коей мере не умаляет возможности, а также красоту и богатство ф-но.
И большое мастерство в игре и на том, и на другом инструменте - добиться ровности в звукоизвлечении.
Ровность, которая достигается интонировкой на ф-но с помощью накалывания молоточков или проглаживания утюгом, не особо решит проблему дефекта резонирования деки на той или иной частоте.