Гитара Herbert Shäffner, 1973-75 год, ГДР

канты, розетка, инкрустация, пурфлинг, фрезеровка пазов
Ответить
Аватара пользователя
Geodimetr
посты: 41
: 17 фев 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 6 раз

пост Geodimetr » 26 фев 2021, 09:54 » Гитара Herbert Shäffner, 1973-75 год, ГДР

Приветствую уважаемое сообщество! Собственно, ничего принципиально нового я не сообщу: все это уже неоднократно здесь обсуждалось. Просто хочу поделиться одним из своих недавно реализованных проектов в области восстановления.
Итак, гитара из ГДР: ностальгия замучила. Изготовлена в ГДР, в городе MARKNEUKIRCHEN на заводе MUSIMA, мастером Herbert Shäffner, на красном штампе на внутренней стороне обечайки читается: ?8.07.73(?) или 75 год. Будем считать 73, хотя, судя по ряду упрощений (с учетом возросшего в начале 70-х годов спроса и выпуска), возможно и 75.
1.jpg
1.jpg (59.3 КБ) 317 просмотров
Обший вид - абсолютно стандартный. Нижняя подставка чуть светлее, чем на гитаре 1972 года, чуть меньше, тоньше и уже, прорезь под нижний порожек сквозная.
2.jpg
2.jpg (107.26 КБ) 317 просмотров
Лаковое покрытие верхней деки – тоже светлее, розетка – аппликация, но сам лак или хуже качеством, или был положен на не совсем сухую поверхность: сильно потрескался. У Шаллера, несмотря на гораздо более суровые условия жизни, лак держался мертво!
33.jpg
33.jpg (55.06 КБ) 317 просмотров
Нижняя дека трехслойная, и внутренний слой – тонкий темный шпон 0.5 мм (палисандр?).
44.jpg
44.jpg (45.53 КБ) 317 просмотров
5.jpg
5.jpg (100 КБ) 317 просмотров
Обечайка двухслойная, при этом внешний слой – продольный, тонкий (0.3 мм) шпон под палисандр. Внутренний – поперечный, около 2 мм, похож на стандартную фанеру мягких пород, и не еловую. Контробечайки – точно как у Шаффнера: сплошные, со скосами.

Аватара пользователя
Geodimetr
посты: 41
: 17 фев 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 6 раз

пост Geodimetr » 26 фев 2021, 10:07 » Re: Гитара Herbert Shäffner, 1973-75 год, ГДР

Поскольку есть ограничение по числу картинок, продолжу на следующей странице:
66.jpg
66.jpg (27.96 КБ) 315 просмотров
Общая форма грифа практически такая же как у Шаллера, только вершина головки чуть острее, но склейка не из 5 частей, а из трех: внутренний слой один и более светлый. Накладки на лицевой части головки нет. Интервал отверстий под колки - те же 35 мм, но колки стояли отдельные: возможно, более поздняя переделка.
77.jpg
77.jpg (27.86 КБ) 315 просмотров
Нижний и верхний клецы – как у Шаффнера, такие же легкие и светлые, сосна. Расположение рип и перьев – стандартное, на верхней деке – те же пять перьев вниз от средней рипы. Мензура – абсолютно того же стандарта как и у Шаффнера: ровно 650 мм до переднего края нижнего порожка, при этом до середины 12-го лада– 324,5 миллиметра. То есть, все ожидаемые компенсационные срезы на нижнем порожке - полная копия предыдущего варианта:
88.jpg
88.jpg (9.94 КБ) 315 просмотров
1-я струна – 0.3 мм от переднего края
2-я струна – 1.15 мм от переднего края
3-я струна – 2.0 мм от переднего края, фактически задний край.
4-я струна – 0.2 мм от переднего края
5-я струна – 0.75 мм от переднего края
6-я струна – 1.30 мм от переднего края.

Состояние на 23 декабря 2020.

