Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Аватара пользователя
Datch81
посты: 1212
: 09 апр 2011, 20:21
: Дмитрий
: Чернигов
Благодарил (а): 88 раз
Поблагодарили: 292 раза

пост Datch81 » 27 дек 2018, 15:13 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Нет нужды полностью разбирать нижнюю деку, выбрать паз гравером с упором и вклеить вставочку.
Keep calm and make sawdust

Аватара пользователя
maev
посты: 1009
: 11 окт 2009, 17:42
: Германия
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 34 раза

пост maev » 27 дек 2018, 20:04 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Ваша гитара по размерам, толщИнам почти повторяет мою (только расположение подставки несколько необычное, может быть это мешает «раскачаться» деке ?), значит, возможно и у Вас звук будет хороший.
Когда я настроил ВСЕ струны (доп. басы- старый металл, остальное заменил на нейлон), то гитара стала звучать очень мощно и долго, кстати, весь корпус ощутимо вибрировал, чувствовалось сквозь одежду, потом эта вибрация вроде ушла...
Я тут добавил пару ссылок на ее звучание - viewtopic.php?f=37&t=239&hilit=Хайдеггер&start=60

(Металлические струны с обмоткой появились в 18 в. Сеговия играл на жильных до 40 годов, когда были изобретены нейлоновые...)
Маловероятно, что именно эта гитара принадлежала какому- то богачу, виртуозу и рассчитывалась на жильные струны. Или видно, что спользовались все позиции ?
От жильных струн лады слабо изнашиваются.
Такие гитары часто использовались и на улице, и в окопах Первой Мировой войны, струны должны были быть надежными, носкими, ровными, звучными, дешёвыми, т.е. металл.
(Довольно необычно только украшение гитары такого типа узорами, ну, может это такая прихоть заказчика или мастера, для лучшей продажи. Эта оригинальность может добавить ценности для коллекционеров !).

Конечно, инструмент должен и будет играть, но всё же, не так интенсивно, как новый, дерево наверняка стало более хрупким. Врядли Страдивари и Торреса носят на все тусовки...

Выглядеть хорошо, для меня, значит выглядеть в соответствии с образом,.. когда старинная гитара сияет свежей полировкой, то мне как- то неприятно, стоит хотя бы состарить. О грязи речи нет...
Раньше, как и сейчас, большинство гитаристов использовало, по сути, штук 5 ладов, они должны строить, а если и остальные не врут это вообще прекрасно. В процессе слушания эти тонкости почти никому не заметны.

Изгиб грифа можно поправить нагревом, об этом было в какой- то теме.
Накладку можно расширить, тем более- неродная. А можно и привыкнуть к любым ширине и профилю грифа, за пару недель, смотря кто будет играть, с какой рукой... Иногда гитарист использует для разных пьес разные гитары.

47 мм - это уже довольно много,.. плюс узоры,... возможно это не начало века, несколько позже...
У меня - 43 мм , по этикетке- примерно 1920 г. (мастер в разные годы использовал немного разные этикетки).
Пробуйте и металл, и нейлон, что понравится...

Механика могла быть закуплена мастером много раньше, чем поставлена на гитару или переставлена с другого грифа...
Гриф первоначально мог быть или поставлен чуть косо, или имел другую конфигурацию и при переделке отверстия не совпали.

Что, и узоры на верхней деке - в труху ? , на фото вроде все нормально !

Раз и внутри рассыпается, дно наверно надо снимать... (и много нафотографировать ! )))
Если вдруг центральную вставку будете менять полностью, то для совпадения половинок можете приклеить или приструбцинить несколько временных направляющих.

А какой размер квадрата винта, 4х4, 5х5,.. ?
—————
In arte voluptas

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 28 дек 2018, 02:35 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

maev писал(а):
27 дек 2018, 20:04
Ваша гитара по размерам, толщИнам почти повторяет мою
А каких размеров у вас подставка?

Пара интересных моментов:

1) Пурфлинг врезан глубже, чем контры. Причем на деке пурфлинг врезан под углом, чтобы оставить побольше деки на контрах.
На спинке, после ремонта, при котором сняли деку, заклеили трещину и заменили верхнюю рипу, контакт был только между контрами и пурфлингом (на спинке пурф на всю глубину). Пурф развалился, спинка отклеилась.
Толщина контр на вид - около 3мм. Разберу - уточню.

Фото пиновых дырок. Последняя подставка была уже, наверное, третья по счету.
Первая, по все видимости, была 6+10 (а такие вообще делали?) с ассиметричной подставкой. Затем, имеется ряд лишних, близко расположенных отверстий по центру - 6 или 7... И в конце на гитару поставили подставку 6+7, которую я и снял.

А фото, конечно, буду делать. Еще и чертежик сделать хочу.

Как правильно отклеивать спинку от верхнего клеца? Площадь склейки большая. Все так же - греть и подлезать шпателем?

