Sergio писав:Вот наткнулся на целую лекцию.Не скрою-гитары этого мастера мне черезвычайно интересны.(Амаяк,ну пожалуйста,о чём же там...)
Фу-ух, допыхтел-таки, Сергей (ещё немного практики - и смогу работать синхронистом на международных гитарных конференциях, так что без работы не останусь
).
Вот вольный перевод того, что рассказывает Эрец Перельман в своей лекции. В общем, если честно, всё стандартное, обще-, по крайне мере форумчанам, известное - оно и логично, ведь лекция для обычных людей, не сильно сведущих в гитаростроении. Но тем не менее.
Приятного чтения
Эрец Перельман
Лекция «Искусство, музыка и инженерия – создание и постройка гитар ручной работы»
Эрец получил степень бакалавра компютерных наук 10 лет назад. Его дед был скульптором, его отец – краснодеревщиком, строил мебель. Ребёнком он любил возиться часами в мастерской деда, где он научился держать в руках столярные инструменты.
Позже он влюбился в гитару, научился играть на ней, практиковался долго и даже выбрал университет по причине нахождения там своих гитарных учителей. Правда закончил он его по другой специальности.
Уже в университетские годы ему захотелось строить гитары и он даже обращался к некоторым лютье и гитаростроительным школам в округе, но не был в состоянии оплатить довольно дорогое обучение, поэтому он нашёл книгу по гитаростроению, прочёл её от корки до корки и решил воплотить мечту на практике. Он оборудовал маленькую мастерскую в своей спальне и начал строить свою первую гитару. Это заняло у него год, было трудно, потому что приходилось создавать с нуля множество инструментов и приспособлений, однако это было начало его пути как лютье.
Попутно объяснил публике что означает «лютье» и откуда идёт этот термин. Сам он фокусируется на классической и фламенко гитарах.
Далее пару минут рассуждает о некоей цикличности событий в жизни, связывая это со своей, в частности в форме «скульптор – гитарист – инженер – лютье».
Далее коротко рассказывает об истории гитары – её рождении и эволюции до наших дней.
Далее рассказывает о своём подходе к постройке гитары. На слайде основные пункты:
• Подход
- Понять нужды клиента
- Выбрать материал
- Сконструировать инструмент
• Материалы
- Древесина, клей, покрытие
• Методы постройки
- Традиционные или современные
Понимание нужд клиента
Есть разница когда строишь гитару для себя, особенно в первый раз, и когда ты делаешь это профессионально для продажи клиенту. Эрец сначала разбирается в том, что нужно клиенту – довольно большой ряд факторов и вопрсов. Например, клиент с маленькими ладонями часто испытывает трудности при игре на полноразмерном инструменте – для него делаются модификации мензуры, ширины и толщины шейки и т.п. Или, к примеру, разница в звучании - классической гитары или фламенко. Одним словом всё это формирует подход к тому, как он строит гитару задолго до того, как берет в руки заготовки.
Выбор материала
На примере гитары, которую показывает, объясняет разницу между кедровой и еловой деками, разными материалами для корпусов и пр. Всё абсолютно стандартно, форумчанам, тем более профессионалам, хорошо известно, потому и не привожу для экономии места и сил. Говорит о том, что как выбор материала, так и его обработка (толщины, сечения и пр.) неизбежно влияют на звучание. Показывает зрителям образцы древесин: канадского кедра, кокоболо, эбони.
Процесс постройки
«Три источника, три составных части марксизма»... пардон постройки гитары
: древесина, клей и покрытие. Также рассказывает известные нам вещи, что клеи бывают разные и они тоже сильно влияют на звук. Например, клеи полиуретановые или контактные будут съедать вибрацию демпфируя её собой и не передавая дальше другим элементам гитары. И наоборот, клеи кристаллизирующиеся будут с максимальным успехом передавать вибрацию. То же самое относится и к покрытиям.
Дизайн и постройка инструмента
Традиционный дизайн или современный и как технологически производится постройка.
Показывает фото своей мастерской и рассказывает что и как.
Показывает свои столярные инструменты, рассказывает в деталях о них, сетует, что ручные инструменты всё менее используются.
Рассказывает о процессе работы на примере слайда с обработкой головки ножом – говорит о высокой концентрации внимания на том, что делает лютье руками, приводит пример, что если отрезал или отстрогал чуть больше, то обратной дороги нет – «undo», широко усвоенное и любимое компютерным поколением, невозможно.
