Вот и перевод субтитров подоспел. Приятного аппетита
.
Лютье из Голландии Ад ван Куийк
Настройка деки
После приклейки всех пружин прослушайте стук-тон и найдите его на гитаре. Это В (Е-струна на 7-ом ладу). Его надо понизить до G или F#.
Я делаю записи по ходу процесса.
Сперва я отстрогал обе гармонические рипы до 15 мм, теперь я собираюсь сделать скосы на концах по 3 см с каждого.
Стук-тон был очень коротким (порядка 0,5 сек) – это означает, что дека слишком жёсткая.
Посмотрим что получится после придания формы гармоническим рипам.
Я скашиваю их до высоты 6 мм на концах. У меня есть плитки-подложки из твёрдой древесины на все размеры, чтобы не замерять каждый раз.
У меня пропали все эти видео, когда полетел мой компютер и после покупки нового все они исчезли, а это – самая важная часть строительства гитары.
Настройка деки делает гитару гитарой и этому учишься посредством опыта, поэтому конспектировать процесс каждой гитары столь важно. Я делаю это уже 25 лет и могу отследить записи каждой построенной гитары.
Только лютье в состоянии проделать все эти шаги, фабричные гитары все в один размер. Но каждый кусок древесины отличен от других. Из 10-ти фабричных гитар быть может одна с хорошим звуком. А лютье делает их более чем хорошо звучащими, поскольку он может усовершенствовать их до предела. Если зайти слишком далеко, то дека будет испорчена. Граница между «прекрасным» и «катастрофой» очень тонка. Искусство в том, чтобы остановиться как раз перед её пересечением.
Посмотрим чего мы достигли: стучим, сверяемся с гитарой – всё ещё В (7-ой лад).
Теперь я начинаю обрабатывать пружины веера. Сначала понижаю их высоту до 4 мм. Важно проделывать те же самые шаги на каждой пружине, иначе не достигнуть хорошего баланса между струнами. Поэтому я проделываю одинаковое число проходов на каждой пружине.
В этом-то и всё дело – вы просто делаете ящик, но с помощью всех этих шагов он превращается в музыкальный инструмент. Без них - это очередная обычная гитара, с ними – это инструмент ручной работы. Это мой личный «автограф» на инструменте. Даже если вы сделаете в точности то же, ваш инструмент будет отличаться от моего. Поэтому у моей гитары будет свой характер, у вашей – другой. Это самый важный шаг в постройке ваших собственных гитар.
Опять проверяем – пока ещё В.
Проверяем высоту всех пружин подкладкой 4 мм и корректируем выступающие области.
Далее понижаем все высоты до 3 мм.
Должен быть момент, когда дека начнёт вибрировать более живо, а тон понизится – искусство в том, чтобы доработать всё до этой стадии, не далее! Иначе дека будет испорчена. Поиск этих границ – захватывающее дело, нет обратной дороги! Но делать это – единственный путь научиться делать гитары. Дело не в том, чтобы выводить размеры в один и тот же стандарт из раза в раз, а в том, чтобы делать то, что требует каждая определённая дека.
Если это ваша первая гитара, обработайте все размеры согласно чертежу гитары, которую копируете. Если чертёж одного из великих лютье – это сработает. Затем начните себя спрашивать почему он делает вещи так, как делает. Но вы должны обработать до определённых размеров, иначе вы не узнаете что делать в седующий раз.
Я трачу время и понижаю высоту пружин точно до 3 мм, поскольку это тот шаг, который я могу занести в свои записи.
Я поменял рубаночек на более подходящий для этой стадии работы. Правильные инструменты очень важны и оказывают огромное влияние на окончательный результат.
Понижение высоты пружин до 3 мм понизило стук-тон до А (5-ый лад). Теперь я буду обрабатывать сечение пружин. Мне хочется сделать их полукруглого профиля для этой деки.
Это мой самый маленький рубанок, я очень его люблю!
Опять же будьте осторожны и снимайте одинаковое количество древесины с каждой пружины. Мне кажется полукруглый профиль пружин даёт более классический звук.
Сначала я обрабатываю одну сторону каждой пружины, затем разворачиваю и обрабатываю другую сторону. Пропустим остальное (для краткости).
Закругляю вершины наждачкой 150 грит, затем полирую 220 грит.
Потом прослушиваю стук-тон, чтобы увидеть результат. Тон понизился до G# (6-ая струна, 4-ый лад) и стал «раскрываться».
Здесь я начинаю делать скосы до нуля на концах пружин с обеих сторон. Скос длиной 3 см. Будьте осторожны, чтобы не врубиться в нежную деку. Скашиваем оба конца каждой пружины.
Здесь я использую маленькую циклю для удаления выступивших излишков клея... и для узких мест стамеску. Если не удалить излишки клея, они будут влиять на вибрацию деки. (Прим. перев.: на мой скромный взгляд удалять излишки клея надо сразу после приклейки пружин, ещё до всех последующих шагов по настройке деки.) используйте наждачку для сведения концов пружин в ноль.
И снова проверка – стук-тон понизился до G (6 струна, 3-ий лад) и вибрация длится около 2 секунд.
Я продолжаю делать записи прогресса. Думаю можно чуточку продолжить искать максимум вибрации. Но внезапно настаёт момент, когда услышите, что зашли слишком далеко и дека стала звучать хуже. Весь фокус в том, чтоб остановится до этого момента. Только опыт поможет в этом разобраться. Поэтому продолжайте прослушивание стук-тона очень часто.
Я стараюсь сделать его более живым путём снятия древесины деки в большом овале. Всего лишь лёгкое шлифование может оказать большое влияние и сделать деку более отзывчивой.
Я тут использую 220 грит и только легкое давление.
И снова прослушиваем. Я теперь слушаю продолжительность вибрации. Тон остаётся в районе G.
Проверим какова истиная толщина деки теперь - 2 мм на периферии. Уберём несколько «холмиков». Все эти маленькие шаги влияют на результат. Всё ещё не до конца удовлетворён результатом.
Я понижаю высоту пружин ещё на самую малость и убираю немного древесины с гармонической рипы. Стачиваю с боков, а не с вершины дабы не слишком нарушить прочность рипы. То же проделываю с верхней рипой. Тут не снимаю слишком, т.к. это не очень влияет на тон. Ошлифовываю следы рубаночка.
Далее удлиняю скосы рип с 3 до 4 см, а высоту кончиков с 6 до 4 мм для ещё большего раскрытия тона.
Вот, в основном, способ, которым я настраиваю свои деки. Множество маленьких шажков для достижения своей цели – живой вибрирующей деки со стук-тоном в районе F# - G – G#.
Я постарался найти границы возможностей этого куска ели для того, чтобы превратить его в часть музыкального инструмента, проверяя также на изгиб в обоих направлениях.
Надеюсь вы что-то узнали из этого видео.