И напоследок - две сестрички :-D
Вложения
IMG_20181225_192900.jpg
IMG_20181225_192900.jpg (36.77 КБ) 3661 просмотр
IMG_20181227_194605.jpg
IMG_20181227_194605.jpg (80.87 КБ) 3661 просмотр
IMG_20181227_194937.jpg
IMG_20181227_194937.jpg (79.59 КБ) 3661 просмотр

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 28 дек 2018, 02:45 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

ПС насчет французской полировки, по мне, так наоборот - весь смысл шеллака в том, что его можно обновить. Часть следов времени настолько глубокая, что ее не выведешь. Да и если гитара будет играть, пусть будующие владельцы ее состаривают еще 100 лет :-D

А с компенсацией, я читал, что на жилах она была не нужна, так как жилы можно "подтягивать" как вверх, так и вниз. Обидно - когда мне дали поиграть на жильных струнах, я забыл попробовать подтянуть ноту вниз. Может, в следующий раз. На запись и для выступлений стоит иметь гитару, которая строит на всех ладах. Теперь, когда знаю, что подставка не родная, не вижу смысла не поставить косую косточку.

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 28 дек 2018, 02:53 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

maev писал(а):
27 дек 2018, 20:04
(Металлические струны с обмоткой появились в 18 в. Сеговия играл на жильных до 40 годов, когда были изобретены нейлоновые...)
Маловероятно, что именно эта гитара принадлежала какому- то богачу, виртуозу и рассчитывалась на жильные струны. Или видно, что спользовались все позиции ?
От жильных струн лады слабо изнашиваются.



Что, и узоры на верхней деке - в труху ? , на фото вроде все нормально !


—————
Гриф, увы, не родной. На пятке видно, что подклеили "переходник", чтобы поставить его в корпус.
На не родном грифе еще и не родная накладка %((((

Так что пес его разберет, подо что изначально делался корпус.

Черные элементы розетки и пурфа сыпятся - пропитаю их суперклеем.

Aroman
посты: 58
: 19 апр 2016, 08:40
: Александр
: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 20 раз

пост Aroman » 17 янв 2019, 17:38 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

_cabot_ писал(а):
25 дек 2018, 21:59
А
Воздух: 130гц. Как-то многовато, если сравнивать с моими "шерцерами" - там 110, но корпус тоньше.
Дека:
250гц на свободной гитаре,
246гц с закрытым голосником,
266гц с закрытым голосником и отключенной спинкой (см ниже).

А теперь самое интересное: на спинке 4 рипы вместо классических трех и нижний овал простукивается в 243гц при открытой деке и голоснике и 260гц при отключенной деке и закрытом голоснике.
Это объясняет такой сильный каплинг с декой. Дека и спинка настроены так близко неспроста, но обычно активную спинку делают на 1-3 полутона выше деки, а тут спинка получается почти в тон с декой - четверть полутона разницы, причем спинка ниже.
Как странно вы простукиваете. Каким методом? Почему у вас ползут частоты при отключении спинки и закрытии голосника?
Я когда простукиваю смотрю пики всего спектра. Например нижний пик - это "воздух", как вы выражаетесь. если закрыть голосник полностью (я закрываю картонкой не очень плотно) — он пропадёт, но останутся все другие и ни куда они не ползут. При отключении спинки (тёплым пледом) просто уйдёт часть пиков и мы увидим истинные резонансы верхней деки. То же самое и с нижней.
scherzer.ru — коллекции – реставрации – история

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 18 янв 2019, 01:42 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Я тут писал метод простукивания по Грейаму Калдесмиту, из его статей в анналах GAL:
viewtopic.php?f=53&t=3191

В статьях он пишет, что может простукивать отдельно и спинку, и деку, и всю совокупную коробочку.
У меня лично хорошо получалось пока только стучать всю коробочку и деку. С отдельной спинкой стабильного, повторяемого результата пока не было, увы.

Если спинка пассивная, то при ее перекрытии частота деки не меняется. Если спинка активная, то ее "отключение" меняет частоту деки - чем активнее, тем больше перемена. Спинка начинает становиться активной, если ее строить в < 4 полутона выше, чем дека. На моей семиструнке спинка была очень активная и частота деки уплывала очень сильно. На шестиструнке спинка была жесткая, почти пассивная.

Сейчас я читаю книгу Тревора Гора - он по спектрограмме может определить не только воздух+деку, но еще и активность спинки и 2, 3, 4 режимы колебаний деки (!). Как именно это делать пока толком не сообразил - не самое легкое чтиво. good-news
Более того, Гор описывает, как менять частоту деки и воздуха, подстраивая активную спинку.

По поводу частот шраммеля главная оговорка, что на деке трещины, спинка отклеена в половине малого овала, штырь болтается и вышеприведенные частоты - это лучшее, что мне удалось снять. Интересно будет постучать после ремонта.

