Сторінка 1 з 7

Кельтская арфа :)

Додано: 13 грудня 2012, 09:54
BCluster
Всем привет. В своих поисках обнаружил Ваш форум, почитал, мне показалось что народ дружный и отзывчивый. Конечно, тематика у меня совсем не гитарная, однако музыкальная, и даже струнная. Возможно кому-то мой опыт окажется полезным - ведь операции, проделываемые нами, во многом схожи. Тема будет не особо спешной, потому что сейчас много работы и инструментом заниматься получается не всегда.
Для начала я опишу немного о том, что вообще такое кельтская арфа, с чем ее едят, чтобы народ имел представление, ибо инструмент достаточно редкий.
Арфа - диатонический инструмент, однако могут быть применены различные механизмы для получения полутонов. На концертных арфах это педали с тремя положениями (на каждую ноту педаль - бемоль/бекар/диез, обычно 6 или 7 педалей), на кельтских "леверсы" - рычажки, позволяющие поднять любую струну на полутон. Разница в том, что педалями вполне удобно пользоваться во время исполнения, в то время как леверсами просто выставляется лад и в нем играется композиция. Джаз особо не поиграешь. Вообще кельтская арфа от классической отличается весьма сильно - кельтская арфа меньше, легче, имеет меньший диапазон, но и совершенно другой звук. Музыка кельтской арфы не похожа на то, к чему мы привыкли слушая арфу в оркестре. Это музыка-сказка.
С технической точки зрения, сложность представляет то, что натяжение струн весьма большое. На 36 струнной арфе порядка 700кг. Соответственно требования к жесткости конструкции и качеству сборки крайне высоки.
Ниже представлю пару роликов моего учителя, зовут его Элизбар, он играет на всем что играет, но в первую очередь на арфе.
http://www.youtube.com/watch?v=j_4ugSwVZ-k - тут еще можно наблюдать ханг, тоже волшебный инструмент
http://www.youtube.com/watch?v=aMxEHbUPLO8
http://www.youtube.com/watch?v=-DInmlw-3TU - тут замечательный вокал Ребекки Хоуп
В общем я был рад ознакомить вас с кельтской арфой, надеюсь что вам понравилось :)

Дальнейшие посты будут о непосредственном процессе изготовления, и возможно слегка разбавляться, дополнительной информацией об инструменте.

Re: Кельтская арфа :)

Додано: 13 грудня 2012, 16:31
Николай Руденко
Очень интересно!

А откуда вы?

Re: Кельтская арфа :)

Додано: 13 грудня 2012, 17:51
BCluster
Почти соседи - из Молдавии мы :) В Украине частенько бываю - много друзей, да и нравится просто :)

Re: Кельтская арфа :)

Додано: 13 грудня 2012, 19:08
Николай Руденко
Используйте форум на полную для популяризации арфы! *YES*

Re: Кельтская арфа :)

Додано: 13 грудня 2012, 19:57
BCluster
Хехе :) Попробуем, спасибо за приглашение.

Re: Клей. Вопросы по применению.

Додано: 18 грудня 2012, 11:12
моторист
BCluster писав:там есть соединения с весьма малой площадью склейки, которые работают на излом, а не на отрыв - там полностью не расходится - но тянется. На отрыв работает только дека.
Тут у Вас какая-то терминологическая путаница. Клеевое соединение может работать или на отрыв-когда сила направлена перпендикулярно плоскости склейки, или на сдвиг-и тогда сила лежит практически в плоскости склейки. В жизни, правда, в чистом виде сдвиг практически отсутствует, потому как сила обычно приложена на некотором плече от плоскости склейки и существует составляющая, создающая нагрузку на отрыв. Но при правильной конструкции нагружение имеет характер, очень к чистому сдвигу близкий.
Так вот, это преамбула, а амбула в том, что клей на сдвиг работает очень хорошо, а на отрыв-почти никак. И если у Вас где-то преимущественно отрывающая нагрузка-проблемы будут постоянно. Может, что-то надо пересмотреть и либо сделать склейку по-другому, либо ввести некие элементы, воспринимающие отрывающие нагрузки, либо переводящие их в сдвигающие.

Re: Клей. Вопросы по применению.