Кант по периметру нижней деки сколот на протяжении ~1/4 периметра, по левой стороне от талии вниз. Заклеено было прозрачным герметиком – хорошо, что таким мягким, легко удалось снять. У Шаллера герметик под верхней декой был гораздо противнее и липче.
Нижняя часть дна приклеена супер-моментом вместе с кантом на протяжении ~ 25 см, с заходом от середины на вторую сторону, и в этих местах кант удалось снять только отпиливанием. Нижняя часть канта при верхней деке также была уляпана супер-моментом, но излишки клея удалось убрать надфилем. Есть мелкие выбоины на ложе и на пятке грифа. Лады – латунные, толщиной 2 мм, первые три лада протерты: очевидно, играли на стали, и активно. Правда, ямы от пальцев на накладке не очень глубоки. Остальные лады – со следами основательной шлифовки грубым напильником. Похоже, после кривых приклеек дна и верхней деки высота струн над грифом уменьшилась до неприемлемой, и пришлось подпиливать лады. Пластмассовые цилиндры на колках (изначально бывших под нейлон) срезаны внутри струнных прорезей, оставлен голый металл, явно под стальные струны. Отверстия от шурупов, крепивших колки, большие и сквозные, шурупы были толстенные, да и сами колки имели выступающие внутрь части, как советские образца 60-х годов, и в этих местах в головке грифа выбоины:
99.jpg
99.jpg (32.5 КБ) 315 просмотров
Нижний порожек – мягкая пластмасса, выступает над накладкой всего на 0,2 мм, верхний – тоже пластмасса, но потверже, с тем же ароматом эвкалипта при обработке. Есть следы попытки приклеивания левого угла верхней рипы к верхней деке (делалось изнутри, без снятия дек). Угол верхней деки был обильно залит избытком эпоксидной смолы, рипа в результате была приклеена, но – частично на весу: зазор между плоскостью рипы и декой в углу достигает миллиметра. Править не буду: для этого точно придется снимать всю верхнюю деку, поскольку рипа очень глубоко уходит в контробечайку. Все остальное – достаточно пристойно. Этой гитаре досталось гораздо меньше, чем предыдущей. Поэтому и восстановительных работ ожидается меньше. Да и опыт восстановления именно этой модели уже есть.

План восстановления

Снять нижний кант и нижнюю деку.
Подклеить где надо рипы и перья.
Отчистить смолу с верхней деки в районе неудачного приклеивания верхней рипы.
Снять лады, привести в порядок накладку грифа, отлакировать ее, поставить новые лады.
Проклеить изнутри проблемные участки крепления верхней деки к обечайке.
Приклеить дно и поставить кант – венеге. Кант при верхней деке – не трогать.
Пройтись мелкой наждачкой по всей поверхности, включая гриф, для устранения неровностей и трещин в покрытии. Цвет и фактуру покрытия при этом постараться сохранить.
Затем - окончательная шлифовка, два слоя шеллака, два слоя политуры.
Поставить правильные колки, нижний и верхний порожки.
Поставить струны, провести полную проверку.

Проект завершен, но ход работ опишу чуть позже.

Аватара пользователя
Geodimetr
посты: 41
: 17 фев 2021, 11:53
: Сергей
: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 6 раз

пост Geodimetr » 26 фев 2021, 17:16 » Re: Гитара Herbert Shäffner, 1973-75 год, ГДР

Итак, продолжим.
Работы по восстановлению

23.12.20. Отодрал наклеенный герметик, снял кант со всего периметра дна. Левая часть дна практически не держалась на склейке, правую часть и клецы пришлось отпаривать с утюгом. Снял дно. В отличие от Шаллеровской гитары, дно не выгибается. Правый край нижней рипы на нем надо приклеить, но все рипы живы и без трещин. Зачистил верхнюю деку в районе неудачного приклеивания верхней рипы. Снял лады, снял верхний и нижний порожки.