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 18 янв 2019, 01:57 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Вернемся к шраммелю.

Разобрался со штырем. Со стороны крепления грифа есть еще один винт (он был спрятан под шпониной), который ставит штырь враспор.

Гнездо для крепления грифа имеет гайку с внешней стороны корпуса и его можно вытащить для того, чтобы просовывать штырь в корпус %((((

Форма корпуса: нижний овал на 2см длиннее, чем Шерцер орехова. Во всем остальном почти полное сходство.

Спинка: Как я уже писал, со спинкой две проблемы:
а) центральная вставка сыпется
б) верхний овал частично отклеился - толщина контр навскидку - около 2мм. Часть спинки стыковалась с контрами только через окантовку. Когда окантовка посыпалась, спинка откололась от контры.

Центральную вставку, скорее всего, просто стабилизирую супер клеем. Не хочется слишком сильно вмешиваться со своими переделками.

Спинку надо как-то отклеить. С контр она почти отваливается сама, но вот на клецах склейка очень сильная. Пока не разобрался, как ее отдирать без урона.

Хочу снять, почистить, поставить новые контры, починить деку (см ниже) и приклеить обратно.

Дека:
1) хотелось бы починить трещины не снимая деку с обечаек - можно ли это сделать просто со снятой спинкой?
2) дека заметно просела в районе голосника - несмотря на штырь! мм 4 прогиба - что с ним делать?
3) рассыпающуюся инкрустацию хотелось бы просто стабилизировать суперклеем. Если не снимать деку с обечаек, то особых проблем быть не должно.
Вложения
IMG_20181228_005456.jpg
IMG_20181228_005456.jpg (52.48 КБ) 3508 просмотров
IMG_20190117_193511.jpg
IMG_20190117_193511.jpg (51.19 КБ) 3508 просмотров

Aroman
посты: 58
: 19 апр 2016, 08:40
: Александр
: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 20 раз

пост Aroman » 25 мар 2019, 11:10 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Нашёл гитару с этикеткой на ebay случайно. качайте фотки.
https://www.ebay.de/itm/Uralte-Gitarre- ... Sw8adcl3YX
Вложения
s-l1600-4.jpg
s-l1600-4.jpg (131.3 КБ) 3267 просмотров
scherzer.ru — коллекции – реставрации – история

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 25 мар 2019, 23:50 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Ооо, огромное спасибо!
Значит мастер из Мюнхена херр А. Ебнер %((((

Гитарка пока лежит без дела - я так и не набрался мужества доотклеивать клецы. Перенес контуры в инкскейп - буду делать вайму и по ней делать следующую семиструнку. В ней же и соберу шраммеля.

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 31 мар 2019, 00:27 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Думается мне, господин Эбнер попивал вайсбир с самим Хаузером - все-таки оба в одно и то же время делали гитары в Мюнхене.

Выпив, как водится у нашего брата, боевые сто грамм шеллака, занялся таки разборкой корпуса. Клей поддается комбинации влаги и тепла - как только начал капать на стыки водой из пипетки, работа пошла быстро и легко.

Интересное наблюдение: во время прошлого ремонта гитаре заклеили трещину на деке и подклеили бумажку. Со временем по краям этой бумажки образовались новые трещины.

Клец из двух кусков.

Контры очень тонкие - это хорошо. Заменю контры и на них нормально встанет спинка.

Что делать со спинкой - понятно. Подчистить, подклеить, поставить на обечайки новые контры и присобачить на место.
Что делать с декой пока еще не решил. Хотелось бы все заделать не снимая деку с обечаек. Футер здоровенный и, кажется, отклеивается.
Вложения
IMG_20190330_201007.jpg
IMG_20190330_201007.jpg (90.41 КБ) 3175 просмотров
IMG_20190330_201044.jpg
IMG_20190330_201044.jpg (82.38 КБ) 3175 просмотров
IMG_20190330_201100.jpg
IMG_20190330_201100.jpg (82.11 КБ) 3175 просмотров
IMG_20190330_201210.jpg
IMG_20190330_201210.jpg (85.17 КБ) 3175 просмотров

_cabot_
посты: 858
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 139 раз

пост _cabot_ » 31 мар 2019, 00:40 » Re: Шраммель. Реставрация/эксгумация.

Информации по мастеру особо пока не нашел.

Инструменты (гитары и скрипки) в Мюнхене делал Андреас Эбнер
EBNER, Andreas Born 1852, died 1919 Munich Germany.

И его сын Альберт Эбнер.
EBNER, Albert Benno Worked 1919-1939 Munich Germany.

Этикеток в интернете нашел две: Одна черно-белая A.Ebner, одна цветная Andreas Ebner
Например, вот тут:
http://www.hagi-guitar.com/Wiener-Model ... er-ca-1900

Ответить

Вернуться в «Семиструнная гитара, Шерцер, старинные гитары»