Сторінка 1 з 22

Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 00:32
_cabot_
Всем доброе время суток!

Зацепило меня гитаростроение - думаю, что можно открывать новую тему с проектом на следующий сезон. bliss.

Пока влажность высокая, собираюсь читать матчасть по столярке и акустике, доводить до ума "ивановку" и обустраивать мой рабочий уголок (ака мастерскую).
Хорошо бы заранее обсудить некоторые вопросы процесса гитаростроения, определиться со схемами и решить что и как делать перед тем как начинать производить мешки стружки.
Вопросы и фотоотчет буду выкладывать сюда, может кому и интересно будет.

Как всегда, буду очень признателен за ваши советы. У меня за плечами всего лишь один (с горем пополам) собранный корпус, так что я еще совсем новичок. Однако, есть сильное желание вывести работу на новый уровень.

Немного жалею, что вместо проторенной тропы изготовления классической гитары, где весь процесс очень подробно описан в книгах, я попер через терновые кусты русско-советского парлора на винте, да еще и с веером, да еще и под металл. Но, блин, душа просит не басовитую бочко-джамбу в два обхвата, а элегантную малютку с узкой талией и сладким голоском.
Ваши подсказки, подталкивания и, порой, пинки удерживают меня в правильном направлении, за что я премного благодарен.

Проект на следующий год учебный: две гитары с нуля. Одна 6-ти струнка, одна 7-ми струнка. Форма корпуса ивановско-шиховская.

Задачи:
1) Определиться с дизайном гитары - корпус, гриф, мензура, пружины.

2) Научиться делать гриф с нуля. Крепление на двух винтах для простоты сборки, подгонки и ремонта.

3) Научиться делать сквозную подставку.

4) Отработать сборку корпуса, избегая ошибок допущенных при создании ивановки.

5) Вывести качество работы на новый уровень - точнее выводить детали на размер, лучше клеить, аккуратнее инкрустировать, лучше циклевать и полировать и тд.

6) Обустроить мастерскую и больше не работать на коленке.

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 00:33
_cabot_
Гитара номер раз:
Струн: 6
Дека: Энгельманн
Корпус: Бубинга
Гриф: Цедрела, 46мм у верхнего порожка
Накладка и подставка: Палисандр, Подставка сквозная.
Пружины деки: Альпийка
Пружины дна и клецы: Цедрела

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 00:35
_cabot_
Гитара номер два:
Струн: 7
Дека: Кедр
Корпус: Вишня
Гриф: Цедрела, 52мм у верхнего порожка
Накладка и подставка: Пао Ферро (если на него не будет аллергии), Подставка сквозная.
Пружины деки: Альпийка
Пружины дна и клецы: Цедрела

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 00:35
_cabot_
Ну вот пока все.
Тема создана, назад пути нет. 1062

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 07:55
Амаяк Тарахчян
Ах, этот волнительный момент - создание новой темы!.. :-) Рад, что втянулись, уже потираю руки, предвкушая интересности.
Ну, и как известно, любая инициатива наказуема её исполнением. И вопросами, которые посыплются на голову, уж не обессудьте, сэр *YES* . Их уже есть у меня - стратегический и тактических пара-тройка.
Стратегический (который у нас тут неизменно задают новичкам, затевающим первую гитару с нуля): коль скоро это Ваша первая постройка, цель которой в первую очередь - развитие навыков столярки, понимание процессов, создание мастерской и т.п., то не лучше ли взять какой-либо из уже имеющихся, проверенных временем дизайнов известных мастеров и строить строго следуя его чертежу? Это резко уменьшит вероятность фиаско из-за проектных ошибок и увеличит вероятность получения достойного звука. В частности, можно воспользоваться проектом парлора Торреса для шестиструнки (есть в книге Кортнелла) и одним из тех, что я недавно прислал для семиструнки.
Строго ИМХО, конечно же... если нет очень горячего желания делать всё с самого-самого нуля :-) .
Тактические: шестиструнка, полагаю, будет с нейлоновыми струнами, поэтому 46 мм на верхнем порожке не слишком ли узко?
Что означает "сквозной порожек" у семиструнки?
Какие собираетесь делать мензуры?
п.с. Тактические вопросы отпадут, если стратегический "курс партии" одобрите. *CRAZY*

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 19:01
_cabot_
Амаяк,

Отличный вопрос - я именно для этого так рано тему и создал.

Сам сижу в раздумьях о том, что делать и полет мысли у меня такой:

Я, конечно, догадываюсь, что первую гитару с нуля проектируют только дураки и гении. Ко второй группе я, увы, не отношусь.

С другой стороны очень уж привлекателен гриф на винте - я на ивановке натренировался подгонять пятку к клецу, винты позволяют легко собирать/разбирать гитары для ремонта и доработки.

Готовых чертежей под винтовой гриф я не нашел (кроме GAL "Русской семиструнной" под жилы). Если брать готовый чертеж и ставить на него навесной винтовой гриф, то конструкция уже очень сильно отличается от оригинала. Более того, большинство чертежей не указывают толщину деки дна и обечаек.

Поэтому стратегически, как я вижу, вопрос встает либо в создании фантазии на тему ивановки на винте, либо в изготовлении гитары на вклеенном или сапожном грифе, где косяков у меня может вылезти больше чем в кофешопах Амстердама.

Еще момент (и возможно меня тут пнут форумные мастера) - я думаю делать плоскую деку и, возможно, плоское дно. Почти все проблемы которые у меня были с Ивановкой возникли из-за купола и для следующего УТ проекта я думаю упростить задачу выкинув купол из уравнения. Из прочитанного мной материала, купол защищает от трещин при перепадах влажности - у меня влажность 45% зимой и 60% летом - особых перепадов нет. Купольные деки так же имеют больше верхов в ущерб низам, что хорошо для дредов и нейлоновой классики, но совсем не к чему парлорам.

