MasterGitar.com MasterGitar.com

Фугование половинок деки

Фугование половинок деки


Для точнейшей подготовки кромок деки к склейке понадобится специальное приспособление. Решений несколько. Но все сводится к тому, что заготовка обрабатывается очень нежно настроенным рубанком или приклеенной к ровной поверхности наждачной бумагой.

Заготовка для изготовления деки гитары состоит обычно из двух почти одинаковых частей. На практике составляющих частей у деки может быть больше. Сегодня просто уже принято, что гитара высокого качества должна иметь деку из двух симметричных половинок.

Симметричность добивается тем, что заготовки вырезаются одна за другой, и раскрываются как книжка. Из-за того, что древесина практически из одного места, рисунок слоев повторяется с минимальными изменениями, которые можно разглядеть только при очень пристальном рассматривании.

Когда мы говорим о дереве, то всегда есть какая-то, пусть и незначительная, но разница от заготовки к заготовке.

Размеры каждой зависят от типа гитары, для которой они задуманы. Например, для классики это 520х220х5мм. Конечно, размеры могут варьироваться, важно, чтобы они подходили к вашему гитарному шаблону. Наша задача на этом этапе подогнать эти половинки, чтобы потом склеить в целый щиточек, из которого потом вырезать нашу деку.

Основные требования к склейке

Склейка деки должна быть очень надёжна и красива внешне. Не должно быть никакого, по крайней мере, хорошо видимого, клеевого шва.

невидимый шов склейки деки

Линия склейки - это и есть центральная, осевая гитары, ровно середина готовой деки на гитаре. Склеивать половинки надо торцами с более узкими межслоевыми промежутками.

Середине гитары должна достаться самая радиальная и мелкослойная древесина. Линия склейки должна быть параллельна слоям.

Хитрости планирования

Когда вы планируете, как будет выглядеть готовая дека, то учитывайте возможные недостатки заготовок. Верхняя часть деки посредине закрыта накладкой, чуть ниже находится отверстие. Если есть какие-то дефекты, попытайтесь, чтобы они попали именно в эти области. Также, если дека неодинаковая по длине, то лучшая часть пусть достанется большому овалу. Маленькая хитрость и с качеством клеевого шва – он может иметь недостатки в этих же местах.

Шов должен быть красивым от розетки до конца деки в большом овале.

Задача - сделать оба торца ровными в продольном направлении, а также выдержать угол 90 градусов между торцом и большой стороной половинки деки.

На самом же деле половинки надо только подогнать друг к другу. Если торец одной половинки будет иметь некоторую плавную неровность, в пределах нескольких десяток, то вторая половинка должна эту неровность иметь в обратном исполнении. На практике удобно отталкиваться от прямой линии, а не повторять всякие сложные изгибы.

То же самое касается и угла между торцом и плоскостью деки. Некоторое отклонение от прямого угла может быть просто скомпенсировано. Это достигается элементарным переворачиванием заготовок. Это вы сможете увидеть повсеместно, когда обрабатываются сразу две половинки, если как книжку эти заготовки раскрыть, то стык по углу идеально сойдется.

Фугование. Нюансы работы

Сначала рубанком подгоните грубо торцы, руководствуясь тем, что склейка должна быть параллельна линиям слоёв дерева. На этом этапе хорошо каждую заготовку подогнать быстро к уровню. Опять напомню, что параллельность слоев визуально важна в нижней части деки, поэтому именно её сделайте максимально ровной в ущерб малому овалу.

Проверять оставшийся зазор очень легко напротив источника света. Хорошая склейка будет тогда, когда свет не будет виден.

Если вы обрабатываете заготовки по одной, то обратите внимание на то, что зазор на просвет видно хорошо, но не до конца понятно какую половинку надо обрабатывать, особенно когда зазор уже совсем мал. Будьте внимательны, уровень вам в помощь.

Для дальнейшей точнейшей подготовки торцов к склейке понадобится какое-нибудь приспособление. Решений несколько. Но все сводится к тому, что заготовка обрабатывается очень нежно настроенным рубанком или приклеенной к ровной поверхности наждачной бумагой.

Принцип обработки может немного различаться. Можно двигать заготовку, а нож фиксировать, например, закрепить на боку фуганок. Или, наоборот - вы фиксируете деку и обрабатываете торец скользящим на боку фуганком.

подгонка склейки деки рубанком

То же самое и с использованием наждачной бумаги. Она крепится к какому-то бруску, который закреплен или двигается.

Заготовки можно обрабатывать по одной, а можно их зажать и вместе.

подгонка склейки деки наждачкой

Какая бы схема не была выбрана, инструмент должен ровно идти по торцу заготовки. Обычный рубанок имеет слишком маленькую площадь перед ножом, поэтому требуются дополнительные меры, особенный рубанок или ловкие руки.

Простейшее приспособление – это сформировать упор из которого торчит нож, как из рубанка. В самом простом исполнении можно закрепить рубанок, приставить перед ним в одну плоскость дополнительный упор, а перед ним положить, что-то ровное, чтобы заготовка доставала до ножа.

подгонка деки гитары

Также просто изготовить полностью упор и сделать устройство для закрепления ножа. Это может быть и простой металлический уголок с обработанной поверхность.

На уровень клеят наждачную бумагу, на двусторонний тонкий жесткий скотч.

У нас на форуме в темах, где дело доходит до изготовления деки, часто описано каким образом форумчанин решил вопрос подгонки половинок деки.

Микола Руденко