Концертная из старых половиц

Изготовление классических и фламенко гитар из массива дерева или иного материала
_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 09 мар 2020, 02:40 » Концертная из старых половиц

Всем доброе время суток.

Давненько я не писал на форуме - к сожалению, сказывалась острая нехватка времени и цветочки жизни, разбившие телефон, на который снимались проекты :-D

Пожалуй, можно создать новую тему о проекте, который зрел уже не первый год. Еще в далеком 2018 я задался идеей сделать гитару из "отбросов". Из двери на форуме гитары уже делали - а вот я решил делать из старых половиц :-D
Главная задача - сделать инструмент концертного уровня, используя преимущественно старые половицы. Ключевой момент в том, что я не готов (сильно) жертвовать качеством звука, то есть гитара должна звучать примерно на том же уровне, что и все остальные мои инструменты. Если я буду чувствовать, что использование половиц для каких-либо элементов нецелесообразно, то придется заменить их на более адекватный материал. Например, я не собираюсь заниматься изготовлением своего шпона, и если не смогу найти толковую деку, то придется использовать залежавшийся у меня кусок редвуда-синкера - все-так он тоже в каком-то смысле "отброс" который подняли с морской глубины и распилили на заготовки :-D
Так же стоит уточнить, что изготовление гитар из того, что Бог послал - это на самом деле баловство: куда проще, быстрее и дешевле сделать инструмент из специально предназначенных для этого дела заготовок. Но идея глубоко засела в моей упрямой голове, и и начал копить подходящие деревяшки, благо лютеный опыт за последние несколько лет был набран достаточный для того, чтобы работать с третьесортным материалом.

Как у меня завелось, тему открываю с началом проекта и буду писать как об успехах, так и о провалах.
Проект, скорее всего растянется не на один сезон - планируется ряд экспериментов, часть которых, скорее всего, завершится провалами, но надеюсь форумчане окажут мне моральную поддержку, потешаться проектом, а новички может чему и поучатся *THUMBS UP*

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 09 мар 2020, 02:50 » Re: Концертная из старых половиц

Для затравки, кину пару фоток работы над подставкой.

Не раз на форуме упомянали палисандровый паркет...В моих краях такой роскоши нету, придется импровизировать.

В соседней теме я писал про изготовление карбоновых подставок - используем эту "фишку" и в этом проекте.
У меня к подставке требования просты - минимальный вес и достаточная прочность, чтобы удержать косточку под натяжением струн.
Минимальный вес нужен во-первых для увеличения мощности и громкости, во-вторых для получения быстрой атаки.

Для эксперимента распилил половицу из сахарного клена. По весу должна получиться чуток легче, чем палисандр. Внешний вид, надеюсь, будет нормальный - даже имеется чуток "волны" *THUMBS UP* .
Бутерброд из клена и карбона залит "бакситкой" West system и лежит под прессом пока не просохнет. Мои палисандровые подставки весят около 16г - если кленовый бутерброд выйдет тяжелее, придется забраковать.
Вложения
2020-03-05 14.23.47.jpg
2020-03-05 14.23.47.jpg (72.25 КБ) 447 просмотров
2020-03-08 18.24.50.jpg
2020-03-08 18.24.50.jpg (115.66 КБ) 447 просмотров
2020-03-08 19.09.05.jpg
2020-03-08 19.09.05.jpg (135.39 КБ) 447 просмотров

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 09 мар 2020, 22:08 » Re: Концертная из старых половиц

Пока бакситка сохнет, порассуждаем об атаке.
Атака определяет скорость, с которой гитара извлекает звук после щипка (а точнее, наше восприятие этой скорости).
Гитары с быстрой атакой звучат четко, резко. Гитары с медленной атакой звучат тянуще, певуче.
Примеры "быстрых" инструментов - фламенко, ультра легкие решетки (например, бальса+карбон австралийской школы)
Средних - жесткие современные концертные вееры.
Медленных - традиционная испанка.