Додано: 18 грудня 2012, 11:20
MustDIEr
Попробуйте Клейберит ПУР 501 http://www.kleiberit.ru/. Это самый крепкий клей для дерева из известных, им клеят всякие деревянные окна-двери, для которых предполагается повышенная нагрузка. Там есть некоторые нюансы в работе, но крепче клея я не встречал вообще... Клей необратим, то есть если схватился - все. Совсем все. Ни размочить, ни нагреть - бесполезно. Палисандр 2мм толщиной пробивает насквозь по порам. Думаю, акустически он не фонтан, но нужно прочно, как я понял.

Re: Клей. Вопросы по применению.

Додано: 18 грудня 2012, 11:46
BCluster
Во вложении то, что я имел ввиду.
Насчет направления нагрузки. У меня струны перпендикулярно деке практически, поэтому тут чистый отрыв, я думаю ) И сделать с этим что-либо не представляется возможным. Инструментов масса, и конструкция именно такая.
Насчет ПУРа, пробовал - он пропитывает деку насквозь, выглядит ужасно, демпфирует колебания, да к тому же еще и ползет слегка )

Re: Клей. Вопросы по применению.

Додано: 18 грудня 2012, 12:16
моторист
Сдвиг или отрыв-по Вашей схеме не понять-потому как в таком варианте, как нарисовано, там вообще нагрузки на склейку нет :-) -силы справа и слева от шва направлены в одну сторону
Если у вас деку отрывает от того, к чему она прикреплена-надо городить некое соединение типа "шип-паз", где шипом будет дека-примерно как в мебельных ящиках старой закалки сделано дно, вставляющееся в пазы на стенках. Иначе будет отрывать рано или поздно с любым клеем. Если ползёт стык частей деки в районе её крепления к корпусу-то тут и правда ничего не поделаешь. Может, снизу под стык некую деталь приделывать типа гитарной пружины? как центральная пружина веера идёт под стыком половинок деки?

Re: Клей. Вопросы по применению.

Додано: 18 грудня 2012, 12:18
моторист
Вообщке Вы бы выложили фотографию своего инструмента, с обозначениями проблемных мест и их отдельными изображениями. А то так гадание на гуще от столовского кофе :-)

Re: Клей. Вопросы по применению.

Додано: 18 грудня 2012, 12:37
BCluster
Фото попробую сделать.
Дека клеится к корпусу точно также как на гитаре, с контрами. В принципе можно сделать шип-паз в этом соединении, однако технологически весьма трудно. Толщина обечайки 10мм, обечайка ровная. Дека конус, внизу 6.5мм, вверху 3. Конусный паз будет сделать не так просто.
Чтобы сохранить прочность обечайки паз можно сделать на глубину не более 4-5мм, а деформация деки от натяжения струн выгибает ее в центральной части весьма сильно. В случае со склейкой как она есть сейчас - пружины (распорки) внутри корпуса создают равномерную деформацию всей конструкции. В случае с пазом будет работать несколько иначе.
Хотя если сделать паз, и контры снизу и сверху деки возможно конструкция будет крепче.
Насчет рано или поздно оторвет - согласен. Вполне может быть такое. Но не всех мастеров это волнует. Точнее почти никого. А те, кого волнует добавляют шурупы через рейку и клеят сверху полоски шпона.
Тем не менее у меня вот стоит арфа ей лет дофига. Ну 30-40 точно. Просто клей, держит и не думает ломаться )

Re: Клей. Вопросы по применению.

Додано: 18 грудня 2012, 13:24
моторист
Ну так у Вас как раз типичный пример того, что конструкция хоть и освящена веками, но принципиально неправильная. В стыке частей деки клеевой шов работает на отрыв, потому как дека, выпучиваясь под действием нагрузки, раздвигает края шва. а на контрах и подавно. Решение в принципе в Ваших словах:
BCluster писав:Хотя если сделать паз, и контры снизу и сверху деки возможно конструкция будет крепче.

Тут никакого паза даже и не надо-просто обечайки надо вывести выше деки и контры клеить сверху, а не снизу. Снизу же будет достаточно чего-то типа чопиков-танталонов в классической испанской техологии гитар, причём и клеить их можно реденько, возможно, с несколькими вертикальными стойками на обечайке-лишь бы было на что положить деку при сборке. А контру цельную клеить уже сверху-и тогда шов контра-обечайка будет работать на сдвиг, а дека окажется надёжно закреплена под контрой, в защемлении. И никаких шурупов не надо. При желании можно для вящей надёжности сделать по контуру шканты сквозь обечайку и контры, а снаружи закрыть всё это кантом на гитарный лад.