Сторінка 1 з 6

Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 18:38
nikolai
Уважаемые форумчане, всем огромный привет!

Решился таки создать эту тему, с постройкой немного подготовился, корпус уже собираю!

Лютня планируется на 14 хоров строй стандартный ре-минор, хотя стандартные барочные лютни и были на 13 хоров, всётаки есть пара лютниевых сюит Баха, где в оригенале требуется 14-й хор. Ну и как вариант можно попробовать такую лютню одинарными струнами снарядить и настроить в ля-минор, как читарроне, хотя они по мензуре открытых струн от 115 см начинаются. Корпус типичный именно для читаррон, теорб был с плоской ренесансной лютни впервые около 1610 года мастером Mango Diffobruchar переделан в 13-хор. барочную лютню.
Под плоским корпусом подразумевается что его высота меньше чем чем половина ширины деки. А у традиционных барочных лютен высота корпуса до 10% превышает 1/2 ширины деки.
Вобщем делаю барочную лютню с корпусом от теорбы.

Шея лютни с тремя головами, мензура 740/877/986 мм. Корпус клён, дека ель.

Вот план в моём видение инструмента, пока без деки.

Re: Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 19:36
nikolai
Постройка инструмента начинается с создания модели корпуса, каркас делается из твёрдых пород, в середину идут более мягкие. После того как заготовка собрана, она доводится до нужной формы всевозможными инструментами как рубанки напильники цикли. Поверхность проверяется шаблонами и на ощупь . Можно используя лист фанеры с выемкой по форме корпуса чертитьна модели ровные линии, и тогда неровности будут графически маркироваться.
Я на каждой дощечке чертил нужный радиус, вклеивал и бстрагивал по намеченным линиям.

Re: Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 20:27
nikolai
Следующим шагом надо определиться из скольки сегментов будет состоять корпус (мне их проще рёбрами называть) затем линии наносятся на модель и места прелегания будующих рёбер выводятся в плоскость точнее должен присутствовоть минимальный прогиб плоскости, чтобы обеспечить плотное прилегание.
При разметке рёбер плоского корпуса лютни есть та особенность что все линии не будут сбегаться в одну точку. Определяется линия стыка с шейкой (она на привинченном верхнем клеце) и с другой стороны место задней накладки и на этих линиях отмеряются равные расстояния, затем точки соединяются линиями. В идеале они должны лежать ровно в одной плоскости и чертить лучше при помощи доски с выемкой, к которой прикладывается на половину соструганный карандаш.

Также к задней части модели приклеивается футер. Наченается он в самой широкой точке корпуса и идёт дальше к задней части. Его задача приподнят на 5-10 мм. заднюю часть корпуса со стороны деки, тем самым обеспечив её прогиб. Впоследствии по линии корпуса и дополнительной накладки, что я футером назвал будут обстругиваться крайние рёбра. На плане этот скос у меня видно, в моём случае 6 мм.

Re: Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 21:05
nikolai
Верхний клёц изготавливается из мягких пород, тополь, липа, ель. Мой из ели, наборный. Впоследствии когда все рёбра собраны, кончик клёца отпиливается под заданным углом. У более ранних лютен этот угол более тупой, дальше становился острее. В кончик клёца удобно вбивать гвозди для фиксации рёбер при склейке.

Re: Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 21:27
nikolai
Резная голова, традиционно выполнялась из белого бука или клёна впоследствии чернились. Стандартные колковые коробки из бука, фурнированного эбеном или палисандром. Длинные шеи читарронов из тополя тоже фурнированного, так как он лёгкий. Головки этих удлиннений шеи (там где колки), изготавливались из бука ну и тоже чернились.

В моём случае удлиннение шеи из клёна. С обеих сторон на заготовку приложил шаблоны и выпилил на ленточной пиле, затем циклил и цыклил. Ещё предстоит выдолбить колодцы под колки и просверлить под них отверстия

Re: Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 21:44
nikolai
Вот один полезный инструмент для подгонки рёбер. Рубанок встроен в доску, у меня самодельный. Лезвие стоит под наклоном, так можно снимать стружки разной толщины не меняя настройки, и можно меняя положение заготовки на лезвии точно контролировать толщену стружки, плавно выводить лезвие из заготовки или при необходимости глубже утапливать.

Re: Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 22:34
nikolai
Кленовые рёбра делаются около 1,8 цнтральные и утоньщаются по мере приближения к краю инструмента до 1.5 мм. С другими породами толщина около 1.4 мм, это относительно барочной эпохи, более ранние инструменты ренессанса (1550 гг) были намного тоньше:, тис 1.1-1.3 мм, клён чуть толще, а палисандер и эбен чуть тоньше 0.9-0.1 мм. Интересно что традиция утоньшать (утолщать) инструменты присутствовала уже в эпоху барокко, получается ренессанс для них был тоже тонкостенным :-D это относится также и к декам.