24.12.20. Подготовил доску для шлифовки грифа. Наклеил на нее две полосы наждачки, 150 и 240. Как показал опыт с предыдущим грифом, этого достаточно. Прогнал шлифовку. Да, этот гриф имеет очень небольшой прогиб (кочерга внутрь) в середине: на классике это даже приветствуется. Пришлось шлифовать гриф с учетом этой особенности. Похоже, получилось. После предварительной шлифовки прошелся еще раз наждачкой 150, а потом – 240 на доске по всей поверхности, выбоин от пальцев на накладке не осталось. Пропитал накладку льняным маслом с воском. Первым составом смолы с палисандровым наполнителем залил большинство дыр и выбоин на головке грифа, приклеил угол нижней рипы к дну – там, где он отвалился. Сохнет. Заказал нужные лады, колки и струны по Интернету, привезут. Больше, похоже, ничего покупать/заказывать не нужно. С костяным верхним порожком как-нибудь разберемся, на нижний хватит второй половины от предыдущего. На нижний кант – тоже пойдут ровно две оставшихся рейки полного канта черного граба, смысла менять верхний кант не вижу.

25.12.20. Прошелся наждачкой 240 по всему корпусу, включая гриф. Поверхность стала ровнее и глаже, неровности лака на верхней деке исчезли. Подготовил и вклеил по местам логотипы: монета 1 пфеннинг 1973 года и монета 10 копеек (фас), поскольку российских монет 2021 года (тем более 10 копеек) в январе все равно не будет. А рубль – слишком велик.
11.jpg
11.jpg (99.1 КБ) 298 просмотров
Промазал весь корпус, включая гриф, льняным маслом с воском. Работа тормозится: в предновогодье лады доставят только к 28-му числу, а их надо поставить до приклеивания дна. Похоже, окончание работ (в связи с очередным нашим путешествием) отодвинется к середине января.

26.12.2020. Снял излишки масла и воска со всей поверхности, прошелся по корпусу наждачкой 600. Существенно глаже. Начал подготовку нижнего порожка. Если так дальше пойдет, возможно, лак вообще не будет нужен (разве что для канта): достаточно наждачки 1000-1500-2000 и полировки корпуса пастой ГОИ. Подготовил нижний порожек. Высоту будем уточнять по муляжу из линейки, но все срезы сделаны правильно.

27.12.2020. Замочил первый кант. После обеда поставлю на гнулку. Еще раз прошелся наждачкой 360-600 по накладке грифа. Попробовал покрыть ее бесцветным лаком ХВ-784. Результат сомнительный. Или лак слишком густой, или материал слишком неоднородный: ложится пятнами. Какая-то часть явно на поверхности, какая-то – впитывается бесследно. Поставил кант на гнулку. Сохнет. Утюг – великое изобретение! После двух слоев лака на накладке грифа (второй был пожиже), пришлось снять это покрытие полностью. Наждачка 240, 360,600. Все-таки буду покрывать шеллаком. Покрыл, первый слой – кистью, второй и третий – политурой. Замочил на ночь второй кант.
Вот так выглядит моя гнулка:

112.jpg
112.jpg (30.81 КБ) 298 просмотров
28.12.2020. Снял с гнулки первый кант, поставил второй. Пусть сохнет. Нижняя часть накладки грифа (после 12-го лада) все равно берет лак неравномерно. Ободрал ее еще раз, заново прошелся двумя слоями политуры. Наконец-то приехали лады и колки. За струнами придется ехать отдельно самому. Лады поставил, подгибая их слегка на самодельной гнулке. Гнет она слабо, надо было выставлять угол изгиба круче: ладовая проволока слишком жестка к изгибу, пружинит. Однако, оказалось достаточно. На завтра остается подровнять края ладов и начать сборку корпуса.