Для того, чтобы послушать разницу, попросите знакомого гитариста сыграть Астурию Альбениса на традиционной испанке и на фламенке. На мой слух, традиционная классика "не успевает" за произведением и звучит не к месту.
Теперь попросите сыграть что-нибудь заунывно-тянущееся, например романс Гомеза. Теперь фламенко звучит совершенно не в тему.
В добавок к резкости, есть мнение, что у быстрых гитар лучше разделение звуков при быстрой игре, в то время как медленные гитары сливаются в кашу если играть очень быстро.

Пища для размышлений:
Атака должна подходить к стилю исполняемой музыки.
Быстрая атака - не самоцель.
Атаку стоит рассматривать в паре с сустейном. Выигрышные комбинации: быстрая атака - долгий сустейн, быстрая атака - короткий сустейн, медленная атака - долгий сустейн.

Глядя на разные типы гитар, атака ускоряется, если жескость деки равномерна по всей длине (например, как при настройке фламенко) и если подставка легкая по отношению к жесткости деки. Атака замедляется, если подставка тяжелая по отношению к деке и дека настроена так, чтобы центр (под подставкой) был жестким и тяжелым, но дека утоньшалась (и теряла жесткость) к краям БО (как на многих классиках).

Мое стремление к подставке <16г в этом проекте объясняется тем, что:
во-первых, я хочу инструмент с быстрой атакой (подходит для исполнения более широкого диапазона произведений, большинство знакомых профессиональных гитаристов предпочитают быстрые гитары, молодое поколение гитаристов предпочитает скорость),
во-вторых, позволяет ставить менее жесткую деку (а значит, тоньше и легче),
в-третьих, вес на готовую подставку всегда можно добавить, но почти невозможно убрать.
За это сообщение автора _cabot_ поблагодарил:
Амаяк Тарахчян (09 мар 2020, 22:18)

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 10 мар 2020, 00:54 » Re: Концертная из старых половиц

Один из самых важных вопросов - из чего делать деку.

Год назад прочесал стопку пинусовых половиц - увы, ничего подходящего так и не нашел. Сплошные узлы, сколы, смола
Потом приглянулась доска из неизвестного пинуса с очень узкими годичными слоями, линии прямые-прямые, чуть больше метра в длину без каких-либо изъянов.
Распилил, вывел на толщину, начал тестировать на простук. По моим расчетам, вес конечной деки выходил в два раза больше, чем среднестатистическая елка. Совсем не годится для концертной гитары - пришлось выкинуть.

На выходных вышел на стопку половиц из пихты дугласа. Вот это уже намного интереснее.
К сожалению, почти все пробиты гвоздями по центру, но есть и толковые экземпляры. Феншуйный распил, легкие, просто красота. Американцы делают гитары из дугласа - чем я хуже? Правда, говорят он капризен к перемене влажности.

Выведу пробничек на толщину, рассчитаю вес деки. Возможно, пороюсь в досках, найду еще чего.

Рабочая ширина около 7см макс, так что придется клеить 5-6 досок, но я не вижу в этом вооще никакой проблемы, особенно если это даст возможность подобрать самые легкие и прочные бланки. Если хорошо пойдет, то пущу его и на пружины.
Вложения
2020-03-08 11.26.33.jpg
2020-03-08 11.26.33.jpg (112.18 КБ) 376 просмотров
2020-03-08 11.26.53.jpg
2020-03-08 11.26.53.jpg (97.76 КБ) 376 просмотров

Аватара пользователя
Neko v miske
посты: 191
: 19 фев 2012, 18:23
: Рейек
: Петербург
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 10 раз

пост Neko v miske » 10 мар 2020, 21:14 » Re: Концертная из старых половиц

Удачи в работе)))в творчестве)))будем следить за всеми драмами и трагикомедями)и поддерживать по мере сил) :-D .Две гитары собираю считай так же из остатков старого паркета,брёвен кедра,лежавших годами в шкафу и старых полок. drv
Солнечный ветер в шелесте листьев..

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 10 мар 2020, 22:24 » Re: Концертная из старых половиц

Спасибо, Рейек.