Re: Барочная лютня

Додано: 22 грудня 2019, 22:57
Амаяк Тарахчян
Чрезвычайно интересно! Прямо как в строительстве деревянных, а точнее фанерных ламинированных судов *YES* . В конце хорошенько конопатим щели, промазываем варом, лаком, ставим мачту, паруса и... адиос. мучачос! ;-) .
А если шутки в сторону, то наблюдаю с превеликим удовольствием.
Удачи и успехов, да будет она звучная и мелодичная!

Re: Барочная лютня

Додано: 26 грудня 2019, 23:15
_cabot_
Очень интересно.

Я пару месяцев назад начал сам поклёвывать барочную лютню на 13 хоров. Пока только дека есть и ребра выведены на толщину - режу розеточку когда вдохновение находит. Планирую все к следующей зиме сделать, хотя как пойдет. Даже заказал книгу лундберга *THUMBS UP* .

А как вы планируете делать колки? Я пару проб сделал и намаялся - после этого платить 150 евро за гитарную механику совсем не так обидно :-D

Удачи!

Re: Барочная лютня

Додано: 28 грудня 2019, 00:15
nikolai
Роман, приветствую!
Рад что вы тоже лютню планируете! А с моделью или с мензурой определились уже? Мензуры игровых струн от 610 до 750 мм. Самая ходовая 710 дальше соло играть всё сложнее становится. А по открытым струнам есть 3 модели: с басрайтером это гдето на 9/8 или 10/9 помножить надо. И другой вариант это с теорбированием (удлиннением шеи) "шея лебедя" (swan neck) или как я делаю (triple neck), там другие пропорции берутся, тоже те по которым обертона образуются. У меня 4/3 и 9/8. И в теории это интервальные коэффициенты кварты и большой секунды, и эти интервалы как будто в звуке преобладать будут. Как- то так! :-) Вобщем можете на свое усмотрение мензуры выбирать. Девятый лад наматывается, дальше лады уже на корпус клеятся (но бывает и до восьмого наматываются) это влияет на то, какого размера корпус должен быть.

Для колков фруктовые деревья бирутся, чаще слива, она темнее. Эбен колется сильно. Нужна развёртка для дырок под колки, а чтобы их сами под конус заточить, делается резак, типа точилки для карандашей. Поэтому саму основу приблизительно можно сделать. Головы у коротких колков меньше, у длинных побольше.

Если токарный станок нормальный вроде не должно сложно быть. Я свой из двигателя от стиралки собрал, с поддержанием оборотов даже. :-D , ну а по времени полностью соглашусь, что много уходит, но работа вроде приятная на токарном станке. И как вариант можно колки заказывать, как и розетки гитарные, будет тогда как две гитарные механики по цене. В Англии ктото делает, у него каталог с головками разными.

Вобщем я по обычному собираюсь их вытачивать. А можно по шаблону копировать фрезер щупом в шаблон упирается и материал снимает не резак а тонкая фреза, и она входит в заготовку на ограниченную шаблоном глубину, но заготовка тоже гдето крутиться должна.

Re: Барочная лютня

Додано: 28 грудня 2019, 11:41
_cabot_
Спасибо.

13 Хоровая Хоффмана 71/78 cm с одной коробкой и басс райтером.
Вайс писал как раз для такой.

Колки покупные я видел только из эбена, а он крайне не стабильный и крайне не рекомендован для изготовления тонких лютневых колков.
Идеально подогнанные колки критичны для лютни. Мне приносили ренесанску с просто ужасными колками - просили посмотреть, могу ли починить. Мало о них знаю, поэтому браться за нее не стал, но играть на ней было невозможно.

Если честно, сразу могу сказать, что лютня - "не мой" инструмент. Не подружился я с ней (но поиграть хочется!), как не подружился со скрипкой когда пытался ее сделать. *DONT_KNOW*

Re: Барочная лютня

Додано: 28 грудня 2019, 15:26
nikolai
_cabot_ писав: 28 грудня 2019, 11:41 Не подружился я с ней (но поиграть хочется!)
кажется я понимаю о чём вы! *YES*
Я лет 10 играл, потом 10 не играл и тоже не подружился, а инструмент построить охото :-D

С Хоффманом хороший выбор! А план есть уже? У меня по Мартину Хоффману есть инструмент, только с длинной шеей. Тоже 71 см кажется.

Колки не обязательно тонкими делать! У идеально подогнанных толстая часть вроде чуть плотнее сидеть должна, тогда проблем не должно быть, а если тонкая плотнее то настроить не получится. И на лютнях с загнутым головами часто бывает что струна из за большого угла перелома не скользит, канавки на косточке надо полировать и мягким графитом почиркать. Они бывает протераются и потом тоже хоть застройся.