Далее, на слайде хлопья клея – Эрец предпочитает животный клей за его «реверсивность» (нагрел и расклеил детали почти без повреждения) и за прекрасную кристаллизацию, не препятствующую передаче вибраций; и хлопья шеллака – рассказывает историю про шеллак.
Далее слайд про выбор и покупку древесины в Альпах.
Далее слайд и рассказ про технологические действия/операции по собственно постройке. На слайде:
• Дека
- Фугование, выведение в толщину
- Розетка
- Система пружин
• Гриф
• Корпус
• Канты
• Накладка, лады
• Подставка
• Шеллачка
Даёт краткий обзор по эти основным пунктам постройки – всё стандарное, обзор абсолютно базовый, популярный. Поочерёдно идут слайды изготовления:
- розетки
- системы пружин на деке
- грифа
- пятки: объясняет разницу испанского метода сборки и грифа на ЛХ)
- корпуса
- системы рип дна
- гнутья обечаек: слайд, где объясняет как компютерные знания помогли ему сконструировать «верблюд» для гнутья обечаек – он у него сделан «с перегибом», т.е. так, чтобы после гнутья вытащенные из приспособы обечайки чуточку выпрямляясь принимали именно окончательную форму по силуэту. Однако потом признаёт, что труд этот в принципе бесполезный, поскольку каждый кусок древесины реагиркет по-разному на влажность и температуру, поэтому так или иначе после «верблюда приходится доделывать руками на гнулке. Но тем не менее «верблюд» экономит время.
- полусобранного корпуса на солере: объясняет функцию диагональной пружины, танталонес (сухариков деки)
- кантов: обясняет функциональность и т.п., метод склейки с прижимом верёвкой
- накладки грифа: приклейка, прорезка пазов ладов, забивка, нивелировка и т.п.
- попутно объясняет, что разбивка ладов – их дистанцию друг от друга – имеет математическую основу
- подставки: объясняет, что «бридж», т.е. «мост» - это мост между струнами и декой, как она работает, функцию косточки, дизайна подставки и пр., немного говорит о подставке с 12-ю отверстиями, о позиции подставки на деке
- шеллачка: объяснение простоты и одновременно трудоёмкости процесса которому он продолжает учиться с каждой гитарой,
- пемзование: для чего оно нужно
- окончательные фото гитар
Далее видео с Адамом дель Монте.
Вопросы и ответы
Вопрос про японские и европейские инструменты.
Ответ вкратце: подходят каждому те, что в его руках делают работу наилучшим образом
Вопрос делал ли Эрец какие-либо инновации или модернизирования (пружины, дабл-топ и пр.)
Ответ вкратце: после целого ряда сумасшедших, хотя и интересных идей, вернулся к пониманию через что прошли поколения лютье и научился понимать, уважать и учиться у традиций. Рассказывает что такое дабл-топ, что он их делал, что да, они повышают громкость, но качество звучания подвергается риску, зачастую страдает и что он сам приверженец традиционных дек полностью из массива.
Далее показывает на слайдах и рассказывает о голоснике на обечайке, улучшаюшего слышимость инструмента для самого гитариста, о приподнятой накладке грифа над декой для лучшего доступа к высоким ладам, а также об оригинальной гитаре дизайна гитариста Пола Галбрайта совместно с лютье Дэвидом Рубио, у которой и порожек, и подставка оригинальной формы расположены под углами, а лады располагаются «веером», таким образом каждая струна имеет свою длину мензуры. Касается темы «многострунных» гитар, комментируя, что обычно у гитар со струнами более шести добавляются басы, а на данной гитаре добавлены одна басовая и одна дискантная, т.е. диапазон увеличен в обе стороны, что дало невиданные возможности играть произведения, доселе недоступные гитаре. Резюмирует тем, что продолжает экспериментировать, оставаясь в рамках традиций.
Вопрос о том имел ли Эрец дело с одной из очередных инноваций одного из американских лютье.
Ответ вкратце: с точки зрения Эреца, в США особенно много радикально экспериментирующих строителей однако он сам считает, что продолжать следовать традициям и экспериментировать «малыми шагами» - это и есть правильный путь. Для него лично идеальный звук гитары исходит из традиционного дизайна.
Вопрос сколько гитар делает Эрец в год.
Ответ: очень ограниченное количество, каждая гитара занимает более месяца работы, соответственно от 10 до 12 в год, это примерно одинаковый «выход продукции» для всех лютье, кто пытается работать на высоком уровне, не стараясь «расширить производство». Эрец не намерен расширять мастерскую, принимать помощников и т.п., его цель углублять понимание процессов и повышать качество его инструментов.