На самом деле в старой древесине на мой взгляд, за исключением деки, нету ничего "неправильного" - главная проблема, это время и силы на ее обработку, да еще и на "любительском" оборудовании, а то и вообще ручным инструментом.
С декой я очень придирчивый - бракую даже специально заготовленные для этого дела бланки, куда уж там пинусовым половицам.

Немного помучал пихту дугласа - надеюсь, она не окажется дохлой плинтусой, или того хуже, пихдугласой *CRAZY*
Вес нравится, жесткость не очень (но это можно вылечить). Главная проблема - множество крошечных кармашков со смолой. Я браковал европейскую ель с такой же проблемой: во-первых, заготовка была слишком тяжелой, во-вторых, косметически, очень плохо смотрелась. Надо еще порыться в завалах, поискать подходящие дощечки.

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 10 мар 2020, 23:16 » Re: Концертная из старых половиц

С грифом все намного проще. Я делал грифы из кубинского и американского махагона, орешка и цедрелы.
Цедрела слишком рыхлая и легкая - оставим ее для фламенок. Орех немного сложноват в обработке. Кубинский махагон, имхо, идеален. Американка - где-то между кубинкой и цедрелой. Давно хотелось попробовтаь клен.

Есть мнение, что очень легкие подставки убивают сустейн. Быстрая атака и короткий сустейн хороши для фламенко. Для концертного инструмента общего назначения сустейна должно быть достаточно и для медленного, мелодичного репертуара.
Народная мудрость гласит, что тяжелый, жесткий гриф способствует сустейну. Анкер я ставлю на все свои гитары - он добавит лишнего веса - но вес самой деревяжки тоже важен. Клен и кубинка отлично подойдут.

В запасах есть половицы из кубинки - из них уже сделано три грифа и должно хватить еще хотя бы на три.
Поищу и клен - может сделаю сразу парочку грифов.

Из чего делать накладку пока так и не решил. Выбор половиц небогатый. Есть красивые куски тика, но он очень сложен в обработке, плохо клеится и быстро затупляет лезвия (в том числе и дорогие, специально купленные для нарезания слотов на циркулярке %(((( ).

Аватара пользователя
Neko v miske
посты: 191
: 19 фев 2012, 18:23
: Рейек
: Петербург
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 10 раз

пост Neko v miske » 11 мар 2020, 00:20 » Re: Концертная из старых половиц

_cabot_ писал(а):
10 мар 2020, 22:24
На самом деле в старой древесине на мой взгляд, за исключением деки, нету ничего "неправильного" - главная проблема, это время и силы на ее обработку, да еще и на "любительском" оборудовании, а то и вообще ручным инструментом.
С декой я очень придирчивый - бракую даже специально заготовленные для этого дела бланки, куда уж там пинусовым половицам.
Полностью согласен)))например материал на пружины взял из дровеняка у деда,мир его памяти,ель сибирская меж прочим.здоровенные дровины.наколол,привёз в охапке через треть страны нашепил уже в Питере.прочные,лёгкие.где косослой,где нет,но это всё реашемо.материал на деки мне прислали ещё в 11ом году с Алтая в виде двух досок и бревна прямослойного-70 лет сушки))) ;D тоже из дровеняка взято)))ну и так далее)))
Солнечный ветер в шелесте листьев..

Аватара пользователя
Neko v miske
посты: 191
: 19 фев 2012, 18:23
: Рейек
: Петербург
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 10 раз

пост Neko v miske » 11 мар 2020, 00:23 » Re: Концертная из старых половиц

_cabot_ писал(а):
10 мар 2020, 22:24

Немного помучал пихту дугласа - надеюсь, она не окажется дохлой плинтусой, или того хуже, пихдугласой *CRAZY*
а чем она характерна? withlupa

клён-2 года тому спилили (вот накуа???) несколько клёнов ,я как порядочный столяр брёвна уволок,залил торцы краской и на чердак..на ддаче.а там после кап ремонта сухо,и прохладно)вот думаю,когда пригодятся... *DONT_KNOW*
Солнечный ветер в шелесте листьев..