Факты "за" вольную фантазию на тему ивановки:
Есть верблюд и плантилья для ивановки. Форма корпуса легкая в сборке и сборка отработана.
Легко подгонять гриф.
Легкий ремонт (например, если гриф поведет со временем).
Возможность менять угол грифа.

Против:
Я не нашел готовых чертежей.
Потеря сустейна из-за винта.

Обе гитары планируются под металл со "сквозной" вестерной подставкой на пинах (струны через деку). Если я правильно понимаю, в таких подставках часть силы натяжения идет не на отрыв, как на классике, а на прижим подставки к деке.

В случае с "фантазией", наверное, пружины стоит ставить "иксами", уменьшив в размере стандартную вестерную схему. Мне очень понравился звук веера на ивановке, но на семиструнку с пинами такой не поставишь, да и на шестиструнку придется постараться не просверлить пружину.

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 19:21
_cabot_
С тактической точки зрения "ивановский" план был такой:

Корпус: Склонировать "ивановку", только без купола и сделать подставку с пинами.
Гриф:
Мензура: 610мм все-таки маловата для моих сарделек. Полную мензуру на 52мм грифе семиструнки я не осилю.
Мне нравится гибсоновская 628мм, но в наличие кроме 610 есть только лекало под 640мм – ее и поставим.

Так как габариты ивановки были изначально рассчитаны под 610мм, удлинять мензуру надо за счет грифа, оставив подставку на старом месте. Подобное удлинение достигается стыковкой грифа с корпусом на 14 ладу вместо 12, что мне очень по душе - не привык я пальцы изворачивать для стыка на 12м.

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 15 липня 2017, 23:24
Santer
Ну что вам тут посоветовать, пробуйте, делайте как задумали, ничего дурного в сценарии я не вижу, для учебных эксперементов самое то (все равно когда освоите науку, будете делать классический веер с куполом и с улыбкой вспоминать эти беззаботные деньки :-D )

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 16 липня 2017, 14:59
_cabot_
Спасибо, Santer.

Тоже хорошая мысль - раз проект учебный, так почему бы и не [s]повые[/s] поэксперементировать. Если при этом я медленно буду постигать принципы того как различные элементы влияют на звук, будет набираться опыт. Да и форумчан потешу *CRAZY*

А как вы видите классический веер на семиструнной гитаре? Пин под седьмую струну-то пройдет через центральную пружинку.

Амаяк, из готовых схем для моих нужд есть только Штауффер, как раз под металл и под винтовой гриф, но пружины там поперечные (многие скажут - устаревший подход), да и гитарка больно маленькая - может быть следующий проект будет клоном Штауффи.

Размышляя вслух, если посмотреть что делали тов. Торрес и Мартин, так они ставили свою любимую схему на все гитары. Малая Тореска имеет те же пружины, что и большая (только их меньше), а Мартин, мне кажется, после того как придумал иксы, ставил их на всё. Тов. Гибсон ставил иксы на своих довоенных малюток L-00.

Итого, стратегический курс все-таки будет вольной фантазией на "Ивановку".

А теперь вопрос знатокам: А с кого все-таки скомунизжена форма ивановки (и шиховки)? И почему ивановские мастера уменьшили толщину шиховки с 84 верх - 90 низ до 70 верх - 80 низ.

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 16 липня 2017, 15:08
_cabot_
Кстати, про купол: Я сейчас читаю Джима Вильямса, так он, если я правильно все понял, не делал купол на деке - только на дне. И это в Австралии, где перепады влажности должны быть суровые.

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 16 липня 2017, 15:31
AmDmE7
Две осторожные реплики.
Купол, по крайней мере на верхней деке, нужен не только для акустических, но и для прочностных целей. При равных условиях, толщинах, геометрии и материалах там, где плоскость уже потеряет устойчивость, купол еще будет иметь ее запас.
У меня создалось впечатление, что сапожный способ встройки грифа очень удобен в исполнении. Особенно если остановитесь на плоскодечном варианте. Может быть, Вы зря его опасаетесь?

Re: Учебный проект "Два Парлора"

Додано: 16 липня 2017, 17:00
Амаяк Тарахчян
_cabot_ писав:Амаяк, из готовых схем для моих нужд есть только Штауффер, как раз под металл и под винтовой гриф, но пружины там поперечные (многие скажут - устаревший подход), да и гитарка больно маленькая...
Ну, и что же, что поперечные? А применение подхода "устаревший/современный" к музыкальным инструментам я лично считаю совсем бесперспективным: по каким критериям схема вдруг начинает считаться устаревшей, если звук получается таким, какой нравится? *DONT_KNOW*
Что касается чертежей "ивановки" и адекватных схем - где-то в одной из тем Эдуарда или Ивана, если я не ошибаюсь, были чертежи, прилежно воссозданные нашими коллегами, только найти надо. Я запамятовал где они, но надеюсь авторы откликнутся... withlupa
_cabot_ писав:Размышляя вслух, если посмотреть что делали тов. Торрес и Мартин, так они ставили свою любимую схему на все гитары.
Поразмышляем вместе *YES* .
Мне думается они так делали, потому что всю жизнь находились в творческом процессе улучшения имеющихся и , почему бы и нет, поиска новых возможностей своей любимой схемы. Потому как если регулярно перескакивать с одной схемы на другую, то этот хрупкий, деликатный процесс понимания ставится под удар.
Сугубо приватное мнение, естессно... *PARDON*