29.12.2020. Закончил с ладами. Снял с гнулки второй кант. Оба хороши, все как надо. Поставил колки, нижний порожек, натянул проверочные струны: 1-ю и 6-ю. Проверил варианты сборки (приклейки дна) относительно высоты струн. Получается, надо чуть (на миллиметр) уменьшить дно (укоротить по высоте), чтобы высота струн была приемлема. Укоротил, приклеил все дно Titebond-ом за один проход. Поставил сушиться.
0.jpg
0.jpg (35.54 КБ) 298 просмотров
Скатался за струнами, заодно там же прикупил костяную заготовку верхнего порожка. К вечеру высохло. Проверил со струнами. Неплохо, но для басов, похоже, придется нижний порожек на миллиметр поднимать – это лучше, чем опускать, поскольку опускать - некуда. Периметр под кант получился на удивление ровный и четкий. Приклеил первую половину канта, стянул весь периметр шнуром – благо, его много. Высохло, приклеил вторую половину канта. Остается верхний порожек… и, похоже, только отделка канта: доработка, шлифовка, лак. С нижним порожком придется еще уточнять: при двух проверочных струнах высота 6-й струны над 12-м ладом как-то мала: всего 3 мм из положенных 4- 4.5. Проверим при полном вооружении – возможно, и сам корпус и гриф еще как-то слегка деформируются под нагрузкой всех струн. Пока – сохнет.

30.12.2020. Выровнял кант по всему периметру. Последний проход – наждачкой 360. Потом – слегка наждачкой 600. Покрыл шеллаком кант, дно и гриф. Сохнет. Как ни странно, 6-я струна пока нигде не дребезжит. Возможно, поднятие нижнего порожка и не потребуется. Проверим с реальными струнами. Прошелся еще раз шеллаком по всей поверхности, включая гриф. После второго слоя – наждачка 1000, 1500, после этого – паста ГОИ №2. Получилось хорошо. Поставил струны. Все-таки нижний порожек для басов придется чуть приподнять: шестая струна еще так-сяк, а вот четвертая – слегка дребезжит до пятого лада включительно. Но пока оставляю так. Пусть отвисится со струнами. Кроме верхнего и нижнего порожков работу с гитарой считаю законченной.

04.01.2021. Все-таки поднял нижний порожек на 1 мм для басов, для высоких – на 0.5 мм. Существенно лучше.
Отстроил струны почти по камертону. При таком натяжении дребезга нет нигде. Пусть живет в таком виде, с верхним порожком буду разбираться позже, если вообще буду. Общий вид гитары получился такой:
01010.jpg
01010.jpg (34.38 КБ) 298 просмотров
28.01.2021. Все-таки изготовил и поставил верхний порожек из кости, интервал между струнами сделал 9 мм, отступ от каждого края – по 2.5 мм. Чуть шире стандарта, но… удобно!

На этом восстановительные работы считаю законченными.

А теперь - немного о косяках, которые я вижу:

1. Дно можно было не укорачивать, просто сделать на нем небольшой купол, немного доработав поперечные рипы и поставив один вертикальный футер. Но... исходно обе деки у этой модели плоские, такая возможность пришла в голову уже потом.
2. На нижнем костяном порожке края, на которых лежат струны, получились чересчур острые: и струнам неполезно, и косточка вскорости крошиться начнет. По-хорошему надо было просто расширить пропил под порожек и работать с косточкой толщиной не 2.1, а хотя бы 4 мм - тогда запаса поверхности хватило бы на пологие выходы к струнам.

Наверняка у Уважаемого Сообщества будет еще вагон замечаний - покорно готов выслушать.
Гитара звучит вполне прилично - так, как и должна звучать Музима тех лет изготовления. Задача была ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК без всяких доработок и улучшений, поэтому и полировка - минимальна: не может 50-летний инструмент блестеть как в магазине. Делал я ее для моего хорошего друга, который тоже, как и я, испытал чувство ностальгии, как только прикоснулся к ней.
За это сообщение автора Geodimetr поблагодарил:
моторист (01 мар 2021, 09:08)

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее пост

Вернуться в «Канты, розетка, инкрустация»