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 12 мар 2020, 01:32 » Re: Концертная из старых половиц

Neko v miske писал(а):
11 мар 2020, 00:23
а чем она характерна? withlupa
Для меня главное требование к концертной деке - хорошее соотношение жесткости к весу. Если вы хотите мощную, громкую гитару, то без легкой, прочной деки вам не обойтись, вне зависимости от материала деки и схемы пружин. Громкость нужна не только ради самой громкости, но и высокого потолка и хорошей динамики - возможности играть fff и ppp. Для концертного гитариста это очень важно. Чтобы иметь хороший диапазон громкости относительной, надо иметь хороший запас громкости абсолютной.

Ну и конечно, когда нейлоновый инструмент играет громче акустики с металлическими струнами, мастеру очень приятно :-[

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 12 мар 2020, 02:20 » Re: Концертная из старых половиц

Кстати о подставках и динамике - из моих наблюдений, если вес подставки больше, чем позволяет дека, то гитара сильно теряет динамику. Не только падает абсолютная громкость, но и гитара очень быстро "заводится" и мгновенно упирается в потолок. Тобишь играешь слабо - гитара не играет тихо, а упирается в потолок, играешь сильно - гитара упирается в потолок.
С легкими подставками такого не наблюдалось.

Бланки готовы. По моим рассчетам выйдет 15г - я согласен с такими работать.
Стоит отметить, что если вы решили играться с карбоном, то не надо использовать любимые стамески (например, Ashley Iles на фото). Карбон обладает волшебным свойством по превращению хороших лезвий в лезвия поломанные. Я бы советовал использовать мягкую сталь - проще потом перетачивать. После фото в бой пошел пролетарский Narex, а не Iles.

Сделаю отзыв и об Ashley Iles. *YES*

Вообще я стараюсь избегать английский инструмент - тут, пожалуй, со времен первой мировой качество инструмента падало, а цены росли. В последнее время стали вообще делать хуже китайцев.
Но Ashley Iles пользуются бешеной популярностью - я свои ждал 3 месяца.
Качество стали отменное, сама стамеска изготовлена очень аккуратно. Форма лезвия тонкая, элегантная. Есть возможность купить со скидкой только лезвия без ручек и выточить ручки самому (что я и сделал). Цены очень приличные по сравнению с Веритасами и Нильсонами.
Я влюбился :-[
Вложения
2020-03-10 18.41.11.jpg
2020-03-10 18.41.11.jpg (80.16 КБ) 248 просмотров
2020-03-10 18.47.20.jpg
2020-03-10 18.47.20.jpg (133.33 КБ) 248 просмотров
2020-03-11 23.34.42.jpg
2020-03-11 23.34.42.jpg (60.43 КБ) 248 просмотров

_cabot_
посты: 912
: 22 дек 2016, 23:27
: Роман
: Шотландия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 160 раз

пост _cabot_ » 13 мар 2020, 23:05 » Re: Концертная из старых половиц

Начал пилить кубинку на бланки под гриф. Не думали половицы в спортзале, пока их топтали ногами, что в один прекрасный день они станут музыкальным инструментом :-D

Если кто решит маяться подобной дурью, учтите, что в половицы набиваются грязь/песок которые могут искрить при контакте с ленточкой. Я выключил отсос от греха подальше пока срезал "грязные" края.

На накладку нашлась половица неизвестного происхождения. Что-то немного похожее на махагон, но очень жесткая и очень тяжелая.
Так же нашел кленовую половицу с птичьими глазками - альтернативный вариант для накладки. Возможно будет выглядеть ОК, возможно дико. На телекастерах клен смотрится неплохо, но быстро пачкается.
Вложения
2020-03-12 08.55.04.jpg
2020-03-12 08.55.04.jpg (129.07 КБ) 190 просмотров
2020-03-12 09.11.53.jpg
2020-03-12 09.11.53.jpg (107.1 КБ) 190 просмотров
2020-03-12 14.17.52.jpg
2020-03-12 14.17.52.jpg (94.41 КБ) 190 просмотров

Ответить

Вернуться в «Как сделать классическую гитару»